Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск

Заканчивается очередная рабочая неделя, а значит, как уже привыкли читатели, пришло время для очередной публикации из нашего цикла о видении чиновниками в российских регионах обстановки на наших реках.
Еще раз кратко напомним, что это за цикл и откуда у него вообще "растут ноги". В преддверии нынешней навигации мы направили в руководство разных областей и республик нашей страны вопросы о состоянии флота, о динамике перевозок, о том, что происходит с береговой инфраструктурой и т.д. В ответ получили ряд писем с разнородными сведениями.

Характерный момент, который хотелось бы подчеркнуть: ответили далеко не все регионы. Более того, даже те, что сочли возможным ознакомить общественность с имеющимися в их распоряжении данными, далеко не всегда четко и детально расписали все интересующие нас детали.

В результате сведения имеют разный вес, неоднородны, а часто и фрагментарны. Зато это хороший срез, позволяющий понять, на какие именно цифры и факты опираются чиновники, отвечающие за состояние наших рек в регионах.

Вы уже сами увидели, что лишь один из вышедших на нашем портале материалов, подготовленных по итогам сбора этих сведений, был целиком посвящен одному субъекту Федерации. В остальных случаях нам приходится объединять под одной шапкой по паре регионов. Вот и в этот раз мы публикуем такой двойной обзор. В зоне внимания сегодня российский Север — республика Карелия и соседняя Архангельская область.
 
Петрозаводск, Карелия / Корабел.ру

Какими водными путями располагают регионы?

Транспортная водная система Архангельской области, обеспечивающая судоходство, состоит из бассейна Северной Двины (в него входят реки Северная Двина, Вычегда, Вага, Пинега), бассейна Онеги, бассейна Мезени (в него входят реки Мезень и Кулой), а также бассейна Белого моря. Протяженность указанных внутренних водных артерий на территории Архангельской области составляет 3443 км, в том числе с гарантированными глубинами 2463 км.

Несколько крупных населенных пунктов в городе Архангельске, Холмогорском, Пинежском, Мезенском, Лешуконском, Верхнетоемском районах Архангельской области имеют только водное сообщение.

Транспортное обслуживание на реках Архангельской области осуществляется путем организации регулярных пассажирских перевозок водным транспортом, грузопассажирских переправ и наплавных мостов.

В Карелии министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи ежегодно организовывает транспортное обслуживание населения водным транспортом по социально значимому маршруту "Петрозаводск – Сенная Губа – Кижи – Великая Губа – Петрозаводск", общей протяженностью 176 км. Обеспечивается транспортная доступность островных территорий Онежского озера: остров Кижи, Большой Клименецкий остров.

Какова динамика грузовых перевозок?

Как сообщили нам в архангельском минтрансе, правительство области проводит комплексная работа по развитию внутренних водных путей региона и переключению имеющихся грузопотоков на внутренний водный транспорт. В результате наблюдается устойчивый рост объема грузоперевозок на внутренних водных путях Северо-Двинского бассейна.

За последние три года отмечен рост перевозок грузов на 28 процентов, преимущественно за счет перевозок и сплава леса от мест заготовок к предприятиям лесоперерабатывающего комплекса Архангельской области, расположенным в Котласе и Архангельске.

Ежегодно региональный минтранс заключает договоры с транспортными операторами на организацию 19 межмуниципальных маршрутов водного транспорта. Еще 14 маршрутов являются муниципальными.

Чиновники из Карелии, отвечая на этот вопрос, указали лишь то, что водным транпортом перевозят щебень горнопромышленные предприятия республики — порядка 3 – 3,5 млн. куб. м ежегодно, что составляет 17-20% от общего объема.
 
Рядом с Беломорском / Корабел.ру

Тот же вопрос по пассажирским перевозкам.

Если говорить о пассажирских перевозках, то за 10 месяцев 2018 года операторами внутреннего водного транспорта региона было перевезено более 886 тыс. человек.

Карельское министерство в свою очередь предоставило нам статистические данные по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом по маршруту "Петрозаводск – Сенная Губа – Кижи – Великая Губа – Петрозаводск":
Годы: 2014 2015 2016 2017 2018
Количество человек (тыс.чел.) 13,65 10,46 8,19 2,27 5,43
Количество рейсов 94 83 87 22 41
Сумма компенсации (тыс.руб.) 6 395,86 5 037,50 5 026,1 3216,1 4 889,6

В республике существовал еще маршрут Петрозаводск – пос. Новостеклянное (Шальское сельское поселение Пудожского муниципального района), но в настоящее время он не действует.

Какие операторы работают?

Здесь ответ нам дала только Карелия.

На названном выше маршруте работает ООО "Рыбинские пассажирские перевозки" с использованием пассажирского судна "Метеор-242". Доставку паломников и туристов на остров Валаам теплоходом "Игумен Назарий" из городов Приозерск, Сортавала и Питкяранта ведет ООО "Паломническая служба Спасо-Преображенского Валаамского монастыря". При этом регулярного расписания нет, поскольку выход судна осуществялется на основании заявок от туристических фирм и с учетом собственных потребностей (завоз-вывоз смен обслуживающего персонала, работников, сотрудников и насельников монастыря).

Кроме того, для осуществления пассажирских перевозок по маршруту Петрозаводск — Кижи арендуют ряд причалов "Петрозаводская судоходная компания" и транспортная компания "Кижское ожерелье.
 
Петрозаводск / Корабел.ру

Это если брать пассажирский сегмент. А в грузовом картина следующая. В акватории Ладожского озера отгружают продукцию водным транспортом предприятия ООО "Гранитная Гора", ООО "Питкярантский карьер нерудных ископаемых" и ООО "Олимп". В акватории Онежского озера — ООО "Карелкамень", ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон", ООО "КарелФлот Инвест", ОАО "Порфирит", ООО "Сунский карьер", ООО НПК "Карбон-Шунгит", ООО "Лобское-5", ООО "Карьер "Большой массив".

Какой флот используется на реках?

Поддерживаемые габариты судовых ходов на основных речных транспортных магистралях Архангельской области в 2015 — 2018 годах несколько уступают показателям 90-х годов прошлого века.

Тем не менее, пояснили архангелогородцы, речной флот успешно функционирует и развивается, следуя общемировой тенденции развития речного судоходства. Данная тенденция включает в себя доказавший свою экономическую эффективность принцип конструктивного снижения осадок судов без потери грузоподъемности, указали чиновники региона. По их словам, в условиях жесткой рыночной экономики, не имея явных конкурентных преимуществ крупнотоннажные суда с большими осадками оказались экономически не выгодны на реках Европейского Севера, в том числе и Архангельской области, и в настоящее время утилизированы.

Основной костяк транспортного флота Архангельской области в настоящее время составляют оптимальные по своим техническим характеристикам барже-буксирные составы. Кроме этого, описанные типы судов успешно осуществляют выводку плотов. Данные суда и составы наиболее полно отвечают существующим потребностям.

При этом в эксплуатации у перевозчиков находятся суда устаревших проектов, которые в большинстве случаев выработали свой ресурс. Средний возраст судов внутреннего транспорта составляет 37 лет при нормативном сроке эксплуатации судна 25-30 лет.
 
Архангельск / Олег Кулешов

На территории Архангельской области осуществляют деятельность более десяти операторов внутреннего водного транспорта. Также отмечаем, что на территории Архангельской области функционируют 36 грузопассажирских переправ и 17 наплавных мостов.

В целях обеспечения транспортной доступности населенных пунктов региональными судовладельцами используются суда следующих типов:

1. Пассажирские теплоходы проектов Р-513, Р-83, 82220, 839А-3.
2. Грузопассажирский теплоход проекта Т-129.
3. Пассажирский водометный катер проекта КС 110-32А.
4. Самоходный паром проекта 774.

Что касается Карелии, то в ответах от этой республики были упомянуты только теплоход "Игумен Назарий", осуществляющий рейсы на Валаам, и "Метеор-242", который возит пассажиров по маршруту Петрозаводск – Сенная Губа – Кижи – Великая Губа – Петрозаводск.

Что делается для развития речной инфраструктуры?

В июне 2018 года Архангельск завершил строительство пассажирского причала на остановочном пункте внутреннего водного транспорта Хабарка и ввел его в эксплуатацию. Кроме этого, "Архречпорт" сейчас возводит в городе современный речной вокзал. Согласно графику, ввод объекта в эксплуатацию намечен на октябрь 2019 года.

Речной вокзал будет обслуживать пять регулярных пассажирских маршрутов внутреннего водного транспорта. Проектом вокзала предусмотрен пассажирский павильон, рассчитанный на 100 человек, помещения для персонала, а также кафе, медпункт, комната матери и ребенка. Возле здания планируется обустроить также парковку для легкового автомобильного транспорта.

Администрация "Севводпуть" и архангельский филиал Росморпорта ведут дноуглубительные работы в акватории морских портов Архангельск и Онега, а также на судоходных путях Северо-Двинского бассейна. Ежегодный объем извлекаемого грунта в среднем составляет 4,5 — 5 млн куб. м.
 
Архангельск / Олег Кулешов

В июле 2018 года на маршруте внутреннего водного транспорта пос. Приозерный — с. Верхняя Тойма дноуглубительным флотом ФБУ "Администрация Севводпуть" проведены ремонтные землечерпательные работы в объеме 25 549 куб. м грунта.

В Карелии ведется реконструкция причальной стенки в пос. Новостеклянное Шальского сельского поселения (до 200 пассажиров/сутки). Также идет комплексное развитие торгового морского порта Кемь. Кроме того, в прошлом году были проведены дноуглубительные работы для организации водного подхода судов маломерного флота к гостиничному комплексу "Ладожская усадьба" в заливе Ниэмелянсалми Ладожского озера.

Компания "Карелкамень" ведет подготовительные работы под строительство собственного причала в пос. Рыбрека. В прошлом году ООО "Лафарж Нерудные материалы и Бетон" осуществляло работы по расширению причального комплекса в пос. Деревянка.

Благодарим за помощь в подготовке этого материала департамент пресс-службы и информации правительства Архангельской области и министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи республики Карелия

Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025