Российский профессиональный союз моряков откликнулся на просьбу зарубежных коллег, и юристы организаций уже начали аккумулировать имеющийся опыт в области криминализации. Кроме того опросы будут проводиться среди членов РПСМ и на судах, ошвартовавшихся в российских портах. Одними из первых за дело взялись представители Балтийской территориальной организации РПСМ. Главный правовой инспектор БТО Дмитрий Иванов поделился с нами своим мнением на счет проводимого опроса и рассказал о ходе работы:
– Мы начали с того, что подняли дела моряков, которые в свое время обращались в профсоюз за помощью. Здесь нас интересуют не рядовые обращения членов РПСМ, например, связанные с невыплатой зарплаты, а именно те, которые имели уголовную подоплеку. И хоть таких дел в нашей практике было не много, все же они есть. Естественно мы не станем называть имена моряков или суда, где они работали, так как опрос этого не требует. Юридический отдел лишь соберет воедино накопленный за двадцатилетний период опыт и предоставит все данные в SRI. По собственному опыту могу сказать, что тема криминализации – одна из серьезных проблем, с которыми моряки сталкиваются во время рейса. Чтобы защитить себя члены экипажей должны обладать хотя бы минимальными знаниями в области права. Например, если моряк является обвиняемым или даже проходит по делу как свидетель, он имеет право ничего не говорить против себя или своих родственников, а показания давать только в присутствии адвоката. В случае, если неприятности начались на территории другого государства, человек имеет право на получение консульской помощи и переводчика. Перестраховаться лучше и перед рейсом. Например, заручиться поддержкой профсоюза или опытного адвоката, специализирующего на морском праве. В этом случае моряк при возникновении проблем сможет получить оперативный совет или консультацию, как грамотно себя вести в той или иной ситуации.
От себя добавим, что опросник состоит из нескольких секций. Ответы на вопросы предлагается дать как тем, кто был обвинен в уголовном преступлении или выступал в качестве свидетеля по делу, так и тем, кто никогда не сталкивался с подобными проблемами. Вот лишь некоторые вопросы, которые призваны помочь завершить исследование на тему криминализации:
Были ли Вы обвинены в уголовном преступлении с момента, когда Вы начали работать в море?
Что послужило причиной предъявления Вам обвинения?
Подверглось ли Ваше судно обыску?
В какой стране Вам было предъявлено обвинение?
Вас запугивали или Вам угрожали?
Если Вас заключали под стражу, пытались ли Вы выйти под залог?
Вам предоставили переводчика?
Вам как свидетелю были разъяснены Ваши права?
Вы обеспокоены тем, что против моряков выдвигаются обвинения?
Остановит ли Вас это от работы в море?
Это только небольшое количество вопросов, представленных в опросе. Если Вы обвинялись или были свидетелем несправедливого отношения к морякам и готовы поделиться опытом, Вы можете обратиться в любую территориальную/региональную организацию Российского профсоюза моряков и заполнить опрос, подготовленный Международной организацией «Права моряков» и Международной Федерацией транспортных рабочих. Напоминаем, что вся предоставленная Вами информация будет носить исключительно конфиденциальный характер, а после внесения всех данных в исследование, утилизирована.
Справка: SRI является независимым международным органом, который занимается ликвидацией правовой безграмотности среди моряков. SRI предлагает практическую поддержку попавшим в беду членам экипажей, а также ряд материалов (новости, аналитические статьи, исследования), содержащих полезную и исчерпывающую информацию о правах моряков во всем мире.
Отметим, что права моряков являются сложной областью юриспруденции. Они попадают под международные и национальные законы и находятся на стыке морского, трудового, уголовного, и экологического прав. Зачастую, находясь в чужой стране, члены экипажей, оказавшиеся в затруднительном положении, не знают что делать, к кому обратиться за помощью и как защитить свои интересы. Узнать больше об организации «Права моряков» можно на сайте www.seafarersrights.org, который был создан специально для того, чтобы моряки имели возможность в доступной форме получать всю необходимую информацию о том, что нужно сделать, чтобы защитить себя, оказавшись один на один с проблемой.