Еще в далеком 2010 году в своем докладе на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что Российский Международный Реестр судов, в его нынешнем состоянии, требует совершенствования с точки зрения повышения экономической привлекательности для судовладельцев по сравнению с иностранными государствами. По его словам, в этой связи Министерством подготовлены предложения по поддержке российского судоходства и судостроения в виде отдельного законопроекта.
Не обманул
Федеральный закон Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»), действительно, содержит ряд положений затрагивающих вопрос о Российском Международном Реестре судов.
Вот только насколько они существенны, мы разберемся в рамках данной статьи.
Российский Международный Реестр судов (далее также - РМРС) учреждён на основании Федерального закона № 168-ФЗ от 20 декабря 2005 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского Международного Реестра судов".
Целью образования РМРС является "создание экономических и организационных условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских судов, имеющих все преимущества «удобного» флага".
РМРС имеет ряд преимуществ перед Государственным судовым реестром (далее – ГСР) и Реестром по праву иностранного государства (судном под иностранным флагом в России). К наиболее существенным из них относятся:
- Срок регистрации судна составляет всего 7 дней.
- Налог на имущество составляет 0%
- НДС – 0%
- Судно не является объектом налогообложения
Что нового
Пункт 7 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (далее - КТМ РФ) предусматривает перечень судов, которые могут быть зарегистрированы в РМРС. Статья 2 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» в значительной степени, расширила и конкретизировала перечень таких судов. К примеру, помимо судов, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, новая редакция пункта 7 предусматривает возможность регистрации в РМРС:
- судов, используемых для перевозок и буксировки в каботаже (однако при условии, что возраст таких судов на момент регистрации не превышает пятнадцать лет),
- судов используемых для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ,
- самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт,
- несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.
О социальном
Статья 5 ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» предусматривает одно очень важное нововведение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Оно предусматривает, в течение переходного периода, применение пониженных тарифов страховых взносов для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в РМРС, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении данных выплат и вознаграждений. Согласно пункту 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2012 - 2027 годов для страхователей, применяются следующие тарифы страховых взносов:
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе | |
0,0 процента | для лиц 1966 года рождения и старше | для лиц 1967 года рождения и моложе | 0,0 процента |
0,0 процента |
ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» затронул и Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция статьи 59 ТК РФ теперь дозволяет заключать срочный трудовой договор с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
В завершении скажем, что закон «О мерах господдержки судостроения и судоходства» действительно вносят в копилку привлекательности РМСР свою купюру и ее значение мыслится, как посыл формирования принципа “доступности” и “привлекательности” Российского Международной Реестра судов для иностранных судовладельцев осуществляющих перевозки не только морем, но и по реке.
06 марта 2012 года
Лысак Евгений Игоревич
аспирант РАНХГС при Президенте России,
юрист ООО «Инмарин Ле Дефенс»