После некоторого перерыва возобновляем публикацию нашего цикла материалов, посвященных состоянию судоходства на российских реках. А вернее, не устаем подчеркивать, тому, как эта ситуация видится региональным властям.
Предыдущая публикация на эту тему была полтора месяца назад, поэтому вновь напоминаем, в чем смысл всего цикла. Накануне навигации наша редакция составила список вопросов, касающихся состояния флота, динамики перевозок и других аспектов судоходства. Эти вопросы были отправлены в профильные министерства и департаменты различных российских областей и республик.
Сразу скажем, что ответы пришли не из всех регионов. Да и те, кто прислал данные, часто ряд моментов просто опустили. Справедливости ради, надо заметить, что были и весьма полные, содержательные письма. То, что у нас оказалось на руках в результате этой переписки, мы свели в ряд материалов, которые и публикуются под общим названием "Российские реки: взгляд из правительственных окон".
Естественно, ни одна из получившихся в итоге статей не может являться всеохватным аналитическим обзором положения дел на российских реках, поскольку основана исключительно на данных, предоставленных чиновниками. Зато это дает прекрасную возможность оценить тот спектр информации, которым оперируют руководители региональных ведомств.
Итак, сегодня у нас сразу три области Центральной России — Ивановская, Владимирская и Костромская.
Какими водными ресурсами располагают регионы?
На территории Костромской области протяженность водных путей с гарантированными габаритами (по р. Волга) составляет 77 км и остается неизменной на протяжении последних лет. Это освещаемые водные пути с гарантированными габаритами (1-й категории), содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Остальные водные пути Костромской области (718 км) являются водными путями (7-й категории), без навигационного ограждения и гарантированных габаритов пути (экспедиционного завоза), сообщает нам костромской департамент транспорта и дорожного хозяйства.
Ивановские чиновники из аналогичного департамента указали, что протяженность судоходных путей по рекам Волга, Шача, Мера, Желвата, Елнать и Немда в границах их региона составляет 220 км.
Владимирцы, в свою очередь, привели несколько более развернутую картину. Реки их области относятся к бассейну реки Волги, общая их длина превышает 8500 км. Главной рекой является Клязьма, ее длина составляет 647 км, начинается к северу от Москвы и впадает в реку Оку. На территории области в нее впадают с левой стороны Большой Киржач, Пекша, Ворша, Колокша, Нерль, Уводь, Лух, а с правой — Судогда, Нерехта, Тара, Суворощь.
В ответственность Муромского района водных путей входят река Ока, протяженностью 260 км (от 58 км до 318 км) и река Клязьма, протяженностью 296 км (от устья до города Владимира).
Ока протекает по восточной границе области, к ее бассейну относятся реки Гусь, Колпь, Унжа, Ушна, Мотра. Общая протяженность Оки в границах Владимирской области составляет 111 км, на всем протяжении с гарантированными габаритами судового хода. Она является рекой федерального значения и на участке в границах области относится к 1-й и 2-й категории рек, внутренние водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой (1-я категория) и светоотражающей (2-я категория) обстановкой. Движение флота по ней осуществляется круглосуточно.
В настоящее время Федеральным агентством морского и речного транспорта для данного участка установлены следующие гарантированные габариты судовых ходов:
глубина — 170 см;
ширина — 60 м;
радиус закругления — 400 м.
Река Клязьма, являясь рекой регионального значения, так как в своей судоходной части находится в основном в пределах Владимирской области, к началу 21 века утратила транспортное значение, транзитное судоходство на ней прекратилось. Распоряжением Росморречтранса река Клязьма отнесена к рекам 7-й категории, внутренние водные пути без гарантированных габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки. Путевые работы на протяжении многих лет на ней не проводятся. Река находится в бытовом состоянии. Клязьминское прорабство — подразделение Муромского РВП, обслуживающее ранее Клязьму, полностью расформировано.
Какова ситуация с инфраструктурой?
Начнем с Костромской области. Там вся инфраструктура внутреннего водного транспорта по реке Волге находится в частной собственности, за исключением объектов федеральной собственности грузового порта.
|
Кострома / "Компас-Р", ООО |
Причальная инфраструктура Костромы включает в себя 3 причала, один из которых предназначен для пригородных перевозок, а два — для причаливания туристических и иных судов с осадкой до 3,5 метров. Проведение дноуглубительных работ для подходов к причалам не требуется, осуществляется регулярный косметический ремонт причальных сооружений.
Объекты Костромского грузового порта включают в себя:
- причальную стенку длиной 395 метров с осадкой до 3,5 метров;
- крановые пути длиной: 220 метров — фронтальные; 50 метров — тыловые;
- производственное помещение;
- складская площадь, прилегающая к причальной стенке.
Имеются 3 портальных крана, из которых 2 грузоподъемностью до 10 тонн, 1 кран грузоподъемностью до 27 тонн.
Теперь перейдем к Ивановской области. Оттуда нам на этот вопрос ответили следующее: в 2017 году из федеральной собственности в собственность муниципальных образований региона переданы причальные сооружения в Кинешме (причальная набережная речного вокзала и две причальные стенки), Пучеже (одна причальная стенка) и Юрьевце (одна причальная стенка). Сейчас местными властями ведется работа по привлечению инвесторов для модернизации и дальнейшего использования данных причальных сооружений.
От владимирцев каких-то подробностей по инфраструктуре не поступило.
Какие операторы и каким флотом ведут перевозки?
В Костромской области основным пользователем водных путей р. Волги до 2011 года являлась группа компаний "Костромской речной порт", осуществлявшая пассажирские, грузопассажирские паромные перевозки, перевозки грузов, погрузо-разгрузочные работы и добычу общераспространенных полезных ископаемых. Но в связи с банкротством это предприятие прекратило свое существование, инфраструктура порта сохранилась. На текущую дату на территории порта осуществляет деятельность ООО "ВолгаКран".
Регулярные перевозки пассажиров внутренним водным транспортом на территории Костромской области ведутся с 2011 года компанией "Волна" по двум пригородным линиям "Кострома — Борщино" и "Кострома — Сады" теплоходом "Москва" 1977 года выпуска, общая протяженность линий 35 км, а также на паромной переправе "Красное — Красные пожни" теплоходом "СП-72" 1968 года выпуска.
Что касается Ивановской области, там в 2018 году перевозки пассажиров были организованы по маршрутам "Кинешма — Плес" (протяженность маршрута – 50 км), "Кинешма — Решма" (протяженность маршрута – 27 км) и "Решма – Бузинка" (протяженность маршрута – 1,5 км). Выполняли их ООО "Хурьян" – маломерным буксирным судном "Вихрь" и несамоходным паромом "127", ООО "Вероника-Рива" – теплоходом "Маяк-2", ООО "Геленген" – теплоходом "Корвет".
Какова динамика перевозок?
Из правительства Костромы в ответ на этот вопрос нам передали сведения об объемах пассажиропотока за последние годы. В 2014 году было перевезено 111,4 тыс. человек, в 2015-м — 96,8 тыс., в 2016-м — 90,7 тыс., в 2017-м — 80,9 тыс. Это нижняя точка падения, а уже в следующем году начался рост — до 89,6 тыс. человек.
Из Иванова сообщили следующие цифры по пассажирским перевозкам: общее количество выполненных рейсов по всем регулярным маршрутам составило в 2015 году – 28 рейсов, в 2016 году – 104, в 2017 году – 30, в 2018 году – 834. Перевезено пассажиров: в 2015 году – 363 чел., в 2016 году – 4379 чел., в 2017 году – 1680 чел., в 2018 году – 5939 чел.
К этому стоит добавить, что с мая по сентябрь 2018 года Кинешму посетили более 10 тысяч туристов в составе теплоходных организованных групп. Восемь судоходных компаний, выбравших Кинешму для туристической стоянки, осуществили 42 судозахода к причальной набережной речного вокзала. В том числе 25 судозаходов осуществлено одним из крупнейших операторов речных круизов по России – компанией "Водоход".
И закончим мы данными, присланными из Владимирской области. Основной грузопоток там приходится на транзитные перевозки грузов на участке Касимов — Нижний Новгород. На данном участке в 2015 году перевезено 147 тыс. тонн грузов (в основном щебень и песок), что на 40 % меньше по сравнению с 2013 годом.
Основная часть пассажиропотока (70%) приходится на перевозки местной прогулочной линии в городе Муроме. Пассажиропоток на туристических линиях невысок по причине маловодности в последние годы и недостаточных глубин для работы пассажирских судов на линии Нижний Новгород — Москва. По сравнению с 2013 годом пассажиропоток в 2015 году вырос на 35% до 36 тыс. человек. Перевозки пассажиров собственным флотом до 2000 года составляли более 180 тыс. человек в год, через порт города Мурома в сутки проходило до 40 – 50 единиц флота. В настоящее время из 11 пристаней осталась одна в Муроме.
Информацией о перевозках грузов и пассажиров в 2016 – 2018 годах департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации области не обладает.
В настоящее время регулярные перевозки пассажиров внутренним водным транспортом по территории Владимирской области не осуществляются. Острой потребности в этом нет, заключают чиновники.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала департаменты транспорта и дорожного хозяйства Костромской, Ивановской и Владимирской области
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Волгоград и Астрахань
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Татарстан и Чувашия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург