О Большой африканской экспедиции
Целью экспедиции, которая является знаковым событием для рыбохозяйственной науки и российского рыболовства, станет оценка состояния водных запасов биологических ресурсов в исключительных экономических зонах африканских стран. Результаты этого масштабного проекта откроют новые возможности для российского рыбопромыслового флота, помогут расширению экспорта отечественной рыбной продукции и укрепят геополитические позиции России на африканском континенте.
В длительное плавание отправились два НИС – "Атлантида" и "Атлантниро". Научные группы сформированы из специалистов в области акустических, океанологических, гидрохимических, гидробиологических и ихтиологических исследований. В работах примут участие ученые прибрежных стран Африки.
НИС "Атлантниро" предстоит проводить исследования в морских зонах Марокко, Мавритании, Нигерии, Камеруна, Сан-Томе, Принсипи, Габона, Экваториальной Гвинеи, Республики Конго и Анголы. "Атлантида" выполнит работы в водах Мавритании, Сенегала, Гвинеи-Бисау, Гвинейской Республики, Сьерра-Леоне, Мозамбика, Мадагаскара, Маврикия и Эритреи.
Сегодня российские рыбаки ежегодно добывают в африканских водах порядка 100 тыс. тонн рыбы, и существует потенциал для наращивания масштабов добычи.
О глубоководном лове
Есть целый ряд глубоководных рыб, кальмаров и крабов, продукция из которых является вполне конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако освоение глубоководных ресурсов требует значительных усилий как со стороны науки, так и со стороны технологических предприятий. Росрыболовством ведется работа по созданию новых орудий лова в рамках программы по освоению глубоководных объектов промысла до 2030 года.
Уже более двадцати лет в рамках программы освоения глубин до 1200 метров глубоководный сегмент добычи морских гидробионтов успешно развивают в Дальневосточном бассейне.
Об обновлении малотоннажного флота
В апреле текущего года президент России Владимир Путин дал поручение по обновлению малотоннажного рыбопромыслового флота для рыболовства в Западном, Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах. В настоящее время калининградской инжиниринговой компанией "Адомат" спроектировано судно рыбопромыслового флота проекта №24100. Рыбодобывающие организации Калининградской области готовы построить на судоверфях региона шесть судов данного проекта для осуществления рыболовства в 26 и 32-м подрайонах Балтийского моря. Судна данного типа смогут также осуществлять вылов водных биоресурсов в Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах.
В рамках государственных мер поддержки судостроения прибрежного малотоннажного флота рыбодобывающие организации смогут воспользоваться субсидиями из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота, а также программой льготного лизинга гражданских судов водного транспорта. В настоящее время Минпромторгом и Минтрансом России, а также АО "Государственная транспортная лизинговая компания" ведется работа по внесению изменений в действующее законодательство, регулирующее государственную поддержку строительства малотоннажного рыбопромыслового флота.
Государственная поддержка обновления рыбопромыслового флота позволит стимулировать развитие небольших, но специализированных верфей под строительство малотоннажного рыбопромыслового флота, а рыбодобывающие организации, получив новые суда, смогут повысить качество и количество охлажденной рыбы, доставляемой на берег. Создание новых рабочих мест в судостроении, рыбодобыче и рыбопереработке приведет к увеличению дополнительных доходов государства в виде налоговых отчислений.
О стратегии развития отрасли
Объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов, рост долгосрочных финансовых вложений, повышение объемов потребления рыбы и рыбопродуктов в домашнем хозяйстве Российской Федерации и ряд других базовых целевых показателей определяет Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.
Она предполагает осуществление среднегодового роста инвестиционных вложений на рыбохозяйственную деятельность в стране в размере 38,253 млрд руб. Плановые значения среднего ежегодного прироста вылова составляют 35,219 тыс. т. Умеренный годовой прирост вылова ВБР характеризует взвешенный подход разработчиков к ожидаемой реальности выполнения запланированных параметров деятельности отрасли. Этого было явно недостаточно при утверждении показателей вылова в Стратегии 2020, когда были установлены завышенные ожидания добычи ВБР, в условиях инновационного развития отрасли. Все аукционы в рыбной отрасли при этом переходят на электронный формат, а недобросовестные участники будут попадать в специальный реестр.
О строительстве исследовательского флота
Росрыболовство предложило подведомственному Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии перенести сроки приемки двух научно-исследовательских судов (НИС) проекта 17050 с 2022 на 2026 год. Из-за антироссийских санкций и необходимости перепроектирования стоимость работ возросла более чем вдвое. Закладка судов состоялась в ноябре 2021 года на Невском судостроительно-судоремонтном заводе.
Что касается строительства крупнотоннажного исследовательского флота, то с этим вызовом Россия обязательно справится. Глава ВТБ Андрей Костин на полях ПМЭФ-2024 сообщил, что его организация рассчитывает за пять лет построить две верфи. Определиться с местами их расположения планируется до конца лета. В качестве одной из площадок на Северо-Западе рассматривается Кронштадт.
О рыболовецкий судах, строящихся в рамках "квот под киль"
Все больше рыболовецких судов, построенных в рамках инвестквот, отправляются на промысел. Опыт их эксплуатации используется: суда допроектируются на основе имеющихся наработок. Строительство судов первого этапа позволит обновить критически устаревшие рыбопромысловые мощности Северного бассейна на 80%, Дальневосточного – на 40%. На втором этапе обновление мощностей дальневосточного рыбопромыслового флота будет также доведено до 80%. Мощности краболовного флота по результатам двух этапов программы должны быть обновлены практически полностью.
По программе инвестквот российские рыбаки уже получили от судостроителей 28 судов. По сравнению с началом 2023 года их число увеличилось более чем в два раза. Системные меры, выработанные в рамках межведомственного взаимодействия, позволят избежать сложностей при реализации второго этапа инвестквот, который стартовал осенью 2023 года. Всего к 2027 году должны быть сданы 106 судов.
О мерах поддержки участников программы инвестквот
Правительство РФ продлило срок выполнения инвестпроектов по строительству рыбопромысловых судов с пяти до семи лет. Меры поддержки предусматривают продление срока погашения кредитов на строительство судов рыбопромыслового флота в рамках реализации механизма инвестиционных квот, снижение банковской гарантии в два раза и предоставление субсидий для верфей Дальнего Востока.
О ситуации с ремонтом рыбопромысловых судов
Решению проблемы судоремонта должна помочь организация судоремонтных кластеров на Камчатке, в Приморье, Мурманске и Калининграде. Предприятия по судоремонту и судостроению следует сопровождать льготным кредитованием.
Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №4
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |