Наш цикл материалов о положении дел на российских реках медленно, но неуклонно движется в восточном направлении и уже добрался до сердца Сибири - огромного региона под названием Якутия. Прежде чем рассказывать подробности, вкратце напомним, как говорится, "содержание предыдущих серий".
Перед началом текущего навигационного сезона редакция "Корабел.ру" затеяла большой проект. Практически по всем областям, республикам и прочим субъектам России, где ведется активная или не очень активная, но хоть какая-нибудь судоходная деятельность, письма с вопросами о состоянии флота, динамике перевозок, береговой инфраструктуре и т.д.
Результат был во многом предсказуемым - часть регионов откликнулась, прислав содержательные ответы, часть сочла возможным дать крайне скудные и очень избирательные комментарии и еще часть просто уклонилась от ответов. Тем не менее, в итоге у нас появились данные, позволяющие понять, какими именно цифрами и фактами оперируют местные администрации. Полагаем, что это тоже полезно знать и понимать.
Сегодня редкий случай - в центре внимания у нас один регион. Обычно в каждый выпуск мы включаем по паре областей, иногда бывает и по три, в случае когда информации совсем мало. За весь цикл был единственный раз, когда чиновники достаточно полно ответили по всем вопросам. Это было в самой первой статье, посвященной Санкт-Петербургу. Сегодня второй такой случай.
Итак, Якутия.
Какими водными путями располагает республика?
При общей протяженности внутренних водных путей в Российской Федерации в 101,7 тыс. км из семи водных бассейнов на Ленский бассейн приходится 21,7 тыс. км, что составляет - 21,4% от общей протяженности внутренних водных путей Российской Федерации. В Ленском бассейне обслуживаемые пути составляют 10,9 тыс. км, из них с гарантированными глубинами - 9,2 тыс. км (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки).
В силу климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта в Ленском бассейне носит сезонный характер и ограничена сроками навигации, который составляет 5 месяцев в бассейнах рек (с 15 мая по 10 октября) и 2-2,5 месяца на морских участках (с 20 июля по 30 сентября).
Какова ситуация с грузовыми водными перевозками?
В настоящее время большинство грузов в Республику Саха (Якутия) поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту "БАМ - порт "Осетрово" - река Лена". В порту "Осетрово" (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80% грузов, направляемых в республику.
Водный транспорт осуществляет перевозку основной массы грузов межрегионального обмена от перевалочных баз Осетровского транспортного узла до внутриреспубликанских портопунктов и пристаней (создание запасов и резервов ресурсов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования экономики республики), а также перевозку массовых грузов внутриреспубликанского производства (нефть, нефтепродукты, лес, уголь, строительные материалы).
Также часть грузов доставляется железнодорожным транспортом до п. Нижний Бестях, далее переваливается до пунктов назначения на автомобильный и речной транспорт. Основная перевалка грузов для арктических районов осуществляется в Якутском речном порту.
Основными грузовладельцами выступают: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", ПАО "Якутскэнерго", АО "Сахаэнерго", АК "АЛРОСА" (ПАО), АО ПО "Якутцемент", АО ХК "Якутуголь", АО "Сургутнефтегаз", ООО "РН-Аэро", АО НК "Туймаада-Нефть", АО "Авиакомпания Якутия", ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания", АО "Алмазы Анабара", АО "Якутоптторг".
Завоз грузов осуществляется по следующей схеме:
- от поставщиков грузы по железной дороге доставляются до входных перевалочных пунктов - перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей в г. Усть-Кут, г. Архангельск, г. Мурманск, г. Находка, г. Владивосток;
- производится накопление и формирование партий грузов на первый тур навигации для доставки на быстромелеющие реки Амга и Вилюй (вторая половина мая - первая половина июня, продолжительность от 15 до 20 дней);
- с открытием навигации (с мая - июня) груз переваливается на водный транспорт и судами речного флота производится перевозка по главной магистральной реке Лена на боковые и малые реки;
с июня по сентябрь - октябрь производится перевозка грузов для получателей, расположенных на реках Алдан и Лена;
- с открытием арктической навигации, а также Северного морского пути (конец июля), груз перевозится по магистральной реке Лена морским путем, и далее по арктическим рекам (Яна, Индигирка, Колыма, Анабар) до пунктов доставки и депонации.
Каковы объемы перевозок?
Ежегодный объем перевозок внутренним водным транспортом в Республике Саха (Якутия) за период 2009-2018 годов составляет 3,1 – 4,03 млн тонн, а грузооборот 3,1 – 4,3 млн ткм. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) ежегодный рост объема перевозок прогнозируется на уровне 4% (процентов) и к 2030 году достигнет – 5,6 млн. тонн, а по грузообороту – 5,43 млн ткм.
Ежегодная потребность в перевозках водным транспортом жизнеобеспечивающих грузов в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 1,4 – 1,6 млн тонн различных грузов.
Потребность коммерческих предприятий оценочно составляет 1 000 – 1 200 тыс. тонн, из них (в зависимости от года) на проекты, связанные с освоением природного потенциала Арктики, завозится до 800 тыс. тонн.
К грузам для обеспечения жизнеобеспечения республики относятся: нефть сырая, газоконденсат, нефтепродукты, метанол, уголь, социально значимые продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, продукция производственно-технического назначения и строительные материалы.
Какие операторы и каким флотом ведут перевозки?
"Ленское объединенное речное пароходство" является самым крупным участником рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне внутренних водных путей. По состоянию на 1 февраля 2019 г. количество флота предприятия составляет - 293 ед. (средний возраст 35,4 лет).
К участникам рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне внутренних водных путей относятся также: "Алексеевская РЭБ флота" (101 ед. со средним возрастом 41,3 год), СК "Якутск" (51 ед., средний возраст 35,2 лет), "Колымская судоходная компания" (37 ед., средний возраст 35,7 лет), СК "АЛРОСА-Лена" (25 ед, средний возраст 34,4 года), "Верхнеленское речное пароходство" (21 ед., средний возраст 17,8 лет), ГУП РС (Я) "Арктическая транспортная компания" (23 ед., средний возраст 38,1 лет), СК "Вилюй" (18 ед., средний возраст 35,4 лет) и "Янское речное пароходство" (17 ед., средний возраст 37,8 лет).
В целях оценки текущего технического состояния групп и типов судов проведен аудит действующего флота Ленского бассейна.
Флот физически и морально устарел, износ судов составляет более 75%.
При рассмотрении степени износа по элементам судов особо характерными являются износы корпусных элементов, силовых установок (ДВС) и электрооборудования судов.
В рамках регламентных требований Регистра судовладельцы осуществляют поддержание технического состояния судов на допустимом нормативном уровне. Однако эти мероприятия с каждым годом увеличивают финансовую нагрузку на владельцев флота.
Наиболее высокий уровень износа корпусов судов по отношению к нормативному значению Правил РРР наблюдается у грузовых судов смешанного река-море плавания:
Среди речных судов высокая степень износа корпусов судов наблюдается у следующих групп судов:
Идет ли обновление флота?
Анализ данных о техническом состоянии флота показал, что ядро транспортного флота Ленского бассейна построено в период с 1960 - 1986 г.г. В советский период флот Ленского бассейна пополнялся за счет Министерства речного флота РСФСР и Министерства судостроительной промышленности СССР. Максимальное поступление тоннажа осуществлялось с 1975 - 1985 г.г. В этот период поступило 107 тыс. тонн самоходного тоннажа (74% эксплуатируемого в настоящее время самоходного тоннажа), в том числе 69 тыс. тонн судов смешанного "река-море" плавания.
Начиная с 2010 г. подошел срок массового списания действующего флота. Флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации - средний возраст судов составляет 36,4 лет, при нормативном сроке - 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11%.
В целях обеспечения завоза жизнеобеспечивающих грузов для нужд Республики Саха (Якутия) ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 780 ед. флота, перегрузочной техники, вспомогательных и путейских судов, в том числе порядка 450 ед. грузового флота, 34 ед. портальных кранов и 72 ед. пассажирских судов.
Как пополняется кадровый состав на флоте?
При подготовке к навигационному периоду каждое транспортное предприятие сталкивается с подбором кадров плавсостава. Служба кадров, несмотря на проводимую активную кадровую политику в последние годы испытывают значительные трудности по замещению вакантных должностей рядового и командного состава флота.
В навигацию 2018 года на флотские специальности были привлечены всего 3374 работника из них 1392 за пределами республики. Сегодня предприятия продолжают испытывать острый недостаток в квалифицированных работниках флотских специальностей, ощущается нехватка судовых механиков, штурманов, мотористов-рулевых. Коллектив быстро стареет, семьдесят процентов работников старшего командного состава флота - работающие пенсионеры. Несколько капитанов продолжают работать в возрасте, превышающем 60 и 69 лет.
Предприятия вынуждены приглашать на временную работу, как рядовой состав, из числа студентов- практикантов, так и командный состав, при этом неся значительные затраты на оплату проезда и на размещение временных сотрудников в производственных квартирах. Причиной этому служит еще требования по свидетельству о минимальном составе экипажей судов в котором для выхода в море требуются специалисты с морскими дипломами.
Что с пассажирскими перевозками?
В среднем ежесуточный пассажирооборот через Якутский речной порт составляет до 2 тыс. чел. в сутки. При таком пассажирообороте в г. Якутске нет пассажирского речного вокзала. Бывшее здание речного вокзала было продано в ходе ликвидационных мероприятий при банкротстве АО "Якутский речной порт".
Пассажирам приходится ожидать прибытия и отправления рейсов практически под открытым небом. Отправление скоростных рейсов 6 часов утра. Пассажиры для регистрации прибывают за 2 часа до рейса, находятся "под открытым небом", так как зал ожидания дебаркадера не может вместить всех пассажиров.
Предварительная стоимость приобретения здания составляет – 150 млн рублей, также требуется восстановление пассажирских причальных сооружений на сумму порядка 600 млн рублей для обеспечения безопасной высадки/посадки пассажиров.
Существующее состояние береговой инфраструктуры речного транспорта является реальным и серьезным тормозом развития туристического продукта.
В настоящее время ее практически нет. Единственный пассажирский причал, находящийся в Якутском речном порту, введенный в эксплуатацию в начале семидесятых годов находится в аварийном состоянии.
По другим пунктам, включенным в туристические маршруты нет никаких ни береговых, ни водных сооружений для обеспечения безопасных операций по посадке-высадке туристов.
Тем не менее, в последнее время растет поток туристов в республику. Для причаливания скоростных и водоизмещающих судов на Ленских столбах (природный парк) и пункте Соттинцы (историко-архитектурный музей под открытым небом) необходимы дебаркадеры и благоустройство прилегающей береговой полосы.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Пермь и Югра
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Владимир, Иваново и Кострома
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Волгоград и Астрахань
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Татарстан и Чувашия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |