Как гласит закон маркетинга, кто первым пришел на рынок, тому принадлежит его половина. Поэтому название новозеландского брэнда HamiltonJet воспринимается едва ли не как синоним слова водомет – больше ста лет назад эта компания первой наладила серийный выпуск движителей этого типа. Также во всем мире, и России в частности, популярны водометы норвежской компании KaMeWa, шведской MJP WaterJets, итальянской Castoldi.
Обострение внешнеполитической обстановки привело к уходу представительств европейских брендов. Нет худа без добра. Пусть российских производителей не так много, и производственные мощности у них невелики, но если не в количестве, то в качестве продукции они способны поспорить с именитыми, раскрученными европейцами.
Интересный пример. По словам генерального директора компании "ДМ Технолоджи" Алексея Благирева, у итальянской компании, поставляющей водометы Castoldi, очень креативный штат маркетологов. Покупатель, подыскивающий водомет, почти обязательно наткнется на этот бренд в первую очередь, ну или сразу после HamiltonJet. В буклете он прочтет, что у движетеля "очень высокий пропульсивный КПД – 0,54". Неискушенный потребитель, очарованный внешним видом агрегата (что касается дизайна, то это у итальянцев не отнять) и "очень высоким КПД", возможно, купит и будет доволен. Придирчивый же примется сравнивать и найдет силовые установки с гораздо более высоким КПД.
"Сегодня у самых плохих водометов КПД составляет 0,35. У средненьких – 0,5. Лучшие – до 0,67, – рассказывает Алексей Благирев. – Передовые лопастные системы водометов выдают именно такие коэффициенты. Есть европейский производитель, который декларирует 0,7. Сами мы это не проверяли, но не исключено. Наши движители имеют КПД в диапазоне 0,67-0,68. И это не в буклете написано, а в официальных документах по результатам испытаний".
Водный вездеход
Если, выбирая между судном с привычным винтовым двигателем и водометным, заказчик задается вопросом "какой лучше?", то он не на правильном пути. Более корректным был бы вопрос "какая система лучше решит мои задачи?". Все типы движителей имеют свои достоинства и свои недостатки. Так самый архаичный двигатель – на основе рабочих гребных колес – при всей своей примитивности выдает самый высокий КПД, но при этом он не обеспечивает высокую скорость. Если вопрос скорости не стоит, то и это хорошая система, поскольку экономична, и это ее преимущество.
Самое очевидное преимущество водометного движителя – защищенность. Причем конструкция судна с водометным движителем обеспечивает защиту не только самой силовой установки, но и предметов вне судна. В том числе морских животных и даже людей. Недаром во всем мире спасательные службы предпочитают именно водометы: от гидроциклов, до скоростных катеров. А вот российские спасатели пока отдают предпочтение гребным винтам. Случаи заказов водометов от структур единичны. "У нас сейчас в работе всего лишь один, первый заказ на катер для МЧС. Они очень любят подвесные моторы. Недопоняли пока спасатели преимущества водомета, – рассказывает Алексей Благирев. – Я спрашивал коллегу, который поставляет суда для МЧС, какие моторы он ставит после того, как европейцы ушли из России. Он ответил: китайские. Вот такая любовь. Они лучше китайские подвесные моторы купят, чем наши отечественные водометы".
Второе, не менее очевидное преимущество, все тот же КПД. Он в водометах не самый высокий, но один из самых. Причем высокий КПД обеспечивается при решении задачи достижения именно высокой скорости. Поэтому на больших паромных переправах, где требуется интенсивное движение от берега до берега, как правило, транспортные компании предпочитают использовать именно водометные суда, так как они обеспечивают высокую скорость при экономичном расходе топлива. На незначительных же, малозагруженных переправах, водометы, как правило, не используются.
При выборе между водометом и судном с гребным винтом немаловажный критерий – его цена. Ее формирует себестоимость и конъюнктура. Как выяснил Корабел.ру, последняя здесь играет немаловажную роль.
Может показаться, что водомет априори должен иметь более высокую себестоимость, поскольку, помимо двигателя, редуктора, вала и винта, ему требуется закрытый корпус, он же "труба", он же "камера", в которую с одной стороны засасывается, а с другой под давлением, созданным за счет вращения рабочего колеса, выбрасывается вода. Больше материалов, больше трудозатрат, выше себестоимость.
Если сравнивать с самым примитивным двигателем – вал, редуктор, винт – так оно и происходит. Этой конструкции по цене альтернативы нет. Однако суда с такими силовыми установками давно изжитый архаизм. Даже на маломерных судах, как правило, используются откидные колонки. Таковых целое семейство: тянущие, толкающие, азиподы. Все это в разной степени сложные устройства, как по конструкции, так и по исполнению. Как следствие, хорошая колонка вполне сопоставима по себестоимости со средним водометом.
"Хорошие угловые колонки – вообще, очень непростая техника. Там сложнейшие подшипниковые узлы, сложнейшие шестеренчатые гипоидные передачи. В водомете ничего подобного нет. Хотя, положа руку на сердце, – признается Алексей Благирев, – себестоимость приблизительно сопоставима, но цена на рынке все равно у водомета может быть выше. И дело здесь не в расходе материалов, не в сложности конструкции, а просто мировая конъюнктура так выстроилась. Мы сами проектируем и производим водометы и могу вас заверить, они стоят чуть выше совсем не из-за сложности конструкции. Большей частью в стоимость заложены затраты предшествующих научных проработок гидродинамики водометных движителей (ВД)".
Другая составляющая финансовой стороны – расходы на топливо и обслуживание. Если сравнивать со слабыми водометами, имеющими КПД ощутимо ниже 0,60, то при равной мощности силовой установки винт будет потреблять ощутимо меньше топлива. Экономия может составить до 20-25%. Однако, как отмечает технический директор компании "Сибирские водометные катера "Борус" Сергей Камнев, в вопросе КПД многое решает не только тип движителя. Например, геометрия днищевых обводов.
Еще одна затратная статья – обслуживание. По словам Сергея Камнева, обслуживать водомет намного проще, чем любой другой тип силовой установки. "Обслуживание водомета минимально, и не идет в сравнение с трудностями при обслуживании угловой колонки, валовой линии и подвесного двигателя, – говорит он. – Конечно, надо вынести за скобки примитивную систему мотор-вал-винт. Здесь эксплуатация максимально проста, но на таких уже мало, кто ходит. И то, попади на винт рыбацкая сеть, что случается сплошь и рядом, возни не оберешься. Приходится привлекать водолазов. На освобождение винтов от рыбацких сетей порой уходят долгие часы".
Водомет же на входе защищен решеткой, сеть в него не проникнет. Разве что в камеру может попасть леска или веревка, но удалить ее очень просто. Водолазы не понадобятся, поскольку движитель расположен внутри судна. На нем предусмотрен смотровой люк, открыв который, можно без труда разрезать намотавшуюся веревку ножом.
Справедливости ради надо отметить, что грязи водомет не сильно, но боится. Например, если судно проходит по плотно заболоченной местности, ВД нарвет и засосет водоросли, камера забьется. Из-за этого ощутимо упадет тяга. Однако через все тот же люк засор легко ликвидируется.
Номенклатура по тоннажу у судов, оснащенных водометными движителями, очень широка. Собственно, они применяются везде, где необходима высокая защищенность силовой установки, а также обеспечение высокого КПД на высоких скоростях. "К нам нередко обращаются владельцы судов не предназначенных для быстрого хода, – рассказывает Алексей Благирев. – Мы отговариваем, так как в этом случае они получат только защищенность, но КПД будет низкий". Зато для быстрых плавсредств водомет практически незаменим. Такие движители применяются на судах самого разного тоннажа: от гидроциклов длиной всего в пару метров, до стометровых паромных катамаранов. Важнейшая характеристика и тех, и других – скорость.
До самого недавнего времени подавляющее большинство российских судов, оборудованных водометными системами, комплектовалось импортными движителями. В основном европейскими, австралийскими, новозеландскими. В свете последних событий западные компании были вынуждены покинуть российский рынок. Свято место пусто не бывает – не исключено, что в ближайшее время доля китайской продукции резко возрастет.
Не будем утверждать, что на рынок придет заведомо менее качественная продукция. Однако наши китайские друзья, вероятно, неслучайно проигрывали производителям из западных стран. Как бы то ни было, китайским водометам еще предстоит себя показать, а заодно вступить в конкуренцию с российской продукцией. Отечественных производителей водометов немного, но они есть, как есть и достойная научно-конструкторская база.
Например, водометы шведского бренда MJP WaterJets пользуется уважением во всем мире. При этом мало, кто знает, что вся теория их движителя Marine Jet Power была разработана в ЦНИИ Крылова еще во времена СССР.
По той же "крыловской" теории производит водометы Зеленодольский завод имени Горького. В частности, по реке Лена на этом водомете курсирует скоростной пассажирский теплоход "Лена" проекта А45.
Будем надеяться, что возникший из-за ухода брендов дефицит качественных водометных движителей поможет отечественным судостроителям увеличить объем заказов, а также создавать новые предложения на рынке.
Местами это уже происходит. Так, например, Кингисеппский машиностроительный завод в начале лета этого года объявил о разработке собственного водометного движителя KMZ Jet 295. В пресс-службе холдинга пояснили, что необходимость в собственной разработке возникла в связи с уходом с российского рынка иностранного производителя водометов Alamarin Jet. "Пока рано говорить, лучше наш водомет или хуже западного, – говорит ведущий инженер-конструктор завода Артем Куликов. – Впереди натурные испытания, они и покажут. Конечно, мы стараемся заменить импорт, став лучше. Но подождем испытаний".
"СВК "Борус", ранее широко известный своими водометными катерами, теперь, по словам Сергея Камнева, готовится подписать контракт на производство движителя для судна водоизмещением 27 тонн.
Есть и настоящие прорывы. Специалисты компании "ДМ Технолоджи" разработали принципиально новый, уникальный тип рабочего колеса ВД, которое делает отечественные водометы значительно эффективнее лучших импортных. Эта разработка выполнена совместно с В.А. Родионовым, ведущим гидродинамиком Крыловского государственного научного центра, специалистом в области теории водометных движителей. Конструкция нового ВД запатентована и уже реализуется в серийных изделиях компании.
Суть в том, что все современные водометы, включая самые передовые, при всей их защищенности уязвимы для донного песка. Рабочее колесо любого ВД, имеет очень небольшой зазор между лопастями и обечайкой. "В итоге, сел раз десять пузом на песок, и хваленый КПД 0,7 завалился. Ходил 50 узлов, теперь 30, – говорит Алексей Благирев". Конструктором удалось купировать этот недостаток.
На сегодня уже построены катера с ВД нового типа, в постройке еще несколько проектов, в том числе катер для МЧС. К сожалению, это был последний проект, над которым работал замечательный ученый, гидродинамик Валерий Андреевич Радионов, не переживший пандемию короновируса.
"Последние лет двадцать мы ведем борьбу с засильем этих иностранных водометов. Сейчас стало немного легче, уход западных брендов сказался на отрасли. Спасибо им. А также спасибо Минпромторгу за госконтракты, – отметил Алексей Благирев".
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |