Итак, сегодня у нас десятый, юбилейный и он же финальный материал из цикла статей о реках в российских регионах. В течение полугода мы публиковали на нашем портале обзоры о состоянии рек и судоходства в самых разных областях, республиках и краях России. Начали с Санкт-Петербурга и, постепенно перемещаясь к востоку, добрались почти до самого Тихого океана.
В этой публикации у нас сразу три региона - Иркутская область, Забайкальский край и Хабаровский край. Те, кто внимательно следят за циклом, понимают, что когда под одной шапкой объединяются сразу несколько административных единиц, это объясняется скромностью тех сведений, которые нам прислали местные чиновники.
Кстати, прежде чем переходить к цифрам и фактам, сделаем традиционную оговорку о том, как вообще появился этот цикл и почему его нельзя рассматривать как всеобъемлющую аналитическую справку о положении в отрасли.
Перед началом нынешней навигации мы обратились к руководителям региональных министерств и правительств с просьбой ответить на ряд конкретных и вечно актуальных вопросов по поводу состояния береговой инфраструктуры, динамики перевозок, обновлении флота и др. Санкт-Петербург и Якутия прислали довольно подробные обстоятельные ответы, остальные регионы предоставили более схематичные сведения, многие проигнорировали часть вопросов, а ряд областей и республик вообще не стали отвечать.
Те данные, которые у нас оказались на руках, легли в основу цикла статей. Как вы понимаете из общего заголовка, наиболее интересным во всей этой истории является то, какой информацией о российских реках располагают местные органы власти. Или, как минимум, какую они считают возможным обнародовать.
Ну а теперь закончим со всеми преамбулами и расскажем о том, что происходит в Иркутске, Забайкалье и Хабаровском крае.
Какими водными ресурсами располагают регионы?
Общая фактическая протяженность внутренних водных путей на территории Хабаровского края составляет 2456 км. В пограничных с КНР зонах расположены участки ВВП реки Уссури – 233 км и протоки Казакевичева – 1 км. В навигацию 2018 года осуществлялось обслуживание на 1830 км внутренних водных путей (реки Амурского водного бассейна: Амур, Уссури, Кур, Амурская протока Амгунь и другие).
Для обеспечения судоходства с открытия навигации на ВВП бассейна выставлено и обслуживалось в границах Хабаровского края 1998 навигационных знаков, из них 1874 береговых и 124 плавучих, в том числе 874 электрифицированных. Непосредственно содержанием судовых ходов занимаются филиалы ФБУ "Администрация Амурводпуть" – администрации Хабаровского и Комсомольского муниципальных районов.
В связи с постоянным переформированием русла, на затруднительных участках Нижнего Амура происходит изменение габаритов судовых ходов. Наиболее проблемными участками являются перекаты Верхневоронежский, Нижнесаянский, Кайдановские Нижнего Амура.
В Забайкалье водные пути освоены только на реке Шилка. Общая протяженность их составляет 400 километров. Из них протяженность с навигационной судоходной обстановкой – 139 километров, имеется 15 необорудованных причалов, шлюзы отсутствуют.
Какова динамика перевозок?
В Байкало-Ангарском бассейне за прошлый год 3.2 млн тонн леса в направлении Братского водохранилища, четверть миллиона тонн гравия по Ангаре, 313 тыс. тонн генеральных грузов и еще 3,5 тыс. тонн нефти. Общий грузопоток при этом достиг примерно 4,4 млн тонн. Что касается пассажирских перевозок, то трафик составил почти 600 тыс. человек.
Забайкальский край сообщил, что грузоперевозок не ведется, а пассажиропоток в 2018 году составил 399 человек (в 2016 году — 1435 человек, в 2017 году — 602 человека). Уменьшение пассажиропотока вызвано снижением уровня реки (менее 60 сантиметров), а также состоянием речного катера "Заря" 1975 года выпуска, износ которого составил более 80%.
