Российское судостроение: успехи и перспективы развития

0 1917 5 мин
7 октября генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов выступил на 489-м заседании Совета Федерации в рамках "Часа корпорации". О каких перспективах глава ОСК рассказал сенаторам? Какими успехами сегодня гордится отечественное судостроение? Над какими задачами еще предстоит поработать? Об этом расскажет наш материал.
Отметим, что ОСК — это крупнейшая компания судостроительной отрасли России. В ее составе около 40 верфей и конструкторских бюро. Предприятия ОСК выпускают более 80 % российских кораблей и судов.

Кадры решают всё
 
            В начале своего выступления Алексей Рахманов рассказал об активном развитии корпорации. Глава ОСК отметил, что выросло количество заказов как в сфере гражданского судостроения, так и в военном кораблестроении. Но, обо всем по порядку.

            Говоря об успехах компании, Алексей Львович затронул тему повышения эффективности производственных процессов, а также вопросы подготовки кадров, что, согласитесь, немаловажно для будущего судостроительной отрасли.

            - Наше участие в конкурсах по принципам WorldSkills работает следующим образом: мы выбираем среднее специальное учреждение, за свой счёт оборудуем рабочие места, а потом учащиеся соревнуются на этом оборудовании и выходят на международные соревнования. Это позволяет нам развивать специальности, которые нужны корабелам – сварщики, сборщики и еще один важный пласт специальностей связан с трехмерным проектированием кораблей, - рассказал гендиректор ОСК.
Алексей Львович Рахманов на 489-ом заседании СФ / Совет Федерации

            По словам Алексея Львовича, нынешняя, Болонская система образования работает плохо в плане подготовки инженеров: "мы либо недоучиваем тех, кто хочет стать учеными, либо переучиваем тех, кто идет на производство".

            - Сегодня нами подготовлены больше 80 профессиональных стандартов, которые прописаны к будущим специальностям и профессиям. Только часть из них внедрена в образовательные стандарты. Наши дебаты с Минобром продолжаются. Очень хочется нацеленно готовить людей для производства, которые будут работать ключевыми инженерами, технологами, инструкторами. – Отмечает Алексей Львович.

Есть, чем похвалиться
 
            Глава ОСК отдельно остановился на перспективах развития ледокольного и рыбопромыслового флота, морской энергетики, а также на строительстве круизных судов для водного туризма.

Среди основных задач, которые ОСК решает в рамках развития Арктики и Северного морского пути – это создание ледоколов и судов усиленного ледового класса.

            - Арктика теплеет. Мы пошли на испытания и с трудом могли найти льды 1,2 метра толщиной. Пропадает вечная мерзлота. Говоря о развитии арктического направления, мы думаем еще и о применении судостроительных технологий для обустройства объектов инфраструктуры и обитания людей, - поясняет Рахманов.

            Одна из важных тем – это развитие отечественных верфей, обеспечение их надежными заказами. Глава ОСК поддержал предложение о переходе на типовую проектную документацию для повышения серийности строительства рыбопромысловых судов. По его словам, сегодня идет активная работа по обновлению рыбопромыслового флота.
Совет Федерации

            Еще один сегмент, в котором корпорация сделала шаг вперед – это развитие пассажирских перевозок. Так, в этом году состоялась передача первого за 60 лет круизного судна "Мустай Карим". Стоит отметить, что ОСК занимается и финансируем новых типажей грузовых судов.

            Один из самых амбициозных проектов компании, как отметил Алексей Рахманов, - это освоение Каспийского моря. Что дает развитие данного направления? Как рассказал глава ОСК, это позволит России вернуться на Шелковый путь. Кроме того, развивается коридор "Север-Юг", который позволит через астраханские порты выходить с индийским либо иранским грузом и достигать Западной Европы через 17 дней вместо 35 дней классического перехода через Южную и Центральную Европу.

            Алексей Рахманов заострил внимание на теме научных исследований с помощью безэкипажных подводных аппаратов:

            - Аппарат "Витязь", построенный на средства Фонда перспективных исследований, 8 мая 2020 года погрузился в Марианскую впадину на глубину 11028 метров, что по сути, – рекорд для необитаемых аппаратов. Дна там не нашли. Оказалось, что Марианская впадина имеет большую глубину. Мы продолжим наши исследования, в том числе при строительстве таких аппаратов, которые могут взять на борт двух исследователей, - отмечает Алексей Львович.
Совет Федерации

            Корпорация не останавливается в развитии. К примеру, ведутся проработки аддитивных технологий. Также среди новых технологий, которые используют и планируют применять российские корабелы, глава ОСК назвал 3D-проектирование, модульный принцип компоновки корпуса судов, технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D-печать, применение природоподобных технологий и композитных материалов.
 
А какие задачи предстоит решить?
 
            Глава корпорации затронул вопрос о необходимости государственной поддержки отечественного судостроения и повышении глобальной конкурентоспособности отрасли.

            Также Алексей Рахманов озвучил ряд предложений. Так, по его мнению, необходимо продолжить работу по обеспечению привлекательных условий для работы судов под российским флагом.

            - Сегодня под российским флагом перевозится всего лишь 2 % всех природных ресурсов, которые добываются в стране. Оплачивая услуги иностранных фрахтователей, мы отдаем от 30 до 100 млрд долларов в год. При этом мы боремся за доходы бюджета. Для этого необходимо сделать два шага. Первый шаг - обеспечить "удобство флага". 305 федеральный закон после поправок уже с 2016 года в целом дает нам возможность налоговую базу эксплуатантов судов привести в соответствие, например, с флагом Либерии или Дании. Осталась последняя тема, которая в "удобстве флага" является ключевой. Это излишние требования транспортной безопасности, санитарной безопасности, которые предъявляются владельцам судов. Что это означает? Стоимость фрахта для российских судов или судов, ходящих под российским флагом, элементарно дороже. Но если в "удобный флаг" вошли такие страны, как Монголия, Грузия и Молдавия, то, наверное, нам есть, о чем подумать - для того, чтобы эти деньги оставались в бюджете Российской Федерации, - сказал глава ОСК.
Совет Федерации

            Резюмируя, глава ОСК обозначил три ключевых направления стратегии компании: разработка и продвижение на рынок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, обеспечение лидирующих позиций на существующих рынках, формирование новых рынков и освоение новых направлений гражданского судостроения.

            Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила важность деятельности, которую ведёт корпорация для страны и экономики многих субъектов России.

            Спикер предложила ОСК тесно взаимодействовать с парламентариями для выработки эффективных решений, необходимых для развития отрасли, в том числе в законодательной сфере.
 
Евгения Добош




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025