Российские реки: взгляд из правительственных окон. Волгоград и Астрахань

Мы продолжаем наш долгоиграющий цикл о российских реках, составленный на основе информации, переданной в редакцию властями разных регионов нашей необъятной страны. Как обычно, кратко напомним, в чем тут вообще суть.

Перед началом нынешней навигации по столицам и административным центрам тех областей и республик, где есть хоть какое-то судоходство, мы разослали ряд вопросов. Вопросы были несложные, но вполне конкретные — нас интересовала динамика перевозок, состав флота (количественный и качественный), наличие и состояние причалов, экологическая ситуация и т.д.

Ответы, как уже в курсе многие из наших постоянных читателей, удалось получить, мягко говоря, не везде и не в полном объеме. Власти некоторых регионов предпочли отмолчаться, другие предоставили крайне урезанную информацию, хотя были, конечно, и такие, кто постарался достаточно подробно ответить на поставленные вопросы. Результатом стал этот цикл материалов.

В очередной раз подчеркнем, что он не обладает энциклопедическим охватом, поскольку отражает лишь те данные и сведения, которыми оперируют власть имущие в регионах. Или которыми они сочли нужным поделиться с читателями. Зато по ним можно наглядно судить о том, как именно нашим чиновникам представляется положение дел на российских реках, протекающих по вверенным им регионам.

Сегодня у нас две соседние области, расположенные в низовьях Волги: Волгоградская и Астраханская. Давайте посмотрим, что там происходит.
 

фото: сайт Правительство Астраханской области


Какими водными ресурсами располагают регионы?

Волгоградская область, отвечая на этот вопрос, сосредоточилась на Волго-Донском судоходном канале. Он является составной частью системы международных транспортных коридоров и особенно международного транспортного коридора "Север-Юг". Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском судоходном канале, являются глубина водного пути – 4 м, ограничивающая грузоподъемность судов 6500 тоннами, сезонность навигации (8 — 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. Общая протяженность канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции).

Теперь посмотрим, что рассказала Астраханская область. Чиновники пояснили, что регион находится в нижнем течении Волги, где расположены Волго-Ахтубинская пойма и дельта Волги. Поверхностные воды Астраханской области представлены рекой Волгой с многочисленными водотоками (около 900), пресными и солеными водоемами (около 1000) и северной частью крупнейшего замкнутого водоема планеты — Каспийского моря. Общая протяженность береговой линии водных объектов на территории Астраханской области составляет 18794,5 км, в том числе рек — 13984,5 км, озер — 45 км, ильменей — 4570 км. Более 2000 кв. км занимают постоянно действующие даже в меженный период водные объекты.

От остановочного пункта Стрелецкое (3029 км) до 2628,5 км по основному руслу реки Волги проходят магистральные внутренние водные пути 1 категории (с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой навигационной остановкой), суммарная протяженность которых 401 км. Указанный участoк находится в зоне диспетчерского регyлирования ФБУ "Администрация Волжского бассейна ВВП". Кроме реки Волги, к обслуживаемым участкам внутренних водных путей Астраханской области относятся река Бузан 14 км и протока Гандурино 63 км.

Какова ситуация с инфраструктурой?

Волгоградская область располагает целым рядом речных портов.

Во-первых, это Волжский грузовой порт с шестью оборудованными причалами для общей протяженностью в 661 метр. Глубина его затона — 5,5 м, ограничение по осадке судов – 4,5 м. Он способен принимать шесть судов грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порт работает только с сухими грузами.

Во-вторых, грузовой порт Татьянка с длиной причальной стенки в 210 м. Он рассчитан на суда осадкой до 3,6 м и грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Работает с сухими грузами, но при этом в настоящее время строится накопитель зерна на 25 тыс. тонн

В-третьих, Калачевский порт с общей протяженностью причалов в 393 м. Он способен принимать три судна до 4 тыс. т, плюс дополнительно одно судно до 5000 т на зерновом причале. Глубина затона — 5 м, ограничение по осадке – 4,5 м.

В-четвертых, Камышинский порт с одним оборудованным зерновым причалом, длина причальной стенки — 661 м. Может принять одно судно до 5 тыс. тонн осадкой до 4,5 м при нулевой отметке Волгоградского водохранилища.

В перевозке зерновых культур водным транспортом особо заинтересован Иран, подчеркнули в министерстве. В 2017 году рассматривался вариант строительства для этих целей зернового причала в Волгограде.

Астраханцы в назывном порядке перечислили свои причалы на разных реках. На Волге — нефтяной причал "Гранс-Ойл Терминал" (2989,2 км) и грузовой причал завода "Лотос" (2989 км). На реке Бузан — грузовые причалы "Газпром сера" (71 км). На реке Прямая Болда — ДСК, компания "Элко" (9,8 км), и еще один грузовой причал (7,8 км). На реке Кривая Болда — причал "ЖБИ" (12,8 км), грузовой причал (9,7 км), грузовой причал "МРП" (8,5 км), грузовой причал "Новый век" (10,7 км).
 


К этому хозяйству нужно прибавить гидротехнические сооружения (шлюзы) и гидросооружения (затворы). На Волге это гидроузел "Волга", шлюз № 32 (2984 км). На Бушме — гидроузел "Бушма", шлюзы №№ 33, 34 (32 км). В протоке Быстрой — гидроузел "Быстренькая" (24,7 км).

Какова динамика перевозок?

Суммарный объем перевозки грузов по внутренним водным путям составляет около 4 млн тонн в год, отчитались астраханцы. Вот на этой круговой диаграмме видно, какова доля каждой категории перевозимых грузов.
 

Номенклатура грузов / Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области


Волгоградцы же предпочли сообщить о своих планах. По оценке экспертов ОАО "Гидропроект", объем грузопотока в Европу из России и обратно в регионе, тяготеющем к каналу прогнозируется к 2030 году в объеме 218,4 млн т. Из них на Волго-Донской водный путь возможно привлечь 28,8 млн т при строительстве вторых ниток шлюзов. Проектная пропускная способность канала 10,5 млн т была определена при условии равномерности грузопотоков в обоих направлениях.

На сегодняшний день ВДСК имеет пропускную способность 16 млн т в обоих направлениях. Прогнозируемые на перспективу грузопотоки значительно (в 1,8 раз) превышают пропускную способность канала.

Среди крупных инвестиционных проектов, вошедших в "Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 года", предусмотрен проект строительства вторых ниток шлюзов Волго-Донского водного пути. Проектные работы запланированы на 2027 год, форма финансирования — государственно-частное партнерство.

Какие операторы и каким флотом ведут перевозки?

Основными предприятиями речного транспорта общего пользования Волгоградской области, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов, переработку грузов на участке реки Волги, являются Волгоградский речной порт (с филиалами "Порт "Татьянка", СП "Трансфлот", СП "Пассажирский порт"), порт Волжский и Камышинский речной порт, расположенные соответственно в городах Волгоград, Волжский и Камышин. На участке реки Дон расположен Калачевский порт, осуществляющий переработку и перевозку грузов.

Все объекты речного транспорта располагают производственным потенциалом для выполнения перевозочных и перевалочных работ. Порты (кроме порта "Татьянка") имеют подъездные железнодорожные пути, связаны с основными автомагистралями, что создает условия для привлечения грузопотоков.

В Астраханской области нам сообщили лишь некоторые сведения о возрасте работающих грузовых судов. По их данным, 93,3% судов старше 30 лет, остальные насчитывают от 10 до 20 лет. Что касается несамоходных единиц, то за 30 лет перевалили 82% судов, в промежутке от 20 до 30 лет находятся 5,7%, остальные имеют возраст от 10 до 20 лет.

Что делается в плане развития инфраструктуры?

Как сообщили в облкомприроды, в Волгоградской области с 2014 года ведется масштабная работа по капитальному ремонту и строительству новых гидротехнических сооружений, активно используются возможности федеральных программ в сфере водного хозяйства, предложения региона вошли в национальный проект "Экология". Задачи по обеспечению безопасности гидротехнических объектов губернатор Андрей Бочаров озвучил на коллегии прокуратуры Волгоградской области. За пять лет проведен капитальный ремонт на 22 ГТС, не имеющих собственника. До 2021 года планируется привести в порядок 31 сооружение.

В 2019 году семь гидротехнических сооружений будут капитально отремонтированы на территории региона — это позволит обеспечить защиту 1500 человек, проживающих возле водоемов, обезопасить объекты инфраструктуры в период паводка.

Также в этом году планируется начать строительство нового участка берегоукрепления Волги в Волгограде. Объект станет продолжением построенного в 2017 году берегоукрепительного сооружения и позволит создать единый инженерный комплекс, перспективный для развития инфраструктуры.
 

Протяженность нового участка составит 570 метров, а площадь защищаемой от негативного воздействия вод территории — 14 га. На ней расположены 10 многоэтажных зданий, в которых проживает более 1300 человек, и другие объекты инфраструктуры. Работы по укреплению будут проведены в рамках федеральной программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 — 2020 годах".

Для улучшения ситуации с обводнением водоемов и водотоков Волго-Ахтубинской поймы необходимо реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих подачу в межень дополнительной воды в Ахтубу непосредственно из водохранилища для создания проточности в Ахтубе и обводнения водных объектов верхней части ВАП (в том числе строительство дополнительных насосных станций на основных ериках).

В 2019 году на территории поймы продолжится расчистка проток протяженностью 3,6 километра от озера Дегтярное и ерика Дударев до системы озер Чайка. Подготовлена проектная документация по экореабилитации 15 водных объектов и строительству десяти водопропускных сооружений в Волго-Ахтубинской пойме. В итоге улучшатся экологические условия проживания десятка тысяч человек.

В прошлом году расчисткой и экологической реабилитацией были охвачены 13 водных объектов общей площадью порядка двухсот гектаров. Более двухсот миллионов рублей из федерального и областного бюджетов направлены в уходящем году на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов Волго-Ахтубинской поймы.

Астраханцы этот вопрос оставили без ответа, ограничившись информацией о том, что дноуглубление у них не проводится, ввиду полного соответствия глубин навигационным требованиям.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области

Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Татарстан и Чувашия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025