Как обычно, напоминаем историю возникновения этого цикла. Мы много и часто пишем о судоходстве, о речных перевозках, о состоянии российских пассажирских и грузовых судов. В нашем архиве можно легко найти интервью с руководителями различных судоходных компаний — разной степени откровенности и остроты. Есть цифры, факты, выводы и прочее.
Но нам стало интересно — а какими данными оперируют власть имущие на региональном уровне? Сказано — сделано, по всей стране были разосланы наши вопросы, а потом собраны ответы. Сразу скажем, что многие, даже слишком многие регионы, либо оставили наши запросы без внимания, либо прислали фактические отписки.
Тем не менее из тех ответов, которые все-таки удалось получить, можно понять, как именно представляют себе чиновники положение дел на российских реках. Мы уже публиковали заметки по Санкт-Петербургу, Новгороду и Пскову. Сегодня на очереди два региона Центральной России — Рязанская и Тверская области.
Какими водными путями располагают регионы?
Начнем с Рязанской области. Судоходство там осуществляется по главной водной артерии региона — реке Оке. Река Ока впадает в реку Волга. По реке имеется связь с городами Москва, Коломна, Касимов, Муром, Павлово, Нижний Новгород. Протяженность реки Оки в пределах Рязанской области составляет 489 километров. На реке Оке установлены гарантированные габариты — по ширине 50 метров и глубине — 170 см. в целом, на территории Рязанской области протекает свыше 890 водотоков, 257 из них имеют протяженность свыше 10 км.
Тверская область располагает внутренними водными путями общей протяженностью 914 км, из которых 287 км — судоходные с гарантированными габаритами и навигационной и (или) освещаемой (светоотражающей, неосвещаемой) обстановкой.
Какова ситуация с инфраструктурой?
В Рязанской области для причаливания круизных теплоходов имеется 3 причала: в селе Константиново Рыбновского района установлена причальная стенка, в городе Касимове - понтонный причал, а в самой Рязани, в районе Лесопарка, в прошлом году силами "Канала имени Москвы" поставлен дебаркадер.
Кроме того, введение в эксплуатацию в 2015 году реконструированного гидроузла "Кузьминск" позволило существенно активизировать судоходство на реке Оке как по перевозке грузов, так и по развитию круизного туризма в Рязанской области, продлить сроки навигации по октябрь.
Теперь про Тверскую область. Там есть причал в столице региона — в 2017 году проведены мероприятия по его техническому обследованию, присвоена категория транспортной безопасности объекта, а в 2018 году определена оценка его уязвимости. В настоящее время разрабатывается план мероприятий по транспортной безопасности. Причал принимает экскурсионные суда всех проектов.
Плюс к этому имеется "транзитный" причал в Кимрах, находящийся с ноября 2018 года в государственной собственности Тверской области. Состояние его визуально оценивается как неудовлетворительное, по назначению он не используется. В настоящее время разрабатывается техническое задание на его обследование, проведение которого планируется до начала навигации текущего года.
Другие причальные сооружения на территории Тверской области находятся в федеральной, муниципальной или частной собственности.
Что делается в плане развития береговой инфраструктуры?
В Рязанской области создается транспортно-логистический центр "Борки" с использованием участка недр местного значения "Заокский", окончание работ намечено на 2022 год. В этом проекте участвуют совместо областное правительство и "Порт Коломна". Кроме того, губернатор региона подписал соглашение с Окско-Московским пароходством об обеспечении водно-экскурсионного обслуживания и создания инфраструктуры речного пассажирского транспорта в районе Лесопарковой зоны города Рязани. Это проект должен быть завершен уже к сентябрю 2019 года.
В Тверской области есть свой инвестиционный проект. Он посвящен созданию кластера круизного туризма и отдыха "Волжское море" и включен в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" на 2019 — 2025 годы".
Что с динамикой грузовых и пассажирских перевозок?
