Данная тема мною поднималась в блоге в феврале 2013 года. Отслеживая судебную практику правоприменения по освещаемому вопросу, рада сообщить Налогоплательщикам о положительном прецеденте.
Напомню: в соответствии с пп. 33 п. 1. ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), понимается использование судов, в том числе для оказания иных, связанных с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа услуг, при условии, что пункт отправления и/или пункт назначения расположены за пределами территории РФ (международная перевозка). Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в РМРС.
На практике: Судовладелец оказывает в российском порту услуги по буксировке судов, осуществляющих международные перевозки. При осуществлении указанной деятельности используются буксиры, построенные за границей, зарегистрированные в РМРС.
При этом под судовладельцем в соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании. Следовательно, для целей главы 25 НК РФ судовладельцем может быть как арендодатель (собственник), так и арендатор судна. Данный вывод изложен в письме Минфина России от 18.09.2012 г. № ЕД-4-3/15506.
Спорный вопрос: Должна ли организация учитывать для целей налога на прибыль доходы от эксплуатации буксиров и расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией буксиров?
Позиция Минфина России была изложена в письме от 04.02.2013 N 03-03-06/1/2282. Согласно которому «… в случае если организация-судовладелец использует построенное за границей судно, зарегистрированное в РМРС, для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), указанные выше положения Кодекса на такие организации не распространяются. Налогообложение доходов и расходов, связанных с эксплуатацией таких судов, зарегистрированных в РМРС и использующихся для каботажных перевозок, осуществляется в общеустановленном порядке».
Позиция ВАС РФ по данному вопросу: поскольку услуги по швартовке и буксировке судов, занимающихся осуществлением международных перевозок грузов, необходимы для их постановки к причалам для разгрузки (либо погрузки) и их последующего отхода в пункт назначения, т.е. для выполнения этими судами международных перевозок грузов с заходом в порт, то использование буксирных судов в указанных случаях осуществлялось для оказания иных услуг, связанных с осуществлением перевозок грузов.
Данная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2013 по делу N А42-3880/2012.
При этом, доводы налогового органа относительно условия о регистрации в Российском международном реестре судов неправомерны, поскольку в случае оказания иных услуг, связанных с перевозкой, в Российском международном реестре судов должно быть зарегистрировано именно судно, оказывающее иные услуги. Указание на то, что судно-перевозчик, в отношении которого зарегистрированное в РМРС судно оказывает связанные с перевозкой услуги, также должно быть зарегистрировано в РМРС, в данной норме отсутствует.
С учетом изложенного, деятельность буксирных судов по буксировке транспортных средств, осуществляющих перевозку, соответствует требованиям, установленным в подпункте 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в связи с чем, выручка от оказания иных услуг, связанных с перевозкой грузов, не подлежит отражению в составе доходов для целей налога на прибыль.
Если у Вас на практике возникли вопросы по обсуждаемой теме, можете писать на электронную почту: PodolyanDA@mail.ru
На практике: Судовладелец оказывает в российском порту услуги по буксировке судов, осуществляющих международные перевозки. При осуществлении указанной деятельности используются буксиры, построенные за границей, зарегистрированные в РМРС.
При этом под судовладельцем в соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании. Следовательно, для целей главы 25 НК РФ судовладельцем может быть как арендодатель (собственник), так и арендатор судна. Данный вывод изложен в письме Минфина России от 18.09.2012 г. № ЕД-4-3/15506.
Спорный вопрос: Должна ли организация учитывать для целей налога на прибыль доходы от эксплуатации буксиров и расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией буксиров?
Позиция Минфина России была изложена в письме от 04.02.2013 N 03-03-06/1/2282. Согласно которому «… в случае если организация-судовладелец использует построенное за границей судно, зарегистрированное в РМРС, для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), указанные выше положения Кодекса на такие организации не распространяются. Налогообложение доходов и расходов, связанных с эксплуатацией таких судов, зарегистрированных в РМРС и использующихся для каботажных перевозок, осуществляется в общеустановленном порядке».
Позиция ВАС РФ по данному вопросу: поскольку услуги по швартовке и буксировке судов, занимающихся осуществлением международных перевозок грузов, необходимы для их постановки к причалам для разгрузки (либо погрузки) и их последующего отхода в пункт назначения, т.е. для выполнения этими судами международных перевозок грузов с заходом в порт, то использование буксирных судов в указанных случаях осуществлялось для оказания иных услуг, связанных с осуществлением перевозок грузов.
Данная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.08.2013 по делу N А42-3880/2012.
При этом, доводы налогового органа относительно условия о регистрации в Российском международном реестре судов неправомерны, поскольку в случае оказания иных услуг, связанных с перевозкой, в Российском международном реестре судов должно быть зарегистрировано именно судно, оказывающее иные услуги. Указание на то, что судно-перевозчик, в отношении которого зарегистрированное в РМРС судно оказывает связанные с перевозкой услуги, также должно быть зарегистрировано в РМРС, в данной норме отсутствует.
С учетом изложенного, деятельность буксирных судов по буксировке транспортных средств, осуществляющих перевозку, соответствует требованиям, установленным в подпункте 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в связи с чем, выручка от оказания иных услуг, связанных с перевозкой грузов, не подлежит отражению в составе доходов для целей налога на прибыль.
Если у Вас на практике возникли вопросы по обсуждаемой теме, можете писать на электронную почту: PodolyanDA@mail.ru
С уважением, Диана Подолян