Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ приступило к разработке национальных стандартов, регулирующих проектирование, производство и эксплуатацию судов российского морского флота. Работа будет вестись в соответствии с утвержденной в этом году программой, разделы которой посвящены вопросам стандартизации, унификации, импортозамещения, а также разработке типовых технологических процессов и перспективных инновационных проектов отрасли. Программа рассчитана на 2016-2018 годы. Ее цель - оптимизация взаимодействия предприятий и повышение конкурентоспособности отечественного судостроения.
Крыловский государственный научный центр совместно с предприятиями судостроения провел анализ свода российских отраслевых стандартов. Он показал, что 48-49% стандартов, на которые ориентируется отечественное судостроение сегодня, не соответствуют современному научно-техническому уровню, пишет Российская газета.
"Применение устаревших требований и норм обрекает конструкторские бюро, заводы и заказчиков на выпуск заведомо неконкурентоспособных судов. Разработанная Росстандартом программа предусматривает фактически полное обновление базы стандартов: из 94 новых национальных будет 36, а международных - 11. Переработаны будут также нормативные документы фонда стандартизации. Из трех тысяч документов без изменений оставят лишь половину. Остальные откорректируют или заменят", - прокомментировал ситуацию заместитель директора НИИ "Лот" Крыловского государственного научного центра Александр Штода.
В сообщении отмечается, что грядущие перемены должны облегчить совместную работу отечественных проектировщиков, производственников и заказчиков, занятых в сфере судостроения. Аналогичным образом, видимо, будет отрегулирован документооборот, который сопровождает судостроение.
В связи с тем, что контролирующие структуры начали требовать сертификат на каждую комплектующую, список документов, циркулирующих между участниками рынка, существенно вырос.
"Утяжеление российской системы документооборота возникло при переводе судостроения на схему одностадийного согласования, которое для него, кстати, совершенно не подходит. Этот вид согласования позволяет приступать к конструированию, даже когда проект сырой, - отмечает генеральный директор КБ "Вымпел" Вячеслав Шаталов.
Как отмечает издание, все структуры, занятые в судостроении, пытаются повернуть время вспять и вернуть отрасли двухстадийную систему согласования. Кроме того, они предлагают определиться с объемами и насыщенностью проектной документации, которая появляется по ходу строительства судов. Если этого не сделать, проектирование и строительство будут проводиться с задержками и недоработками.