Таких кораблей до сих пор не было не только в России или в СССР, но и, как говорит, гендиректор конструкторского бюро "Алмаз" Александр Шляхтенко, во всем мире. Уже в 2019 году наша страна получит уникальный многофункциональный патрульный ледокол "Иван Папанин". А заложили его на днях в Санкт-Петербурге "Адмиралтейские верфи".
Имя обязывает
19 апреля на старейшей российской верфи прошла торжественная церемония закладки патрульного корабля ледокольного типа проекта 23550 "Иван Папанин". Участие в праздничном мероприятии приняли главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Королев, заместитель генерального директора АО "Адмиралтейские верфи" Андрей Быстров, генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петерубрга Максим Мейксин и главный советник президента ОСК по военному кораблестроению Виктор Чирков.
Имя корабля и его предназначение обязывали выступающих хотя бы кратко вспомнить историю освоения российской Арктики. Главком ВМФ Владимир Королев подметил интересную закономерность. В 1937 году СССР организовал первую воздушную экспедицию на Северный полюс, высадив с самолетов на дрейфующую льдину ученых во главе с Иваном Папаниным. Спустя сорок лет, в 1977 году Северный полюс вновь был взят штурмом, на этот раз его впервые в истории достигло надводное судно — атомный ледокол "Арктика". Отсчитываем еще сорок лет — и попадаем в 2017 год. Патрульный ледокол проекта 23550, конечно, не предназначен для походов на полюс, но в северных морях его очень ждут.
— Я хотел бы подчеркнуть, что этот корабль нам действительно необходим, —заявил Владимир Королев. — Вы знаете, какое масштабное строительство развернуто сегодня Министерством обороны в Арктике. И нам нужен сегодня надводный боевой корабль, который сможет действовать в Арктике самодостаточно и в составе сбалансированной группировки.
"Иван Папанин" не зря назван многофункциональным патрульным кораблем. Он объединит функционал буксира, патрульного корабля и ледокола, способного преодолевать лед толщиной до 1,5 м. В его задачи будет входить конвоирование и буксировка в порт задержанных судов, сопровождение и поддержка судов обеспечения, участие в спасательных операциях, перевозка специальных грузов.
При необходимости патрульный ледокол сможет даже самостоятельно наносить артиллерийские удары по морским, береговым и воздушным целям. Для этого он будет оснащен автоматической артиллерийской установкой АК-176МА (проект санкт-петрбургского завода "Арсенал") калибра 76,2 мм и максимальной дальностью поражения до 16 км. Кроме того на нем предусмотрены вертолетная площадка и ангар для базирования вертолета и беспилотных летательных аппаратов. Также "Папанин" будет располагать двумя скоростными боевыми катерами типа "Раптор".
— Сегодня закладывается уникальный корабль, который при высоких характеристиках ледопроходимости имеет прекрасную боевую составляющую. У него нет аналогов в российском, да и, пожалуй, в мировом судостроении, — отметил генеральный директор ЦМКБ "Алмаз" Александр Шляхтенко.
"Очень сложный, очень серьезный..."
Именно "Алмазу" в свое время была поставлена задача спроектировать принципиально новый для отечественного ВМФ корабль.
Оснащать ледоколы вооружением или придать ледовый класс патрульным кораблям — сама по себе идея не новая. У норвежцев, к примеру, в составе береговой охраны есть "Свальбард", который имеет функции сторожевика и на данный момент считается единственным в мире боевым ледоколом. Он вооружен шведской артиллерийской установкой Bofors калибра 57 мм и способен ходить во льдах толщиной, по разным источникам, от 0,8 до 1 м.
Но "детище" российской конструкторской мысли, войдя в состав флота, оставит "норвежца" далеко позади. Несколько недель назад по этому поводу уже забил тревогу немецкий журнал Stern, написав, что Северный полюс превратится в "море Путина". Норвежский "Свальбард" и тем более еще более слабые канадские ледоколы конкуренции не выдержат
"Эти корабли хоть и считаются военными, вооружены они лишь легкими автоматическими пушками. В первую очередь они должны держать морские пути свободными и быть в состоянии достичь отдаленных побережий. Настоящими военными кораблями, предназначенными для морского боя, они не являются, тогда как российский проект 23550 — истинный морской воин. К тому же сравнительно небольшой российский патрульный корабль ледового класса в состоянии осуществлять запуск ядерных крылатых ракет", — пишет немецкое издание.
К тому же одним "Иваном Папаниным" дело не ограничится. Следом за ним, возможно, уже в конце текущего года или в начале 2018-го, будет заложен его близнец "Николай Зубов", названный в честь еще одного известного отечественного полярника. В состав флота оба войдут не позднее 2020 года.
Завершая официальную часть мероприятия, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин отметил, что судостроительная отрасль в Санкт-Петербурге сейчас на подъеме:
— Мы в прошлом году построили 11 заказов различных видов на наших предприятиях. Сейчас в постройке находится более 30 проектов. "Иван Папанин" — это еще один очень сложный, очень серьезный проект, который доверено реализовывать нашему предприятию, "Адмиралтейским верфям". Я считаю, что это возможность в очередной раз продемонстрировать очень серьезную судостроительную компетенцию, которая есть у нашего города.
Дальше последовали заслуженные поздравления в адрес корабелов, и заиграл военный оркестр — церемония подошла к своей кульминации. Почетные гости прошли к стапелю, на котором уже находилась одна из секций будущего ледокола, после чего главнокомандующий ВМФ Владимир Королев лично прикрутил сверкающую металлическую табличку с названием корабля.
Закладка "Ивана Папанина" состоялась.