Тверское правительство отчиталось, что по региону отправлено пассажиров во всех видах сообщения 249 034 чел (99,5 % к соответствующему периоду прошлого года), а пассажирооборот составил 1 956 747 пасс/км (102,4 % к соответствующему периоду прошлого года). Грузов было отправлено 1 679,6 тыс. тонн (66,3 % к соответствующему периоду прошлого года), соответственно грузооборот — 312270,4 тыс. т/км (74,3 % к соответствующему периоду прошлого года).
При этом муниципальные образования получают субсидии на поддержку социальных маршрутов речным транспортом. Получателями субсидий являются ЗАО "Солнечный" (4 социальных маршрутов на озере Селигер) и администрации Конаковского района Тверской области (1 социальный маршрут на реке Волга).
В Рязанской области за сезон перевозится свыше 15 тыс. пассажиров, транспортируется 2,5-3 млн тонн грузов (в основном минерально-строительное сырье — камень, щебень, песок), проводится свыше 2200 шлюзований.
Количество туристических теплоходов, прошедших через диспетчерский пункт Рязанского района гидротехнических сооружений (филиал "Канала имени Москвы") составило:
- 2012 г. — 29;
- 2013 г. — 40;
- 2014 г. - 22;
- 2015 г. — 28;
- 2016г. — 52;
- 2017 г. — 76;
- 2018 г. — 90.
В 2018 году к дебаркадеру на реке Ока в районе Лесопарка г.Рязани пришвартовывалось 38 судов, которые перевозили 3350 туристов.
Кто и каким флотом осуществляет перевозки?
Основные предприятия водного транспорта Рязанской области являются ООО "Порт Рязань" и ООО "Касимовский речной порт" (структурное подразделение ОАО "Порт Коломна").
Порт Рязань базируется на реке Трубеж, арендует часть территории Борковского затона и осуществляет свою деятельность на внутреннем водном грузовом транспорте.
Основной вид деятельности:
- добыча, поставка и сортировка нерудных строительных материалов;
- перевозка грузов и пассажиров;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- комплексное обслуживание флота;
- судоремонт;
- докование судов.
Использует в своей деятельности флот и средства механизации в количестве 49 единиц, численность сотрудников — 250 человек.
Состав флота и средств плавмеханизации:
Срок эксплуатации судов (более 35 лет) приводит к значительным отвлечениям финансовых средств для поддержания флота в исправном техническом состоянии.
Касимовский речной порт занимается ремонтом и техническим обслуживанием судов и лодок; транспортной обработкой и реализацией песка, а также арендой стоянок для судов внутреннего водного транспорта. Своих средств механизации водного транспорта не имеет.
В Тверской области основными операторами на внутреннем водном транспорте являются:
- ООО "Порт Кимры" (грузовые перевозки, состав флота — 43 ед., количество работающих - 295 чел., возраст флота более 40 лет);
- ОАО "Тверской порт" (грузовые и пассажирские перевозки, состав флота — 37 ед., средний возраст флота — 40 лет, количество работающих — 250 чел.);
- "Завод "Звезда" (пассажирские и грузовые перевозки, состав флота — 6 ед., средний возраст флота — 41 год, количество работающих в отделе перевозок — 31 чел.);
- ООО "Фермерское хозяйство "Витязь" (паромная переправа Зеленый Бор — Топорок в Конаковском районе, паром "СП-14" 1973 года постройки, количество работающих -— 12 чел.).
Все ли в порядке с экологической ситуацией?
Здесь есть информация только от рязанцев. Они отчитались, что ведут наблюдение за гидрохимическими показателями поверхностных вод суши при помощи сети постов, расположенных на реках Ока, Трубеж, Истья, Ранова, Проня, Верда, Пра, Гусь и Мокша.
Случаев экстремально высокого загрязнения на перечисленных водных объектах не зафиксировано. Экологическая обстановка удовлетворительная.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство под делам территорий и информационной политике Рязанской области и министерство транспорта Тверской области
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург