Свою историю Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель" ведет с 19 июня 1952 года, когда на основании Постановления Совета Министров СССР в городе Ростове-на-Дону было создано ЦПКБ-8 Министерства морского флота СССР. ЦПКБ-8 создавалось с целью обеспечения технической документацией восстанавливаемых и ремонтируемых после войны судов транспортного и дноуглубительного флота.В настоящее время научной продукцией и услугами РЦПКБ "Стапель" пользуются потребители от Калининграда до Камчатки и от Мурманска до Сочи, а также иностранные компании.
Генеральный директор ОАО "РЦПКБ "Стапель" ТЫРТЫШНЫЙ Николай Николаевич родился в 1970 году. Окончил Северо-Кавказскую Академию государственной службы. Работал в различных коммерческих структурах. С 1996 года – член совета директоров, а с 2002 года – генеральный директор ОАО "РЦПКБ "Стапель".
19 июля 1952 года приказом Министра морского флота СССР в Ростове-на-Дону было создано Центральное проектно-конструкторское бюро № 8.
С 1967 года бюро стало называться Ростовское ЦПКБ, а имя собственное, "Стапель", получило только в 1986 году.
Все 60 лет своей истории эта проектная организация решала непростые, многовекторные задачи.
С первых месяцев работы ее специалисты занимались подготовкой документации для восстановления, ремонта и переоборудования прошедшего военные годы технического и транспортного флота.
Начиная с 1954 года, одной из главных специализаций ЦПКБ №8 стало проектирование судов для проведения дноуглубительных работ.
Позже на "Стапель" было возложено научно-техническое обеспечение аварийно-спасательных, судоподъемных, буксировочных, подводно-технических и водолазных операций, а также работ по ликвидации разливов нефти.
Бюро являлось базовой организацией Минморфлота по разработке средств навигационного оборудования (СНО) для речных и морских районов, оснащения подходных каналов и акваторий портов.
Здесь также уделяли значительное внимание реконструкции верфей и судоремонтных предприятий, проектированию и модернизации морских и речных гидротехнических сооружений.
По многим направлениям своей работы ЦПКБ создавало нормативно-правовые и руководящие материалы, рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывало инструкции, производственные нормы и прейскуранты, внедряло автоматические системы управления производством.
Без преувеличения можно утверждать, что "Стапель" работал на весь Советский Союз, и развал страны не мог не сказаться на его деятельности. К концу минувшего века коллектив бюро сократился с 550 до 60 человек…
К счастью, период стагнации оказался недолгим. К 60-летнему юбилею Ростовское ЦПКБ "Стапель" подошло в отличной форме – с 2002 года объем проектных работ вырос здесь более чем на 1500%.
О том, как удалось достичь столь впечатляющих результатов, "СиС" рассказал генеральный директор Николай Николаевич Тыртышный.
- Николай Николаевич, Вы возглавляете ЦПКБ последние 10 лет и можете рассказать о том, что стало причиной возрождения "Стапеля". Какие шаги пришлось для этого предпринять?
- Все направления деятельности бюро, связанные с решением технических вопросов,
которыми занималось Ростовское ЦПКБ "Стапель" с момента своего создания, остались актуальными и в современной России. Требовалось только переосмыслить подходы к решению стоящих перед бюро задач и переориентироваться с государственного заказа на коммерческие структуры.
Прежде всего, мы освоили современные технологии научного производства, внедрили системы автоматического проектирования, электронного архива и конструкторского документооборота. Было выполнено полное техническое переоснащение и модернизация инфраструктуры «Стапеля».
В итоге мы смогли предложить на рынок свои услуги по более низким ценам и существенно сократили сроки проектирования. Сегодня основной доход организация получает от трех направлений деятельности.
Одно из них – это проектирование судов технического флота, технически сложных, с высокой степенью насыщения судов дноуглубительного флота, а также плавсредств для строительства гидротехнических сооружений. Много работ выполняется по модернизации морских и речных судов.
Другим значительным направлением деятельности РЦПКБ "Стапель" является проектирование гидротехнических сооружений и выполнение проектов по обеспечению безопасности судоходства. Порты, причалы, проекты создания искусственных акваторий – область приложения сил коллектива бюро.
Гидрография и средства навигационного обеспечения, как и раньше, остаются в сфере наших интересов. Проекты навигационного оборудования морских и речных акваторий, оффшорных нефтегазовых районов, подводных трубопроводов сегодня относятся к числу наиболее востребованных. По данному направлению мы сегодня делаем буквально все, начиная от разработки нормативно-правовых документов, проектов навигационной обстановки и заканчивая изготовлением буев, бакенов, швартовных бочек. Все это позволяет по ряду объектов сдавать работы «под ключ».
Кроме того, в составе ЦПКБ успешно функционирует созданная еще в 1963 году лаборатория торсиографирования и виброакустики. Не так давно здесь сумели выявить причину массовых аварий валопроводов на теплоходах одной российской компании, которая начала эксплуатировать свои речные суда в морских районах. Были определены безопасные режимы работы, после чего подобные происшествия сошли на нет.
Структура заказов "Стапеля" за последние годы претерпела изменения. В значительной степени выросло сотрудничество с зарубежными партнерами – до 30% доходов предприятия поступает от валютной выручки.
География контактов впечатляет. Компании из Ирана, Южной Кореи, Англии, США, Турции являются не только нашими заказчиками, но и партнерами, с которыми у нас сложились очень хорошие отношения.
- Давайте остановимся на профильной для читателей нашего журнала тематике. Какие плавсредства, спроектированные в последние годы, можно считать наиболее характерными для современного "Стапеля"?
- В качестве примера можно взять разработку типоразмерного ряда универсальных плавучих самоподъемных площадок (СМП).
Толчком к их созданию послужил анализ использования обычных судов в качестве базовых для выполнения различных работ – бурения, гидротехнического строительства – в условиях необорудованных акваторий, типичных для северных районов.
Как оказалось, львиная доля драгоценного сезонного времени тратится на переход к месту базирования и обратно, а также штормовой отстой. Непосредственно для выполнения поставленных задач, особенно в северных районах, иногда остаются буквально считанные дни.
Решение этой проблемы известно давно – работа со специализированных самоподъемных платформ иностранного производства. Решение известно, но на практике применяется очень редко из-за высокой стоимости таких судов. На вопрос, почему не заказываются такие суда в России, получили ответ, что их просто не проектируют и не строят. Мы начали изучать вопрос и получили неожиданный результат. Действительно в России нет опыта проектирования и строительства малогабаритных надводных платформ.
По данной тематике "Стапелем" было выполнено несколько научно-исследовательских работ, по результатам которых спроектирован типоразмерный ряд модульных самоподъемных платформ для работы в морских условиях. Сегодня в архиве "Стапеля" есть такие платформы с полезной грузоподъемностью от 30 до 450 т. Их конструкция позволяет выполнять с них весь спектр изыскательских и строительно-монтажных работ на глубинах от 1,5 до 25 м, а стоимость, по сравнению с иностранными аналогами, в разы меньше.
Штормовые ограничения значительно сузились в своем диапазоне: в штиль СМП используется как плавучий понтон, в свежую погоду – поднимается на опорных колоннах, что практически исключает воздействие волн. Приходится брать в расчет только скорость ветра более 16 м/с, при которой нужно останавливать работу крана.
Для того, чтобы избежать еще одной категории сложностей, связанных с транспортировкой, платформы решили выполнить из модулей, размером не более 40-футового морского контейнера. Теперь эксплуатационники могут выбирать из нескольких вариантов: к месту базирования СМП можно перевезти по суше автотранспортом, доставить водным путем, а в случае необходимости продолжения работ в следующем сезоне – законсервировать и оставить на хранение поблизости, на берегу.
Есть у "Стапеля" и более масштабные работы, рассчитанные на освоение районов российского Крайнего Севера. Завершается работа над проектом 300-местного плавучего общежития для рабочих, обслуживающих газовые месторождения. Для того, чтобы обеспечить полную автономность стоечного судна и его способность нормально функционировать в условиях среднегодовой температуры воздуха минус 10,5°С, ЦПКБ пришлось пойти на проведение ряда дополнительных исследовательских работ.
- Фирменной продукцией "Стапеля" всегда были технически сложные суда дноуглубительного флота. Что сегодня бюро предлагает своим потенциальным заказчикам??
- Уже освоенные в серии модульные земснаряды нескольких типоразмеров с классами "Р" и "О" Российского Речного Регистра. Их производительность по твердой фракции составляет от 40 до 650 м³/ч, по пульпе - от 300 до 4000 м³/ч. Сфера использования: очистка водоемов и русел рек, создание акваторий и подходных каналов, добыча полезных ископаемых, прокладка траншей для подводных трубопроводов.
Как и в случае с самоподъемными модульными платформами, разборная конструкция таких судов, рассчитанных на перевозку наземным транспортом, создает хорошие условия для высокорентабельной эксплуатации и предельно сокращает время простоев.
В портфеле проектов "Стапеля" представлены также различные мотозавозни и большая линейка грунтоотвозных шаланд грузоподъемностью до 3000 тонн. Она включает в себя как оригинальный по конструкции теплоход пр.15030М с трюмом объемом 1100 м³, состоящий из двух раскрывающихся на 45° полукорпусов с автономными машинными отделениями, так и предельно простую несамоходную опрокидывающуюся 50-тонную шаланду пр.1402.
Важным сегментом нашей работы стало около 40 реализованных за последние годы проектов переоборудования бункеровщиков под новые экологические стандарты.
Несколько стоечных судов, созданных в бюро, оказались востребованными в рамках программы подготовки к сочинской Олимпиаде. Для обеспечения прохода парусных и моторных яхт по российским внутренним водным путям с Балтики на Черное море необходимы плавучие заправочные станции и плавмагазины – до 2014 года будет построено шесть единиц этих судов.
- Объем работы "Стапеля", безусловно, впечатляют, и сразу возникает закономерный вопрос – откуда Вы берете кадры?
- В "Стапеле" работает около 100 человек. Половине наших специалистов не больше 35 лет, примерно 10% - в возрасте от 35 до 50 лет, остальные - это самые опытные сотрудники, которым за 50. Нынешний коллектив, с учетом мощной компьютерной базы и современного программного обеспечения, вполне может решать все стоящие перед бюро задачи.
Так было не всегда - в начале века ситуация с кадрами оказалась на грани критической. Дело в том, что ранее ЦПКБ было практически полностью ориентировано на Одесский институт инженеров морского флота, Одесский политехнический институт и Николаевский кораблестроительный институт, которые направляли нам до 80% необходимых молодых инженеров с очень достойным уровнем подготовки. После распада СССР, несмотря на попытку сохранить статус-кво, пришлось искать новые варианты.
В Ростове-на-Дону необходимых нам специалистов не готовят по сей день, и поэтому методом проб и ошибок, сменив несколько партнерских ВУЗов, мы, наконец, определили новые источники пополнения кадров: Новосибирскую академию водного транспорта и Волжскую государственную академию водного транспорта.
Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса.
Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей.
Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.
Помимо этого, профессиональному росту в бюро способствует наше "ноу-хау" - система соревновательности, которая позволяет проявить себя независимо от занимаемой должности.
Суть ее в том, что инженер, взявший на себя руководство проектом либо одним из его сегментов, получает большую степень автономности и возможность распоряжаться выделенным бюджетом – он самостоятельно «нанимает» в рамках бюро нужных специалистов, договаривается с ними о стоимости выполнения работ и несет полную ответственность за конечный результат. При этом абсолютно не берется в расчет субординация: во временном подчинении у конструктора 2-й категории вполне может оказаться его старший товарищ.
Такая форма работы дала интересные результаты – некоторые сотрудники бюро предпочли освоить какой-то один вид расчетов, получать стабильные деньги, другие, сосредоточившись на реализации проектов, на время потеряли в заработке, но вскоре сделали хорошую карьеру, с лихвой наверстав упущенные материальные выгоды.
В настоящее время любое продвижение по служебной лестнице в "Стапеле" невозможно без проявления своих лидерских качеств – система внутренней конкуренции доказала свою эффективность.
- Интересно узнать, такие креативные приемы предназначены только для "внутреннего потребления", или бюро готово делать нестандартные шаги и в работе с потенциальными заказчиками?
- Мы действительно постарались переосмыслить некоторые подходы. Например, для того, чтобы заказать в "Стапеле" дизайн-проект, достаточно просто изложить свои пожелания в письме на официальном бланке и согласовать техзадание (проект которого мы готовим сами).
Работа будет выполнена бесплатно, заказчик получит пакет документов, достаточный для выполнения предварительной калькуляции строительной стоимости судна.
Как показали два года такого эксперимента, 12 из 28 выполненных дизайн-проектов отправились в дальнейшую реализацию, полностью оправдав понесенные затраты.
Сейчас мы пошли дальше – предлагаем приобрести за 15%-20% от рыночной стоимости разработки право на постройку судов по готовым проектам "Стапеля", не ограничивая покупателя в количестве судов в серии. Правда эта акция распространяется только на те проекты, права собственности на которые принадлежат РЦПКБ "Стапель".
Полагаю, опыт окажется успешным. Это будет означать, что в очередном десятилетии своей истории Ростовское ЦПКБ "Стапель" продолжит поступательное развитие.
Интервью с генеральным директором ОАО "РЦПКБ "Стапель" размещено в журнале "Судостроение и судоремонт" № 48-49".
19 июля 1952 года приказом Министра морского флота СССР в Ростове-на-Дону было создано Центральное проектно-конструкторское бюро № 8.
С 1967 года бюро стало называться Ростовское ЦПКБ, а имя собственное, "Стапель", получило только в 1986 году.
Все 60 лет своей истории эта проектная организация решала непростые, многовекторные задачи.
С первых месяцев работы ее специалисты занимались подготовкой документации для восстановления, ремонта и переоборудования прошедшего военные годы технического и транспортного флота.
Начиная с 1954 года, одной из главных специализаций ЦПКБ №8 стало проектирование судов для проведения дноуглубительных работ.
Позже на "Стапель" было возложено научно-техническое обеспечение аварийно-спасательных, судоподъемных, буксировочных, подводно-технических и водолазных операций, а также работ по ликвидации разливов нефти.
Бюро являлось базовой организацией Минморфлота по разработке средств навигационного оборудования (СНО) для речных и морских районов, оснащения подходных каналов и акваторий портов.
Здесь также уделяли значительное внимание реконструкции верфей и судоремонтных предприятий, проектированию и модернизации морских и речных гидротехнических сооружений.
По многим направлениям своей работы ЦПКБ создавало нормативно-правовые и руководящие материалы, рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности, разрабатывало инструкции, производственные нормы и прейскуранты, внедряло автоматические системы управления производством.
Без преувеличения можно утверждать, что "Стапель" работал на весь Советский Союз, и развал страны не мог не сказаться на его деятельности. К концу минувшего века коллектив бюро сократился с 550 до 60 человек…
К счастью, период стагнации оказался недолгим. К 60-летнему юбилею Ростовское ЦПКБ "Стапель" подошло в отличной форме – с 2002 года объем проектных работ вырос здесь более чем на 1500%.
О том, как удалось достичь столь впечатляющих результатов, "СиС" рассказал генеральный директор Николай Николаевич Тыртышный.
- Николай Николаевич, Вы возглавляете ЦПКБ последние 10 лет и можете рассказать о том, что стало причиной возрождения "Стапеля". Какие шаги пришлось для этого предпринять?
- Все направления деятельности бюро, связанные с решением технических вопросов,
которыми занималось Ростовское ЦПКБ "Стапель" с момента своего создания, остались актуальными и в современной России. Требовалось только переосмыслить подходы к решению стоящих перед бюро задач и переориентироваться с государственного заказа на коммерческие структуры.
Прежде всего, мы освоили современные технологии научного производства, внедрили системы автоматического проектирования, электронного архива и конструкторского документооборота. Было выполнено полное техническое переоснащение и модернизация инфраструктуры «Стапеля».
В итоге мы смогли предложить на рынок свои услуги по более низким ценам и существенно сократили сроки проектирования. Сегодня основной доход организация получает от трех направлений деятельности.
Одно из них – это проектирование судов технического флота, технически сложных, с высокой степенью насыщения судов дноуглубительного флота, а также плавсредств для строительства гидротехнических сооружений. Много работ выполняется по модернизации морских и речных судов.
Другим значительным направлением деятельности РЦПКБ "Стапель" является проектирование гидротехнических сооружений и выполнение проектов по обеспечению безопасности судоходства. Порты, причалы, проекты создания искусственных акваторий – область приложения сил коллектива бюро.
Гидрография и средства навигационного обеспечения, как и раньше, остаются в сфере наших интересов. Проекты навигационного оборудования морских и речных акваторий, оффшорных нефтегазовых районов, подводных трубопроводов сегодня относятся к числу наиболее востребованных. По данному направлению мы сегодня делаем буквально все, начиная от разработки нормативно-правовых документов, проектов навигационной обстановки и заканчивая изготовлением буев, бакенов, швартовных бочек. Все это позволяет по ряду объектов сдавать работы «под ключ».
Кроме того, в составе ЦПКБ успешно функционирует созданная еще в 1963 году лаборатория торсиографирования и виброакустики. Не так давно здесь сумели выявить причину массовых аварий валопроводов на теплоходах одной российской компании, которая начала эксплуатировать свои речные суда в морских районах. Были определены безопасные режимы работы, после чего подобные происшествия сошли на нет.
Структура заказов "Стапеля" за последние годы претерпела изменения. В значительной степени выросло сотрудничество с зарубежными партнерами – до 30% доходов предприятия поступает от валютной выручки.
География контактов впечатляет. Компании из Ирана, Южной Кореи, Англии, США, Турции являются не только нашими заказчиками, но и партнерами, с которыми у нас сложились очень хорошие отношения.
- Давайте остановимся на профильной для читателей нашего журнала тематике. Какие плавсредства, спроектированные в последние годы, можно считать наиболее характерными для современного "Стапеля"?
- В качестве примера можно взять разработку типоразмерного ряда универсальных плавучих самоподъемных площадок (СМП).
Толчком к их созданию послужил анализ использования обычных судов в качестве базовых для выполнения различных работ – бурения, гидротехнического строительства – в условиях необорудованных акваторий, типичных для северных районов.
Как оказалось, львиная доля драгоценного сезонного времени тратится на переход к месту базирования и обратно, а также штормовой отстой. Непосредственно для выполнения поставленных задач, особенно в северных районах, иногда остаются буквально считанные дни.
Решение этой проблемы известно давно – работа со специализированных самоподъемных платформ иностранного производства. Решение известно, но на практике применяется очень редко из-за высокой стоимости таких судов. На вопрос, почему не заказываются такие суда в России, получили ответ, что их просто не проектируют и не строят. Мы начали изучать вопрос и получили неожиданный результат. Действительно в России нет опыта проектирования и строительства малогабаритных надводных платформ.
По данной тематике "Стапелем" было выполнено несколько научно-исследовательских работ, по результатам которых спроектирован типоразмерный ряд модульных самоподъемных платформ для работы в морских условиях. Сегодня в архиве "Стапеля" есть такие платформы с полезной грузоподъемностью от 30 до 450 т. Их конструкция позволяет выполнять с них весь спектр изыскательских и строительно-монтажных работ на глубинах от 1,5 до 25 м, а стоимость, по сравнению с иностранными аналогами, в разы меньше.
Штормовые ограничения значительно сузились в своем диапазоне: в штиль СМП используется как плавучий понтон, в свежую погоду – поднимается на опорных колоннах, что практически исключает воздействие волн. Приходится брать в расчет только скорость ветра более 16 м/с, при которой нужно останавливать работу крана.
Для того, чтобы избежать еще одной категории сложностей, связанных с транспортировкой, платформы решили выполнить из модулей, размером не более 40-футового морского контейнера. Теперь эксплуатационники могут выбирать из нескольких вариантов: к месту базирования СМП можно перевезти по суше автотранспортом, доставить водным путем, а в случае необходимости продолжения работ в следующем сезоне – законсервировать и оставить на хранение поблизости, на берегу.
Есть у "Стапеля" и более масштабные работы, рассчитанные на освоение районов российского Крайнего Севера. Завершается работа над проектом 300-местного плавучего общежития для рабочих, обслуживающих газовые месторождения. Для того, чтобы обеспечить полную автономность стоечного судна и его способность нормально функционировать в условиях среднегодовой температуры воздуха минус 10,5°С, ЦПКБ пришлось пойти на проведение ряда дополнительных исследовательских работ.
- Фирменной продукцией "Стапеля" всегда были технически сложные суда дноуглубительного флота. Что сегодня бюро предлагает своим потенциальным заказчикам??
- Уже освоенные в серии модульные земснаряды нескольких типоразмеров с классами "Р" и "О" Российского Речного Регистра. Их производительность по твердой фракции составляет от 40 до 650 м³/ч, по пульпе - от 300 до 4000 м³/ч. Сфера использования: очистка водоемов и русел рек, создание акваторий и подходных каналов, добыча полезных ископаемых, прокладка траншей для подводных трубопроводов.
Как и в случае с самоподъемными модульными платформами, разборная конструкция таких судов, рассчитанных на перевозку наземным транспортом, создает хорошие условия для высокорентабельной эксплуатации и предельно сокращает время простоев.
В портфеле проектов "Стапеля" представлены также различные мотозавозни и большая линейка грунтоотвозных шаланд грузоподъемностью до 3000 тонн. Она включает в себя как оригинальный по конструкции теплоход пр.15030М с трюмом объемом 1100 м³, состоящий из двух раскрывающихся на 45° полукорпусов с автономными машинными отделениями, так и предельно простую несамоходную опрокидывающуюся 50-тонную шаланду пр.1402.
Важным сегментом нашей работы стало около 40 реализованных за последние годы проектов переоборудования бункеровщиков под новые экологические стандарты.
Несколько стоечных судов, созданных в бюро, оказались востребованными в рамках программы подготовки к сочинской Олимпиаде. Для обеспечения прохода парусных и моторных яхт по российским внутренним водным путям с Балтики на Черное море необходимы плавучие заправочные станции и плавмагазины – до 2014 года будет построено шесть единиц этих судов.
- Объем работы "Стапеля", безусловно, впечатляют, и сразу возникает закономерный вопрос – откуда Вы берете кадры?
- В "Стапеле" работает около 100 человек. Половине наших специалистов не больше 35 лет, примерно 10% - в возрасте от 35 до 50 лет, остальные - это самые опытные сотрудники, которым за 50. Нынешний коллектив, с учетом мощной компьютерной базы и современного программного обеспечения, вполне может решать все стоящие перед бюро задачи.
Так было не всегда - в начале века ситуация с кадрами оказалась на грани критической. Дело в том, что ранее ЦПКБ было практически полностью ориентировано на Одесский институт инженеров морского флота, Одесский политехнический институт и Николаевский кораблестроительный институт, которые направляли нам до 80% необходимых молодых инженеров с очень достойным уровнем подготовки. После распада СССР, несмотря на попытку сохранить статус-кво, пришлось искать новые варианты.
В Ростове-на-Дону необходимых нам специалистов не готовят по сей день, и поэтому методом проб и ошибок, сменив несколько партнерских ВУЗов, мы, наконец, определили новые источники пополнения кадров: Новосибирскую академию водного транспорта и Волжскую государственную академию водного транспорта.
Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса.
Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей.
Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.
Помимо этого, профессиональному росту в бюро способствует наше "ноу-хау" - система соревновательности, которая позволяет проявить себя независимо от занимаемой должности.
Суть ее в том, что инженер, взявший на себя руководство проектом либо одним из его сегментов, получает большую степень автономности и возможность распоряжаться выделенным бюджетом – он самостоятельно «нанимает» в рамках бюро нужных специалистов, договаривается с ними о стоимости выполнения работ и несет полную ответственность за конечный результат. При этом абсолютно не берется в расчет субординация: во временном подчинении у конструктора 2-й категории вполне может оказаться его старший товарищ.
Такая форма работы дала интересные результаты – некоторые сотрудники бюро предпочли освоить какой-то один вид расчетов, получать стабильные деньги, другие, сосредоточившись на реализации проектов, на время потеряли в заработке, но вскоре сделали хорошую карьеру, с лихвой наверстав упущенные материальные выгоды.
В настоящее время любое продвижение по служебной лестнице в "Стапеле" невозможно без проявления своих лидерских качеств – система внутренней конкуренции доказала свою эффективность.
- Интересно узнать, такие креативные приемы предназначены только для "внутреннего потребления", или бюро готово делать нестандартные шаги и в работе с потенциальными заказчиками?
- Мы действительно постарались переосмыслить некоторые подходы. Например, для того, чтобы заказать в "Стапеле" дизайн-проект, достаточно просто изложить свои пожелания в письме на официальном бланке и согласовать техзадание (проект которого мы готовим сами).
Работа будет выполнена бесплатно, заказчик получит пакет документов, достаточный для выполнения предварительной калькуляции строительной стоимости судна.
Как показали два года такого эксперимента, 12 из 28 выполненных дизайн-проектов отправились в дальнейшую реализацию, полностью оправдав понесенные затраты.
Сейчас мы пошли дальше – предлагаем приобрести за 15%-20% от рыночной стоимости разработки право на постройку судов по готовым проектам "Стапеля", не ограничивая покупателя в количестве судов в серии. Правда эта акция распространяется только на те проекты, права собственности на которые принадлежат РЦПКБ "Стапель".
Полагаю, опыт окажется успешным. Это будет означать, что в очередном десятилетии своей истории Ростовское ЦПКБ "Стапель" продолжит поступательное развитие.
Интервью с генеральным директором ОАО "РЦПКБ "Стапель" размещено в журнале "Судостроение и судоремонт" № 48-49".