Хабаровский край привел более подробные сведения. На регулируемых участках Амурского бассейна перевозка грузов внутренним водным транспортом по общим показателям за 2018 год составила 2086 тыс. тонн грузов или 108,5 % по сравнению с показателями 2017 года – 1922,5 тыс. тонн, в том числе:
? во внутреннем сообщении 1645,1 тыс. тонн или 112,5 % (2017 год – 1462,3 тыс. тонн);
? в заграничном сообщении 440,9 тыс. тонн или 95,8 % (2017 года – 460,2 тыс. тонн).
Торжественная церемония встречи пассажирского судна проекта А45-2 "70 лет Победы" / Официальный сайт правительства Хабаровского края |
Перевозка пассажиров внутренним водным транспортом на регулируемых участках Амурского бассейна по общим показателям за 2018 год составила 367,636 тыс. чел. или 90% 2017 года – 408,463 тыс. чел.).
? во внутреннем сообщении 268,791 тыс. чел. или 90,1 % (2017 год – 298,324 тыс. чел);
? в заграничном сообщении 98,845 тыс. чел. или 89,7 % (2017 года – 110,139 тыс. чел.).
Объемы погрузочно-разгрузочной деятельности предприятий Хабаровского края в 2018 году составили 3576,3 тыс. тонн грузов или 120,9 % (2017 год – 2956,2 тыс. тонн).
Какие операторы, каким флотом и по каким маршрутам ведут перевозки?
Основными компаниями, выполняющими большие часть перевозки грузов и пассажиров, в том числе в северные регионы Хабаровского края и на социально значимых маршрутах, являются Амурское пароходство, Хабаровский речной торговый порт, компании "Амурские пассажирские перевозки", "Бриз", "Амурская нефтебаза", "КомПасс", "Хорс-Шиппинг", "Беркут", "Транс-Амур", ТК "Велес", СК "Амурские речные перевозки", СК "Пять морей", ТК "Амурассо", а также "Цзямуская судоходная компания", зарегистрированная в Китае.
Построенное на Хабаровском судостроительном заводе пассажирское судно А-45 "70 лет Победы" вместимостью до 100 пассажиров работало на международном направлении Хабаровск (РФ) – Фуюань (КНР). После завершения строительства еще двух судов данного класса планируется их эксплуатация на скоростном маршруте Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре, что позволит расширить количество обслуживаемых населенных пунктов Приамурья.
Также на Хабаровском СЗ идет достройка судна на воздушной подушке СВП-50, способного работать в период межсезонья в районах ограниченного плавания.
В Забайкалье, как уже было указано, пассажирские перевозки осуществляет речной катер "Заря". Иркутск информацию по судам не прислал.
Что делается для развития береговой инфраструктуры?
В Иркутской области в 2017 – 2018 годах выполнялись работы по реконструкции причальных сооружений для паромной переправы пос. Сахюрта – о. Ольхон (материковая часть). Выполнены работы по устройству пирса и причальной стенки причального сооружения, устройству очистных сооружений, резервуара дождевых сточных вод, выгребу, устройству проездов и площадок, устройству наружного освещения, благоустройству территории.
В рамках государственной программы "Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства" в 2019-2020 годы планируется реконструкция причальных сооружений для паромной переправы пос. Сахюрта – о. Ольхон (островная часть) в Ольхонском районе (длина пирса 31,3 м, ширина пирса 6,3 м, ширина причальной стенки 18,4 м). В настоящее время на указанное мероприятие разрабатывается проектная документация.
Благодарим за помощь в подготовке этого материала министерство территориального развития Забайкальского края, администрацию Хабаровского края и отдел внутреннего водного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Материалы по теме:
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Якутия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Пермь и Югра
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Владимир, Иваново и Кострома
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Волгоград и Астрахань
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Татарстан и Чувашия
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Карелия и Архангельск
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Рязань и Тверь
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Новгород и Псков
Российские реки: взгляд из правительственных окон. Санкт-Петербург
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |