В середине февраля из Севастополя пришли грустные вести - на большом противолодочном корабле "Керчь", последнем БПК проекта 1134Б "Беркут-Б" Северного проектно-конструкторского бюро, находящемся в составе флота, был спущен военно-морской флаг.
Создание и постройка
Корабли проекта 1134Б строились одновременно с кораблями проекта 1134А. С одной разницей, что модификация "А" создавалась на стапелях завода "Северная верфь" в Ленинграде, а "Б" на заводе имени 61 коммунара. Причина, по которой был выбран николаевский завод проста - на первой модификации стояли котлотурбинные энергоустановки, а для второй выбрали газотурбинные. Тем более, что они там же в Николаеве и создавались. Таким образом строительство кораблей и производство их энергетических установок было локализовано в одном регионе.
Стоит отметить, что из-за необходимости размещения больших по сечению газоходов и воздухоприемников для данной ГЭУ было принято решение установить дымовую трубу отдельно от башнеподобной мачты. Именно из-за этого корабль получил свой стремительный силуэт и эффектный внешний вид.
Создание кораблей проекта 1134Б, по воспоминаниям конструкторов, было исключительно творческим процессом, как для них самих, так и для работников предприятий-контрагентов. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков неоднократно посещал бюро, где заслушивал доклады о ходе проектирования корабля, советовался с руководством и ведущими специалистами по вопросам, связанным с повышением боевых и эксплуатационных качеств БПК проекта 1134Б.
Корабли проекта 1134Б стали одними из первых отечественных кораблей, на которых уровень обитаемости экипажа был на высоком уровне. Офицеры размещались в одно-, двух-, четырехместных каютах, мичманы - в двух и десятиместных помещениях, а старшины - в кубриках вместимостью от 12 до 20 человек. В кают-компании офицеров и в столовой команды располагались специальные киноаппаратные, где в свободное время можно было посмотреть фильмы. Внутренние интерьеры тоже были на высоком уровне, к их созданию привлекались оформительские комбинаты Художественного фонда СССР - если говорить в сегодняшней манере, то к созданию интерьеров привлекались ведущие дизайнеры из государственных структур. Медблок, в состав которого входила операционная, амбулатория с зубоврачебным креслом, лазарет, приемная, стерилизационная, изолятор и кладовые, был оборудован самым современным на тот момент оборудованием.
Служба в составе советского и российского флота
Всего на николаевском заводе построили семь кораблей данного проекта: "Николаев" (1971), "Очаков" (1973), "Керчь" (1974), "Азов" (1975), "Петропавловск" (1976), "Ташкент" (1977), "Таллин" -затем переим. во "Владивосток" (1979).
Корабли проекта 1134Б служили в составе Черноморского и Тихоокеанского флотов, а это значит, что там и там они испытывали огромную боевую нагрузку. Что на Дальнем Востоке, что дальше Босфора - везде корабли НАТО, за которыми обязательно нужна слежка, "подглядывание" за их учениями, боевыми операциями, а ведь еще и на поиск скрывавшихся на глубине атомных подлодок нужно тоже уделять время. В общем - корабли идеально выполняли эти задачи, а спустя время, благодаря газотурбинной энергетической установке, они стали использоваться как океанские корабли охранения поступивших в состав ВМФ СССР авианесущих крейсеров.
Примечательно, что именно на эти корабли чаще всего были возложены военно-политические миссии и демонстрация флага СССР. Они появлялись практически во всех горячих точках и наблюдали за ходом боевых действий воюющих стран.
После 1991 года советский ВМФ ушел из Мирового океана и корабли стали все реже и реже выходить на свои боевые службы. Корабли стали выводится из состава ВМФ и к 2010 году осталось только два корабля данного проекта: "Керчь" и "Очаков". Да и то последний был в состоянии "вечного" ремонта из которого так и не вышел - 20 августа 2011 года на корабле был спущен военно-морской флаг. Несмотря на это даже после списания он в каком-то смысле принял участие в боевых действиях.
"Очаков"
"Очаков" - первый серийный представитель проекта. Прямо перед распадом Советского Союза на корабле начался ремонт, который как вы понимаете так и не был закончен, а спустя два года на корабле произошел пожар. Затем последовали обещания политиков и военных о скорейшем завершении ремонта корабля, но его так и не последовало. Причины простые - нет денег - нет ремонта.
Шел 2005 год - изменений нет. В 2009 году корабль перевели от стенки Севастопольского морского завода в Троицкую бухту, где он благополучно простоял до 2014 года и списали.
В 2014 году произошло то, о чем до сих пор не утихают разговоры и это напоминало сценарий фантастического фильма. Крым был взят, но несколько украинских кораблей, с не полным экипажем попытались выбраться из озера Донузлав. Чтобы вы понимали, вход в озеро донузлав шириной около 450 метров, а сам фарватер, по которому можно выйти - около 200. Далее произошло то, что многие даже представить не могли. 174-метровый "Очаков" ночью был переведен в Донузлав и затоплен прямо на выходе из озера. Тем самым украинский бунтующий корабль был блокирован, а экипаж вскоре сдался законным властям Крыма.
В настоящее время корабль находится на мели у Крымской военно-морской базы близ поселка Новоозерное и является одним из объектов, к которому туристов тянет как к магниту. О тех событиях напоминает памятный знак, установленный в честь в честь затопления большого противолодочного корабля "Очаков" и других судов Черноморского флота в марте 2014 года, заблокировавших выход кораблям украинского флота.
"Керчь"
БПК "Керчь" повезло - к моменту распада он не находился в ремонте, поэтому в свою первую боевую службу в уже новом государстве он вышел в феврале 1992 года, что интересно - под советским военно-морским флагом. Затем последовали другие задачи, во время которых он фиксировал контакты с атомными подлодками США, выполнял слежение за их кораблями и просто выполнял дружеские визиты в другие государства, в том числе в страны Запада.
За время нахождения в составе сил постоянной готовности "Керчь" прошла более 180 000 морских миль, в ходе проведения противолодочных операций в течение восьми часов поддерживала контакт с иностранными атомными подлодками и в течение 40 часов — с дизельными.
В июне 2011 "Керчь" выдавая ход более 25 узлов осуществлял слежение в Черном море за крейсером ВМС США "Монтерей" - это стало последней фактической боевой работой корабля в море. В июне 2014 года корабль был поставлен на ремонт, после которого, согласно планам командования, должен был сменить ракетный крейсер "Москва" на посту флагмана Черноморского флота. Но в планы вмешался пожар, во время которого выгорел ряд жизненно важных для корабля отсеков. С того момента корабль стоял и ждал решения.
Существовали планы по восстановлению корабля, но после всех подсчетов было принято решение вывести его в резерв в качестве корабля подготовки плавсостава и плавучего штаба ЧФ, а затем списать и утилизировать. Именно так закончилась эпоха беркутов в российском флоте.
Материалы по теме:
Экскурсия по десантному кораблю "Иван Грен"
Все о фрегатах проекта 22350
Все о малых ракетных кораблях "Каракурт"
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |