Российские реки: взгляд из правительственных окон. Пермь и Югра

Мы продолжаем наш долгоиграющий цикл о реках в российских регионах, составленный на основе данных предоставленных местными властями. Сегодня у нас на очереди северяне — Пермский край и Ханты-Мансийский автономный округ, который часто называют просто — Югра.

В очередной раз напоминаем "правила игры". Перед началом текущей навигации по областям, республикам и прочим субъектам нашей необъятной страны были разосланы письма с рядом актуальных вопросов, позволяющих представить срез ситуации на отечественных реках. Спрашивалось про динамику перевозок, состояние флота, береговую инфраструктуру. И так далее, и тому подобное.

Ответов было немало, что понятно по длине получившегося в итоге цикла материалов. Но все-таки намного меньше, чем хотелось. Многие не сочли нужным давать какие-то комментарии. Очень многие смогли ответить только на часть вопросов, причем нередки были случаи, когда ответ состоял по факту из одного предложения. Но в целом, определенную картину удалось сложить.

Именно ее мы и предлагаем нашим читателям, не уставая подчеркивать, что она не является нашим собственным анализом или исследованием каких-либо регионов. Она отражает лишь то, как представляют ситуацию на реках в кабинетах местных администраций и министерств. Согласитесь, определенные выводы из этого можно сделать.

На этом пора заканчивать нашу преамбулу и переходить к сути. Итак, Пермь и Югра.
 

Какими водными ресурсами располагают регионы?

Протяженность внутренних водных путей, внесенных в перечень судовых ходов в пределах границ Пермского края, составляет 1972 км. При этом судовые ходы с гарантированными габаритами достигают 772 км, круглосуточные — 879 км. В ХМАО, в свою очередь, общая протяженность водных путей автономного округа составляет 5 608 км, из которых 3 736 км – это боковые и малые реки, из них 1 691 км для обеспечения безопасного пассажирского судоходства содержатся за счет бюджета автономного округа.

Какова ситуация с инфраструктурой?

В границах Пермского края расположено 2 судоходных шлюза (Пермский и Чайковский), 95 причалов, в том числе 14 пассажирских. Наиболее крупные речные порты: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский. Все путевые работы, включая дноуглубление, ведутся ФБУ "Администрация "Камводпуть" за счет федерального бюджета. Дноуглубление ведется на судовых ходах с гарантированными габаритами.

В границах ХМАО в нормативном техническом состоянии находятся следующие объекты: авторечвокзал с прогулочной набережной в г. Ханты-Мансийске, причальная стенка в пгт. Приобье, пассажирский и паромный причалы в пгт. Березово. В настоящее время новые причалы и терминалы в эксплуатацию не вводятся, модернизация набережных и дебаркадеров не производится.

В целях обеспечения безопасного судоходства при подходе судов к причалу г. Ханты-Мансийска в навигацию 2018 года проводились мероприятия по выполнению дноуглубительных работ на протоке Самаровская и затоне для зимнего отстоя пассажирского флота. Также государственной программой автономного округа "Современная транспортная система" предусмотрено мероприятие по проведению комплекса дноуглубительных работ в период навигации 2019 года.

Какова динамика перевозок?

Пермский край сообщил, что в навигацию 2018 года водным транспортом пригородного сообщения перевезено более 58 тыс. пассажиров. По грузам показатели растут каждый год — с 12,5 тыс. тонн в 2015 году до 13,5 тыс. тонн в 2018-м. При этом по зерновым, например, планка выросла почти вчетверо — с 55 тыс. тонн до 196,5 тыс. тонн. По соли — с 390 тыс. тонн до 570 тыс. тонн. По нефтегрузам — с 793 тыс. тонн до 1,2 млн тонн. А вот руда упала с 32 тыс. тонн до нуля.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Югры информацией по перевозке грузов не располагает. А что касается пассажирских перевозок, то в границах автономного округа перевезено за прошлый год 314 858 пассажиров, из них:

  • Ханты-Мансийский район – 140 249 пассажиров;
  • Октябрьский район – 102 103 пассажира;
  • Березовский район – 27 107 пассажиров;
  • Кондинский район – 32 786 пассажиров;
  • Нижневартовский район – 5 538 пассажиров;
  • Белоярский район – 5 232 пассажира;
  • Сургутский район – 1 861 пассажир.
Фото: администрация Ханты-Мансийска


Какие операторы, каким флотом и по каким маршрутам ведут перевозки?

В 2013 году министерством транспорта Пермского края были сформированы 4 маршрута водного транспорта пригородного сообщения: Старые Ляды — Куликово, Сылва — Троица, Пермь — Заречный, Березники — Быстрая.

Перевозка пассажиров по данным маршрутам осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на условиях предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения. На эти цели в бюджете края предусмотрено выделение 17,2 млн руб. ежегодно. В навигацию 2018 года на данных маршрутах перевезено более 58 тыс. пассажиров.

Кроме того, комфортабельные пассажирские теплоходы курсируют на туристических линиях до Москвы и Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани и Ростова-на-Дону, сообщили нам из Перми.

Основным перевозчиком пассажиров в Ханты-Мансийском автономном округе является "Северречфлот", который обслуживает 12 межмуниципальных маршрутов, субсидируемых за счет бюджета автономного округа, 14 внутрирайонных маршрутов, субсидируемых за счет бюджета муниципальных образований и 1 маршрут, субсидируемый за счет государственной программы "Сотрудничество".

В навигацию 2018 года "Северречфлот" использовал на реках Югры следующие суда:

  • скоростные суда "Метеор", "Восход", "Линда", "Заря";
  • суда на воздушной подушке "Югорский";
  • водоизмещающие пассажирские суда – "Т-8", кс "Югория", "Родина", "Механик Калашников".

Если говорить о количестве, то пассажирский скоростной флот компании составляет 29 единиц, пассажирский водоизмещающий – 5 единиц, пассажирский стоечный – 100 единиц. Средний возраст достигает 40 лет.
 

В целях повышения доступности водного транспорта в рамках исполнения госпрограммы "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года" за счет средств бюджета автономного округа в навигацию 2018 года АО "Северречфлот" предоставлена субсидия на возмещение фактически понесенных затрат, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки в межмуниципальном сообщении в границах автономного округа по регулируемым тарифам.

Предоставление мер государственной поддержки из бюджета автономного округа позволяет удешевлять стоимость проезда на речном транспорте для жителей автономного округа в среднем на 80%.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство транспорта Пермского края и департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа.

Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Владимир, Иваново и Кострома
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Волгоград и Астрахань
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Татарстан и Чувашия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025