Итак, мы продолжаем наш большой цикл, посвященный российским рекам. А точнее тому, как их состояние видится сегодня на уровне различных региональных правительств. Позади остались северо-западные области и республики, а также ряд городов центральной России. Ссылки на эти материалы будут традиционно ждать вас в самом конце статьи.
И еще пара традиционных моментов.
Во-первых, в очередной раз обрисуем, откуда у этого цикла "растут ноги". Перед началом навигации мы разослали по администрациям регионов ряд важных для понимания ситуации на реках вопросов. Интересовала нас динамика перевозок, количество и качество флота, состояние причалов и еще немало важных для всех речников показателей. Кто-то ответил быстро, охотно и подробно, кто-то — с большой паузой и с минимум информации, а кто-то и вовсе проигнорировал это обращение.
Во-вторых, сразу поясним, что ценность этого цикла статей не в каких-то внезапно открывающихся цифрах и фактах. В большинстве случаев ничего секретного тут нет, да и быть не может. Важно другое — та информация, которую мы сводим воедино и публикуем на основе присланных нам ответов, хорошо характеризует то, как именно видят отрасль местные власти. Вы сами можете наблюдать, какой информацией они оперируют или, по крайней мере, какую они считают нужным и возможным обнародовать.
Ну а сейчас давайте перейдем к конкретным деталям. На очереди у нас поволжские национальные республики — Татарстан и соседняя с ним Чувашия. Как уже повелось, некоторая скромность в чиновничьих ответах заставляет нас объединить под одним заголовком сразу два региона.
Какой речной инфраструктурой располагают регионы?
Отвечая на этот вопрос, Чувашия ожидаемо сосредоточилась на обзоре Чебоксарского речного порта. Он расположен в центре города и занимает часть акватории и прибрежной полосы Чебоксарского водохранилища у устьевой части долины реки Чебоксарка, ниже каскада прудов Чебоксарского залива.
Причальная стенка Чебоксарского речного порта протяженностью 426 м позволяет одновременно принимать до 15 теплоходов, в том числе 6 круизных судов.
У речного порта есть два оборудованных грузовых причала: "Гремячево" с причальной стенкой протяженностью 250 метров и "Новочебоксарск" с причальной стенкой 211,3 метров. Оба причала специализированы на погрузке-выгрузке и переработке нерудно-строительных материалов. Глубина подходов у причальных стенок составляет 4 метра, водоизмещение принимаемых судов до 5000 тонн.
На грузовом причале "Гремячево" также функционирует растворобетонный узел, который с 2017 года осуществляет полный технологический цикл по производству и отгрузке бетона, раствора различных классов и марок.
Чебоксарский речной порт является основным поставщиком речного песка для предприятий республики. Речной песок, добываемый портом, это идеальное сырье для производства силикатного кирпича, литейных и формовочных песков, железобетонной продукции. По данным лабораторных исследований песка полезной толщи в границах подсчета запасов характеризуются однородностью химического, минералогического, зернового составов, содержания органических примесей и физико-механических свойств. По зерновому составу пески полностью удовлетворяют требованиям ГОСТа. С 2018 года порт производит сушку формовочных песков различных фракций для нужд крупнейших сталелитейных заводов России.
Татарстан счел нужным рассказать только о проведенных за последнее время дноуглубительных работах. Благодаря поддержке федерального центра и руководства республики, в период с 2014 по 2016 годы на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета реализованы проекты по дноуглублению водных подходов к причальным сооружениям города Болгар и острова Свияжск. Отметка дна каналов по проектам, по которым были выполнены дноуглубительные работы, составила 45,5 м.
Проведенные работы позволяют обеспечить безопасное судоходство трех- и четырехпалубных туристических круизных судов, что в свою очередь способствует увеличению турпотока и развитию объектов культурного наследия республики.
Какова динамика пассажирских перевозок?
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении на водном транспорте на территории республики Татарстан осуществляют два предприятия: судоходная компания "Татфлот" и ООО "Производственное объединение нерудных материалов "Набережные Челны".
Услугами внутреннего водного транспорта в пригородном сообщении в навигацию 2018 года воспользовались 326,6 тыс.человек (73,4 тыс. человек – льготной категории граждан), что на 2% больше объема 2017 года (325,9 тыс. человек).
Если же говорить о круизных пассажирах, то цифры такие. За навигацию 2017 года общее количество судозаходов в Болгар и Свияжск равнялось 215 (это более 33 тыс. пассажиров), а за навигацию 2018 года – 220 (более 37 тыс. пассажиров).
Чувашия сообщает, что порт Чебоксары осуществляет пассажирские перевозки, обслуживает туристические и транзитные пассажирские суда, следующие до Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону. Ежегодно в порт заходят порядка 400 туристических судов, с российскими и иностранными туристами. Количество туристов, ежегодно посещающих город Чебоксары и другие достопримечательности Чувашии, достигает 43 — 48 тысяч.
Также немаловажное значение города Чебоксары имеют и пассажирские перевозки производимые внутренним водным транспортом порта. За навигацию количество перевезенных пассажиров варьируется в пределах от 90 до 100 тысяч человек в год. Показатель 2018 года — около 90 тыс. человек.
Каким флотом ведутся перевозки?
На обслуживании пассажиров Чебоксарский речной порт использует суда типа "МО" и "Москва". Другой информации Чувашия нам не предоставила.
Татарстанские власти в этом случае вновь вместо сведений об общем количестве, типах и состоянии судов, предпочли поведать о том, что сделано в направлении модернизации за последние годы.
Как пояснили чиновники, в целях повышения качества обслуживания населения водным транспортом, в период с 2015 по 2018 годы проведена модернизация трех скоростных теплоходов типа "Метеор" и одного скоростного теплохода "Восход". Скоростные теплоходы будут обслуживать популярные линии: "Метеоры" будут эксплуатироваться на линии Казань – Болгар, теплоход "Восход" на маршруте Казань – Свияжск (время в пути при этом сократится в 2,5 раза в сравнении с экплуатируемым на данном маршруте водоизмещающим судном – с 2-х часов до 35 минут).
Замена существующих и установка современных двигателей позволила продлить ресурс теплоходов с уменьшением эксплуатационных затрат (расход ГСМ снизился на 15%) и улучшением ходовых характеристик, а также снизить воздействие вредных факторов (шум, вибрация) на пассажиров и персонал, отчитались в республиканском минтрансе.
Есть ли проблема с брошенными и затонувшими судами?
Этот вопрос осветил Татарстан. По данным чиновников, на территории республики имеется ряд объектов прошлого экологического ущерба, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Среди них затонувшие и брошенные в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ плавательные средства. Они являются источниками загрязнения поверхностных вод и донных осадков химическими веществами, включая нефтепродукты и горюче-смазочные материалы. Кроме того, при понижении уровня воды в водохранилищах затопленные суда создают угрозу безопасности судоходства.
Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана в 2016 г. за счет средств республиканского бюджета провело водолазное обследование затонувших и брошенных плавсредств в Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах. В том числе оценило воздействие затонувших объектов на экосистему водохранилищ. В итоге было выявлено 90 судов, три из которых имеют собственников.
Решение проблемы подъема и утилизации затонувших судов возможно только при участии федеральных программ с учетом того, что водные объекты находятся в федеральной собственности, сведения о собственниках большинства затонувших судов отсутствуют.
В рамках приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" в составе национального проекта "Экология" предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия затонувших судов: подъем и утилизация 95 затонувших судов в акватории реки Волги.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство экологии и природных ресурсов и министерство транспорта Татарстана, а также информационно-аналитическое управление
администрации главы Чувашской Республики
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург
Во-первых, в очередной раз обрисуем, откуда у этого цикла "растут ноги". Перед началом навигации мы разослали по администрациям регионов ряд важных для понимания ситуации на реках вопросов. Интересовала нас динамика перевозок, количество и качество флота, состояние причалов и еще немало важных для всех речников показателей. Кто-то ответил быстро, охотно и подробно, кто-то — с большой паузой и с минимум информации, а кто-то и вовсе проигнорировал это обращение.
Во-вторых, сразу поясним, что ценность этого цикла статей не в каких-то внезапно открывающихся цифрах и фактах. В большинстве случаев ничего секретного тут нет, да и быть не может. Важно другое — та информация, которую мы сводим воедино и публикуем на основе присланных нам ответов, хорошо характеризует то, как именно видят отрасль местные власти. Вы сами можете наблюдать, какой информацией они оперируют или, по крайней мере, какую они считают нужным и возможным обнародовать.
Ну а сейчас давайте перейдем к конкретным деталям. На очереди у нас поволжские национальные республики — Татарстан и соседняя с ним Чувашия. Как уже повелось, некоторая скромность в чиновничьих ответах заставляет нас объединить под одним заголовком сразу два региона.
Волжская экспедиция "Корабел.ру" / Корабел.ру |
Какой речной инфраструктурой располагают регионы?
Отвечая на этот вопрос, Чувашия ожидаемо сосредоточилась на обзоре Чебоксарского речного порта. Он расположен в центре города и занимает часть акватории и прибрежной полосы Чебоксарского водохранилища у устьевой части долины реки Чебоксарка, ниже каскада прудов Чебоксарского залива.
Причальная стенка Чебоксарского речного порта протяженностью 426 м позволяет одновременно принимать до 15 теплоходов, в том числе 6 круизных судов.
У речного порта есть два оборудованных грузовых причала: "Гремячево" с причальной стенкой протяженностью 250 метров и "Новочебоксарск" с причальной стенкой 211,3 метров. Оба причала специализированы на погрузке-выгрузке и переработке нерудно-строительных материалов. Глубина подходов у причальных стенок составляет 4 метра, водоизмещение принимаемых судов до 5000 тонн.
На грузовом причале "Гремячево" также функционирует растворобетонный узел, который с 2017 года осуществляет полный технологический цикл по производству и отгрузке бетона, раствора различных классов и марок.
Чебоксарский речной порт является основным поставщиком речного песка для предприятий республики. Речной песок, добываемый портом, это идеальное сырье для производства силикатного кирпича, литейных и формовочных песков, железобетонной продукции. По данным лабораторных исследований песка полезной толщи в границах подсчета запасов характеризуются однородностью химического, минералогического, зернового составов, содержания органических примесей и физико-механических свойств. По зерновому составу пески полностью удовлетворяют требованиям ГОСТа. С 2018 года порт производит сушку формовочных песков различных фракций для нужд крупнейших сталелитейных заводов России.
Татарстан счел нужным рассказать только о проведенных за последнее время дноуглубительных работах. Благодаря поддержке федерального центра и руководства республики, в период с 2014 по 2016 годы на условиях долевого финансирования из федерального бюджета и республиканского бюджета реализованы проекты по дноуглублению водных подходов к причальным сооружениям города Болгар и острова Свияжск. Отметка дна каналов по проектам, по которым были выполнены дноуглубительные работы, составила 45,5 м.
Казанский Кремль / Корабел.ру |
Проведенные работы позволяют обеспечить безопасное судоходство трех- и четырехпалубных туристических круизных судов, что в свою очередь способствует увеличению турпотока и развитию объектов культурного наследия республики.
Какова динамика пассажирских перевозок?
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении на водном транспорте на территории республики Татарстан осуществляют два предприятия: судоходная компания "Татфлот" и ООО "Производственное объединение нерудных материалов "Набережные Челны".
Услугами внутреннего водного транспорта в пригородном сообщении в навигацию 2018 года воспользовались 326,6 тыс.человек (73,4 тыс. человек – льготной категории граждан), что на 2% больше объема 2017 года (325,9 тыс. человек).
Если же говорить о круизных пассажирах, то цифры такие. За навигацию 2017 года общее количество судозаходов в Болгар и Свияжск равнялось 215 (это более 33 тыс. пассажиров), а за навигацию 2018 года – 220 (более 37 тыс. пассажиров).
Чувашия сообщает, что порт Чебоксары осуществляет пассажирские перевозки, обслуживает туристические и транзитные пассажирские суда, следующие до Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону. Ежегодно в порт заходят порядка 400 туристических судов, с российскими и иностранными туристами. Количество туристов, ежегодно посещающих город Чебоксары и другие достопримечательности Чувашии, достигает 43 — 48 тысяч.
Также немаловажное значение города Чебоксары имеют и пассажирские перевозки производимые внутренним водным транспортом порта. За навигацию количество перевезенных пассажиров варьируется в пределах от 90 до 100 тысяч человек в год. Показатель 2018 года — около 90 тыс. человек.
Каким флотом ведутся перевозки?
На обслуживании пассажиров Чебоксарский речной порт использует суда типа "МО" и "Москва". Другой информации Чувашия нам не предоставила.
Татарстанские власти в этом случае вновь вместо сведений об общем количестве, типах и состоянии судов, предпочли поведать о том, что сделано в направлении модернизации за последние годы.
Река Казанка / Корабел.ру |
Как пояснили чиновники, в целях повышения качества обслуживания населения водным транспортом, в период с 2015 по 2018 годы проведена модернизация трех скоростных теплоходов типа "Метеор" и одного скоростного теплохода "Восход". Скоростные теплоходы будут обслуживать популярные линии: "Метеоры" будут эксплуатироваться на линии Казань – Болгар, теплоход "Восход" на маршруте Казань – Свияжск (время в пути при этом сократится в 2,5 раза в сравнении с экплуатируемым на данном маршруте водоизмещающим судном – с 2-х часов до 35 минут).
Замена существующих и установка современных двигателей позволила продлить ресурс теплоходов с уменьшением эксплуатационных затрат (расход ГСМ снизился на 15%) и улучшением ходовых характеристик, а также снизить воздействие вредных факторов (шум, вибрация) на пассажиров и персонал, отчитались в республиканском минтрансе.
Есть ли проблема с брошенными и затонувшими судами?
Этот вопрос осветил Татарстан. По данным чиновников, на территории республики имеется ряд объектов прошлого экологического ущерба, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Среди них затонувшие и брошенные в акваториях Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ плавательные средства. Они являются источниками загрязнения поверхностных вод и донных осадков химическими веществами, включая нефтепродукты и горюче-смазочные материалы. Кроме того, при понижении уровня воды в водохранилищах затопленные суда создают угрозу безопасности судоходства.
Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана в 2016 г. за счет средств республиканского бюджета провело водолазное обследование затонувших и брошенных плавсредств в Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах. В том числе оценило воздействие затонувших объектов на экосистему водохранилищ. В итоге было выявлено 90 судов, три из которых имеют собственников.
Решение проблемы подъема и утилизации затонувших судов возможно только при участии федеральных программ с учетом того, что водные объекты находятся в федеральной собственности, сведения о собственниках большинства затонувших судов отсутствуют.
Корабел.ру / Корабел.ру |
В рамках приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" в составе национального проекта "Экология" предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия затонувших судов: подъем и утилизация 95 затонувших судов в акватории реки Волги.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство экологии и природных ресурсов и министерство транспорта Татарстана, а также информационно-аналитическое управление
администрации главы Чувашской Республики
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург