Северные регионы нашей страны как никакие другие нуждаются в развитом судоходстве на внутренних водных путях (ВВП) из-за большого количества труднодоступных населённых пунктов. Водный транспорт там является предпочтительным, а нередко безальтернативным средством передвижения.
Редакция "Корабел.ру" подготовила и разослала главам ряда российских регионов список вопросов, касающихся судоходства на ВВП. Приходится признать, что чиновники отнеслись к интересу отраслевых журналистов по-разному. Одни ответили на вопросы оперативно и подробно, другие готовили ответы долго. При этом именно те, кому понадобилось в разы больше времени на подготовку, оказались особенно скупы на информацию.
Тем не менее, собранный материал позволяет понять в первом приближении, как живут наши реки. В данный обзор мы включили Архангельскую и Вологодскую области, Ненецкий автономный округ, Республику Коми, Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ. Территория двух последних субъектов практически целиком располагается в Азии, но условная граница частей света проходит по восточному подножию Уральских гор, а значит ЯНАО и Югра относятся и к Европе, вдобавок чиновники Югры оказались одними из самых отзывчивых.
Архангельская область
Поморье – крупнейший регион европейской части России с густой сетью рек, из которых наиболее значительны Северная Двина и Печора. Обе реки – судоходные. В границах Архангельской области ФБУ "Администрация Двинско-Печерского бассейна ВВП", обслуживает 3072 км водных путей. Около 1400 км из них относятся к путям 1 и 2 категорий, то есть сверхмагистральным – с гарантированной глубиной более 3,2 м и 2,5-3,2 м соответственно. Ежегодно проводятся дноуглубительные работы объёмом до 2,5 млн куб. м. Речной порт на ВВП бассейна в границах региона всего один – Котласский.
Речная инфраструктура
Речная инфраструктура северного завоза в Поморье насчитывает шесть причалов (необорудованный берег): д. Ластола, Пустошь, д. Вознесенье, о. Кего, о. Княжеостров, д. Красное. Как сообщили "Корабел.ру" в Минэкономразвития Архангельской области, эти объекты планируется модернизировать в рамках мероприятий по развитию Арктики.
В акватории участков рек в месте подхода и причаливания судов будут проведены путевые изыскательные работы и дноуглубление, а также устройство и укрепление береговой линии. Для принятия грузов и пассажиров построят причальные сооружения и реконструируют автомобильные подъезды к ним.
После межевания и постановки на кадастровый учет земельных участков, будут построены площадки для размещения грузов (дрова, уголь и пр.), включая ограждение, ангар для складирования, оборудованный кран-балкой, кран для разгрузки-погрузки грузов, энергоснабжение и освещение. Планируется также приобретение шести фронтальных погрузчиков.
Флот и речные перевозки
Средний возраст пассажирского и грузового флота области составляет 39 лет. Ежегодно по рекам перевозится до 2,7 млн тонн грузов, в основном, лесных и минерально-строительных. Объём пассажирских перевозок варьируется от 0,5 до 1 млн человек. Для всех островных посёлков в дельте Северной Двины водные пути являются безальтернативными. Основными судов ладельцами в области местный Минтранс назвал: ООО БСК, ОАО "Архангельский речной порт", ООО "Речные специалисты", ООО "Северфлот", АО "Экотек", АО "Норд-Вуд", АО "Группа Илим".
Судостроение и судоремонт
По словам министра экономического развития, промышленности и науки Евгении Шелюк, судостроительная и судоремонтная отрасли являются важным сегментом экономики Архангельской области. Ведущими предприятиями отрасли являются АО "ПО "Севмаш", АО "Центр судоремонта "Звёздочка" и АО "СПО "Арктика" – они обеспечивают занятость половины трудоспособного населения города Северодвинска.
Кроме того, в регионе имеется ряд предприятий, специализирующихся на гражданском судоремонте: это Архангельский филиал "Судоремонтный завод "Красная Кузница" АО "ЦС "Звездочка", "Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота", База технического обслуживания компании "Архангельский траловый флот", "Лайский судоремонтный завод", ГК "Оптимист", "Поморская судоверфь", "Сталкер".
"Эти предприятия обеспечивают комплексный ремонт морских, речных, промысловых судов, а также ледокольного и научного флота, осуществляющих снабжение арктических проектов и северного завоза, а также имеют опыт и компетенции в строительстве вспомогательного флота", – рассказали "Корабел.ру" в областном Минэкономразвития.
Вологодская область
Вологодчина – самый южный регион европейской части российского Севера. По её территории проходят два крупнейших водных пути Северо-Запада России: Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система, управляемые ФБУ "Администрация Волго-Балт" и ФБУ "Администрация Севводпуть". По Северной Двине в труднодоступные населённые пункты доставляются продукты, топливо и стройматериалы, – грузы перевозятся только до июля в период высокой воды.
В период снеготаяния Северная Двина и Сухона широко разливаются, из-за чего в реки попадает большое количество ила, песка и мусора, поэтому ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" ежегодно проводит дноуглубительные работы после прохождения половодья. По данным регионального Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, для увеличения пропускной способности русел рек Сухона, Юг и Северная Двина выполнено следующее:
– с 2016 по 2019 год проведены дноуглубительные работы на реке Сухона в городе Великий Устюг протяженностью 1,66 км с объемом изъятого грунта 256,6 тыс. куб. м;
– в 2019-2022 годах расчищено русло Северной Двины на перекатах Шабурный, Нижний и Верхний Аристовский, Нижний Бобровниковский и Даниловский, извлечено 373,5 тыс. куб. м грунта. Далее планируется расчистка перекатов ниже по течению;
– в 2023 году объем дноуглубительных работ на реке Сухона и Северно-Двинской шлюзованной системе составил 80,8 тыс. куб. м. В русловых месторождениях рек добывают песок и песчано-гравийную смесь. В 2023 году добыча полезных ископаемых составила 51,35 тыс. куб. м;
Перевозки
В период навигации водный транспорт становится практически безальтернативным. В Великоустюгском районе ходит паром через реку Северная Двина (зимой – ледокол), в Междуреченском районе организована перевозка населения катером по маршруту внутрирайонного сообщения Шуйское – Туровец – Шуйское. Паромные переправы действуют также в Белозерском, Вашкинском и Шексинском районах.
Туристическая перевозка пассажиров водным транспортом ведётся с причалов в Кирилловском округе (Кузино, Горицы), Шекснинском районе (Ирма), а также городах Вытегра и Череповец. В период навигации 2023 года на туристские стоянки региона совершено 469 судоходов.
С 2019 года в Вологодской области реализуется проект "Русские берега" – это туристско-рекреационный кластер, который включает в себя организацию культурно-познавательного и круизного туризма по Волго-Балтийскому пути от Череповца до Вытегры. Проект предусматривает возведение новых туристических объектов и набережных на всей протяжённости маршрута.
В 2019-2022 годы в Череповце проведено берегоукрепление реки Ягорба, реконструирована набережная в районе Соборной горки, а также инженерная и транспортная инфраструктура в створе ул. Горького. В Вытегре построена набережная, а в селе Устье проведено берегоукрепление реки Кубена.
Судостроение
В 2018 году в Вологодской области начало работу ООО "Череповецкий Судостроительный Завод" и на берегу реки Шексны стали создавать судостроительную верфь 4-го класса для постройки судов классов "река" и "река-море". По оценке предприятия, объём финансирования на настоящий момент составил 700 млн рублей. Построены инженерные сети, котельная и здание КПП, берега укреплены габионами (325 м), строится стапельная площадка 7500 кв. м.
Предприятие производит буксиры-толкачи и сухогрузные баржи (балкеры) доковым весом до 1000 тонн. В мае 2022 года заводом спущена на воду первая несамоходная баржа проекта RBD 4608, в августе 2023 года – первый буксир-толкач проекта ТСК 395М "Череповецкий судостроитель".
Республика Коми
Общая протяженность внутренних водных путей (ВВП) в границах Коми составляет 2594 км, в том числе, с гарантированными габаритами судовых ходов – 1043 км. Период навигации длится, в среднем, 152 дня. Водными путями завозятся жизненно необходимые грузы для населения, проживающего в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, включая Ненецкий автономный округ.
Общая протяженность регулярных пассажирских речных маршрутов в Печорском бассейне составляет 1070 км, в Северо-Двинском бассейне – 13,4 км. В летнее время Печора связывает около 50 населенных пунктов республики, до которых в навигационный период (июнь-сентябрь) можно добраться только посредством речного транспорта. Регулярные перевозки по Печоре охватывают 38 населенных пунктов, в которых проживает более 15 тыс. человек.
Дноуглубление
Дноуглублением в Коми занимается ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" в рамках задания Росморречфлота. Общий объём дноуглубительных работ в навигацию 2023 года составил 594,2 тыс. куб. м донного грунта. По плану на 2024 год должно быть выработано 650 тыс. куб. м. Как рассказали в ведомстве, навигации 2022-2023 годов оказались непростыми для республики – в меженный период уровень воды опускался на некоторых участках рек до 50 см.
В минувшем году на перекатах с помощью спецсредств вычерпывали тяжелые грунты, поэтому перевозки не прекращались практически всю навигацию, несмотря на критически низкую воду. В 2023 году впервые за 30 лет проведены дноуглубительные работы на участке Усть-Цильма – Ермица, это позволило предотвратить остановку перевозок в направлении НарьянМара. Так же с минувшего года в работе применяются новые технологии – используется электронная картография и современные программно-аппаратные комплексы. В текущем году география дноуглубительных работ в Печорском бассейне будет расширена.
Перевозки, флот
В 2023 году по водным путям республики перевезено 322,6 тыс. человек, приблизительно на 70 тыс. больше, чем годом ранее. На текущий год министерство экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми прогнозирует такой же показатель. Основные перевозчики: "Региональная транспортная компания", МКП "Жилкомсервис", МУП "Муниципальные перевозки", "Усть-Цильмаагропромсервис", МКУ "Административно-хозяйственный отдел".
Пассажирский флот, работающий в Коми, весьма разношерстен. Есть как достаточно молодые суда, так и те, что прослужили уже более 60 лет. "Часть пассажирского и грузопассажирского речного флота уже не соответствует требованиям безопасности и нуждается в замене. Для обновления флота требуется разработка специальных программ по аналогии с автотранспортом, создание государственных программ по утилизации устаревших судов (катеров, паромов) и льготные кредитные программы для приобретения новых судов сроком до 15 лет под 3% годовых. Но пока такие кредиты не предусмотрены для речной отрасли", – рассказали "Корабел.ру" в Минэкономразвития Республики Коми.
Последние приобретения республиканского правительства для пополнения пассажирского флота сделаны в 2012 году – было закуплено пять новых катеров КС-110-32А на 24 пассажира. Их максимальная скорость составляет 22 км/ч. Суда также имеют ряд недостатков в части комфорта. Помимо КС-110-32А в том же году были приобретены два парома
грузоподъемностью 40 тонн. Все эти суда задействованы сегодня в перевозках. Для организации транспортного сообщения с труднодоступными местами за последние три года приобретено несколько аэровездеходов, в том числе, судов на воздушной подушке. Выбор маломерных судов обусловлен тем, что речные перевозки выполняются, в основном, в населенные пункты с низкой численностью населения.
На территории Коми официально действуют 16 паромных переправ. Паромами в труднодоступные районы завозится каменный уголь, горюче-смазочные материалы, продовольствие, вывозятся и завозятся пиломатериалы. По данным республиканского Минэкономразвития, за 2023 год паромами перевезено 105 тыс. тонн грузов, за 2022 – 102,7 тыс. тонн. Тарифы на грузопассажирские перевозки утверждаются республиканским Комитетом по тарифам. В некоторых населенных пунктах местные жители перевозятся бесплатно по решению администраций районов.
Ненецкий автономный округ
НАО – самый малонаселённый субъект Российской Федерации и единственный европейский регион страны, на территории которого нет ни одной железной дороги. Некоторые участки автомобильной дороги Нарьян-Мар – Сыктывкар находятся в неудовлетворительном состоянии. Поэтому внутренние водные пути играют для региона важнейшую роль, несмотря на то, что их протяжённость составляет всего 383 км. Речные порты и причалы в округе отсутствуют – пассажиров в населённых пунктах высаживают на необорудованный берег.
С мая по сентябрь осуществляется судоходство по Печоре. Также в перечень водных путей НАО включены реки Адзьва, Колва, и Сула, но они судоходны лишь во время половодья, поскольку на 70-80% питаются талыми водами, доля дождей составляет 20%, подземных вод – 10%. В периоды летне-осенней межени глубины на перекатах составляют 0,4-0,6 метра. Дноуглубительные работы на этих реках не проводились, поэтому большую часть навигации они содержатся по 7-й категории – без навигационного ограждения и гарантированных габаритов судового хода. На Печоре дноуглубление также не проводится уже 10 лет, однако этого и не требовалось – минимальные глубины ниже гарантированных значений в границах НАО не падали.
Основной проблемой судоходства по Печоре является ее ежегодное обмеление ниже проектных значений в границах соседнего региона – Республики Коми. Так, например, в августе 2022 года в местах произошло обмеление на лимитирующих перекатах Среднееловский и Якутинский перевал. В результате прервались паромные перевозки по транзитному маршруту Щельяюр (Коми) – Нарьян-Мар, обеспечивающему доставку пассажиров и грузов, включая продовольствие, в административный центр НАО. В 2023 году ФБУ "Администрация Двинско-Печорского бассейна" провела дноуглубление ряда проблемных участков. Было извлечено 109,3 тыс. куб. м грунта. Это обеспечило глубину судового хода на уровне 2 метров и ширину 60 метров.
Перевозки
По данным регионального Департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта, в период навигации по ВВП и морю в округ доставляется 85% всех грузов. В отсутствии в регионе железных и автомобильных дорог круглогодичного сообщения водный транспорт остаётся предпочтительным для доставки груза, а для некоторых населённых пунктов – безальтернативным, отметили в ведомстве. По воде возят стройматериалы, топливно-энергетические ресурсы, товары народного потребления. Всего за 2023 год по ВВП региона перевезено 74,6 тыс. тонн груза.
В пассажирских перевозках по внутренним маршрутам на Печоре задействованы две моторные лодки "Баренц 620Т" вместимостью 11 человек и два водомётных катера проекта КС-110-32а на 30 человек. В период ледостава работает аэролодка "Фантом 850А" на 10 человек. Кроме того, круглый год пассажиров возят двумя судами на воздушной подушке (проекта "Нептун-23") вместимостью 18 человек. В 2023 году по местным маршрутам перевезено 10 934 пассажира. Годом ранее – 11 400. По транзиту между Республикой Коми и НАО в навигацию 2023 года перевезено около 4,5 тыс. пассажиров.
Организованные паромные переправы на территории НАО отсутствуют. По транзитному маршруту Нарьян-Мар – Щельяюр (причал Кабель), протяжённостью 387 километров, возят пассажиров и автомобили. С конца мая по начало октября на нём курсируют барже-буксирные составы из сухогрузных теплоходов проекта 912 и несамоходных сухогрузных судов, толкача-буксира проекта 911 и несамоходного сухогрузного судна.
Ямало-Ненецкий автономный округ
ЯНАО – центральная часть арктического фасада России. На обширной территории с судоходной рекой Обь расположены четыре речных порта, а также Сабетта – арктический морской порт на западном берегу Обской губы Карского моря, принимающий грузовые суда с 2013 года. Он предназначен для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) и обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Функции Сабетты частично связаны с речными портами ЯНАО: Лабытнанги, Салехард, Уренгой. Все три предназначены для перевозки нефтепродуктов и различных грузов буксирным флотом на несамоходных судах. Также в назначение этих портов входят погрузочно-разгрузочные работы, комплексное обслуживание флота, перегрузка тяжеловесных и сверхгабаритных грузов. В перечне речных портов России под №53 значится порт Надым. Однако в правительстве округа "Корабел.ру" сообщили, что порт не действует с 2012 года.
Отмечается, что в бассейне Оби наблюдается тенденция к обмелению, однако в большей части ЯНАО преобладают сгонно-нагонные явления, изменяющие параметры судовых ходов, а также объемы снежных масс, питающих горные реки. Тем не менее, ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" регулярно проводит дноуглубление на отдельных участках. Так, в конце августа 2023 года департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО заключили контракт и провели дноуглубительные работы части реки Широкая на севере округа.
Грузы и пассажиропоток
В департаменте указывают, что речные перевозки играют большую роль в доставке грузов в отдаленные населенные пункты ЯНАО, отрезанные от транспортных магистралей. По ВВП региона грузовые суда перевозят в основном дрова, уголь, ГСМ, а также стройматериалы, оборудование и прочие инфраструктурные грузы.
Из-за дефицита дорог с твердым покрытием во все муниципальные округа ограничен срок завоза топливно-энергетических ресурсов. Это касается и пассажирских перевозок в навигационный период. В межсезонье транспортное обслуживание населения отдаленных и труднодоступных населенных пунктов региона осуществляется воздушным транспортом.
Пассажиропоток на ВВП региона в 2023 году вырос на 40,53% по сравнению с предыдущим годом – различными видами водного транспорта по субсидированным из окружного бюджета девяти межмуниципальным и одному межрегиональному маршруту был перевезен 132 241 пассажир. Паромная переправа в округе одна – через реку Обь между Салехардом и Лабытнанги. Пассажиры перевозятся бесплатно. Для провоза автотранспорта и иной техники предусмотрены льготы.
Флот
ЯНАО обладает достаточно молодым пассажирским флотом. Здесь используется пять типов судов: "Метеоры" 1976-2006 гг постройки, суда проекта А-145 – 2012 года, суда типа КС-162 (2020-2021 гг), суда на воздушной подушке "Нептун 23" (2018-2021 гг), а также судно проекта 105.05 "Фарман Салманов" – 2007 года постройки. Буксиры-толкачи, используемые для движения несамоходных грузопассажирских паромов, построены в период 1965-1982 годов.
Основной перевозчик в ЯНАО – АО "Северречфлот". Ему помогают два индивидуальных предпринимателя: Думанищев Э. М и Сандулов С. Г. В грузоперевозках заняты: ИП Думанищев Э. М., УК ООО "Межрегионфлот", ПАО "Иртышское речное пароходство", АО "Салехардский речной порт", АО "Тюменская судоходная компания", АО "Омский речной порт" и другие. Большая часть перевозчиков, осуществляющих грузоперевозки в ЯНАО, зарегистрирована за пределами округа.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
По территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры протекают сразу две великих сибирских реки: Обь и её левый приток Иртыш. Судоходными являются также некоторые их притоки. Протяжённость ВВП региона составляет 6543 километра, включая пути малых рек и притоков. Среди последних наиболее важными являются приток Иртыша Конда, а также притоки Оби: Северная Сосьва, Вах, Казым и Назым.
В региональном департаменте дорожного хозяйства и транспорта "Корабел.ру" рассказали, что для ряда труднодоступных населенных пунктов водный транспорт является хоть и не безальтернативным, но предпочтительным. В частности, передвижение на пассажирских судах удобно для жителей Березовского, Белоярского, Октябрьского, Ханты-Мансийского и Кондинского районов. Основным перевозчиком в округе выступает АО "Северречфлот". В собственности ХМАО находятся Авторечвокзал в пгт. Березово и причальная стенка в пгт. Приобье.
Дноуглубление и перевозки
Дноуглубительные работы на ВВП Югры проводятся ежегодно в объёмах от 178 до 265 тыс. куб. м в зависимости от уровня воды в реках. В рамках окружной программы "Современная транспортная система" ежегодно проводятся мероприятия по повышению категорий ВВП для обеспечения безопасной эксплуатации скоростного флота на малых реках и притоках, а также ведутся дноуглубительные и изыскательские работы на протоках Алешкинской, Самаровской и затоне для зимнего отстоя пассажирского флота.
В рамках программы реновации скоростных пассажирских судов для обеспечения социально значимых маршрутов и обновления парка судов в 2019 году власти Югры приобрели два новых теплохода на подводных крыльях типа "Валдай 45Р". В прошлом году в регион поступили четыре "Метеора". Судостроения в округе нет, есть АО "Сургутское судоремонтное предприятие", на котором работает 71 человек.
Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №3
- Как увеличить грузоперевозки по реке? Опыт Алтайского края
- Росморречфлот: "Надеемся, опыт Алтайского края будет использоваться и другими регионами"
- Стремимся стать речным "Яндекс.Такси" и возить грузы от одного палета
- Чебоксарский речной порт планирует построить крупнейший хаб в Приволжском округе
- Какие ВРК нужно делать в России? Механические, мощностью 30-1500 кВт!