Ровесник атомной отрасли России – "ОКБМ Африкантов"

В декабре 2015 АО "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова" отмечает 70-летний юбилей своей деятельности. 27 декабря 1945 года вышло постановление СНК СССР об образовании на базе Горьковского артиллерийского завода № 92 "ОКБ по проектированию специальных машин" для решения задач советского "Атомного проекта".

В конце 40-х годов нижегородское ОКБ активно участвует в создании первых промышленных ядерных реакторов, а в 1950-е годы — в разработке реакторов для военно-морского и гражданского флота. 
1 января 1967 г. ОКБ получает открытое название "Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения" (ОКБМ), а в 1998 году ОКБМ присваивается имя И.И. Африкантова — главного конструктора (с 1951 г.) и начальника (с 1964 по 1969 гг.) предприятия. 

Сейчас ОКБМ – одна из ведущих конструкторских организаций атомного машиностроения России, крупный научно-производственный центр атомного машиностроения.
О своей работе, последних разработках и перспективах развития предприятия рассказывают заместитель директора по науке Александр Бахметьев и начальник отдела разработки судовых ядерных энергетических установок "ОКБМ им. Африкантова" Алексей Пахомов.
 

О традициях и о кадровой политике


Александр Бахметьев, заместитель директора по науке АО "ОКБМ им. Африкантова"

Александр Бахметьев, заместитель директора по науке АО "ОКБМ им. Африкантова" / Корабел.ру


"ОКБМ Африкантов" – предприятие с традициями. И генеральный директор, и все его замы за редким исключением, пришли на предприятие молодыми специалистами и не понаслышке знают, что такое инженерный труд. Многие руководители среднего звена также начинали свою трудовую деятельность с конструкторов. Поэтому в своей деятельности принимают решения с пониманием всех проблем, с которыми сталкивается инженер.
Сейчас в ОКБМ трудится более 4200 сотрудников, из которых около 1000 человек в конструкторском отделе, 1600 – в производственном комплексе и по 200 человек – в технологическом отделе и научно-исследовательском испытательном комплексе.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


В 90-е годы мы очень здорово просели по численности. Но сейчас наш штат укомплектован в полном объеме. И в последние годы мы усиленно занимаемся вопросом повышения производительности труда. Рассчитываем, что растущий объем работ мы можем выполнить даже еще с меньшей численностью, чем сейчас.

У нас хороший средний возраст для научно-технической деятельности – 42 года. У людей еще есть и силы, и задор, и опыт, что для науки очень важно. При этом, треть нашего состава – люди до 35 лет.
Мы также плотно занимаемся подготовкой кадров. Основной поставщик инженерных кадров для ОКБМ – это Нижегородский государственный технический университет. У нас на предприятии создана базовая кафедра, где мы проводим обучение студентов.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Но наше оснащение требует не только подготовленных инженеров, но и людей рабочих специальностей. Поэтому мы вкладываемся в Сормовский механический техникум – основной ресурсный центр квалифицированных рабочих.
 

Атомные установки для кораблей – наша гордость
 

Александр Бахметьев, заместитель директора по науке АО "ОКБМ им. Африкантова"
Гордость ОКБМ – 460 реакторных установок (РУ) для атомных подводных лодок и надводных крейсеров, которые мы сконструировали и для которых изготавливали оборудование. Суммарная наработка этих изделий превысила 10 000 реакторо-лет. В России такого количества установок не изготавливал никто.

Нашими установками оснащены 9 атомных ледоколов. Суммарная наработка 20 наших установок на данных судах превысила 365 реакторо-лет. И здесь мы также продолжаем совершенствоваться.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Кроме того, ОКБМ – мировой лидер по производству реакторных установок на быстрых нейтронах. Речь идет о установках БН-350, БН-600, БН-800.
В 2025 году мы планируем ввести в строй коммерческий реактор БН-1200. Мы очень здорово поработали с проектантом над этой РУ, особенно в части экономики, чтобы она по стоимости была близка к водяным реакторам. Существенно продвинули уровень безопасности. Каждый наш новый проект – это шаг в улучшении безопасности.

Еще раз о "РИТМ-200"

 

Алексей Пахомов, начальник отдела разработки судовых ядерных энергетических установок АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Алексей Пахомов, начальник отдела разработки судовых ядерных энергетических установок АО "ОКБМ им. Африкантова".
Эскизный проект реакторной установки четвертого поколения "РИТМ-200" был разработан в 2007 году, в 2014 году начато изготовление оборудования для головной установки, комплексная поставка будет завершена в 2016 году. Напомню, данная установка пойдет на головной ледокол проекта 22220 "Арктика".

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Основные отличия "РИТМ-200" от установки третьего поколения типа "КЛТ-40", которая установлена на действующих линейных атомных ледоколах проекта 10521, заключается в компактности (масса РУ снизилась примерно в 1,7 раза), повышенном (в 2 раза) энергоресурсе, а главное в увеличенном периоде непрерывной работы (в 3,2 раза), что позволило увеличить период между перегрузками от 3,5 до 7 лет. Кроме того, там применены новые системы безопасности и аварийной защиты.

"РИТМ-200" – универсальная установка. Она может использоваться на целом ряде объектов различного назначения, в том числе и на плавучих АЭС, добычных комплексах, плавучих базах, нефтяных платформах и других объектах.


"РИТМ-200" и перспективные ледоколы


Алексей Пахомов, начальник отдела разработки судовых ядерных энергетических установок АО "ОКБМ им. Африкантова".

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


В большей степени продвинулась работа по применению установки "РИТМ-200" на новых проектах: атомных ледоколах "Лидер" (ЛК-110Я) и новом мелкосидящем ледоколе. Предполагается, что мелкосидящий ледокол будет эксплуатироваться в районах, где сейчас работают "Таймыр" и "Вайгач".

"Лидер" будет использоваться для проводки судов по высокоширотным трассам Северного морского пути с толщиной ледового покрова до 3,5 метров. Сейчас завершены эскизные и концептуальные проекты ледоколов, которые выполняет ЦКБ "Айсберг".
Для мелкосидящего ледокола предполагается использовать РУ, близкую к "РИТМ-200" – форсированную установку тепловой мощностью 209 МВт в однореакторном исполнении.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Для ледокола "Лидер" мы предложили несколько вариантов, начиная с четырех установок "РИТМ-200" без изменений, трех форсированных установок типа "РИТМ-200".

Тем не менее, наиболее предпочтительным с экономической точки зрения мы видим использование двух реакторных установок тепловой мощностью от 315МВт каждая – "РИТМ-400". Концептуальный проект данной РУ уже разработан. В ближайшее время мы начнем проработку технического проекта.
 

РУ для перспективных атомных ледоколов

 

ПараметрМелкосидящий ледоколЛедокол "Лидер"
Мощность ГЭУ, МВт40120
Осадка, м8,513
Ледопроходимость, м2,33,5
Паропроизводительность, т/ч1*2092*315
Температура пара, oС296450
Давление пара, МПа (абс)3,82
Срок службы до списания, лет40
Ресурс до списания, ч320000
Срок службы до ремонта, лет20
Ресурс до ремонта, ч160000
Период непрерывной работы, ч26000
Период между перегрузками, лет7,34,7


ПАТЭС, перспективный ПАТЭС и блочный транспортный энергоблок


[О ПАТЭС "Корабел" подробно писал здесь – "Академик Ломоносов" – смотр перед выходом]

Алексей Пахомов, начальник отдела разработки судовых ядерных энергетических установок АО "ОКБМ Африкантов".
Основное преимущество ПАТЭС, по сравнению с традиционной атомной станцией, это то, что при выводе плавучего блока из эксплуатации он не оставляет на площадке никаких радиоактивных материалов, при этом проявляет достоинства атомной энергии – такие, как длительность работы без перегрузки топлива, высокая надежность, высокий уровень безопасности.

Реактор. ПАТЭС "Академик Ломоносов" / Корабел.ру


На головном ПЭБ "Академик Ломоносов" применена реакторная установка третьего поколения "КЛТ-40С", тепловой мощностью 150МВт.

Применение РУ нового поколения "РИТМ-200" может существенно улучшить характеристики ПЭБ. Основное – это увеличение интервала между перегрузками до 10 лет, соответственно до докового ремонта плавучего блока. Отсутствие процедуры перегрузки на площадке позволяет исключить дорогие и сложные перегрузочный комплекс и комплекс обращения с отработавшим ядерным топливом.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


В северных регионах страны, на замерзающих и мелководных реках, востребованы атомные станции энергетической мощностью до 6 МВт. В ОКБМ есть две станции малой мощности в двух исполнениях типа "АБВ-6Э": непосредственно ПАТЭС и береговая атомная теплоэлектростанция с большой унификацией между двумя проектами.
Данные станции (блочный транспортный энергоблок) обеспечивают выдачу 6 МВт электроэнергии и 12 гигокалорий тепла в час.
К месту базирования БТЭБ транспортируется на несамоходной барже, затем в случае необходимости, перегружается на береговую площадку.
 

Потенциальные площадки размещения АТЭС на базе РУ "АБВ-6Э","КЛТ-40С" и "РИТМ-200" / Атомэнергомаш


Потенциальные площадки размещения АТЭС на базе РУ "АБВ-6Э", РУ "КЛТ-40С" и "РИТМ-200"


О развитии и планах


Александр Бахметьев, заместитель директора по науке АО "ОКБМ им. Африкантова"
С 2008 по 2014 годы мы вложили в развитие нашего предприятия около 7 млрд руб: это развитие производственной экспериментальной базы, строительство нового цеха для производства парогенераторов. Вкладываем и в интеллектуальный капитал: научные разработки, создание программных средств, различные социальные программы для наших молодых ученых.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Причем, из федерального бюджета от этой суммы мы взяли всего 1 млрд рублей. Прибыльность позволяет нам развиваться.

На производстве АО "ОКБМ Африкантов" / Корабел.ру


Если говорить о перспективах, то к 2019 году мы планируем увеличить среднюю заработную плату до 110 тыс рублей, при этом несколько сократить численность персонала, сохранив средний возраст сотрудников на уровне 40 лет. У этих планов есть конкретные утвержденные документы.

[Больше фото в галерее ниже]


Материал подготовил Владислав Букин




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025