Перед тем, как перейдем к беседе, небольшая предыстория. Дата создания "Пигмента" – 1839 г., когда был построен первый завод по производству лакокрасочных материалов (ЛКМ) для Балтийского судостроительного, Путиловского и других заводов. Компании уже 184 года, и в ее активе множество заслуг. Например, "Пигмент" носил почетное звание поставщика Императорского двора.
Звание, которым "Пигмент" гордится сегодня – современное производство. Год назад, в феврале 2022 г., в Янино Ленинградской области была запущена новая производственная площадка по выпуску порошковых красок. Это краски специального назначения, антикоррозионные эмали и грунтовки, огнезащитные краски, эпоксидные смолы, отвердители и др. Спустя еще год появился и склад легковоспламеняющихся жидкостей, который обеспечивает оборот в объеме более 1 тыс. тонн в месяц. Также в структуре "Пигмент-Холдинга" научно-исследовательский институт, где разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся рецептуры. Для современных предприятий наличие своей научно-исследовательской базы – редкость. Наша лаборатория позволяет делать все анализы без привлечения аутсорсинга, а некоторые виды оборудования действительно уникальны. Как результат – "Пигмент" производит российские продукты, не уступающие по качеству западным аналогам. Общая численность компании – 200 человек. Это команда, где опыт соединен с передовыми подходами, экспертность с клиентоориентированностью, а качество дружит со сроками.
Экскурсию по "Пигменту" нам провели заместитель генерального директора по науке и развитию, к.т.н Галина Гаринова и ведущий специалист по жидким эпоксидным материалам, к.х.н. Павел Пирожников
– Здравствуйте, уважаемые коллеги, расскажите Корабел.ру и всем нашим читателям о вашем историческом производстве краски.
– Галина Гаринова: Производство порошковых красок – это не только само производство, но и современная лаборатория, оснащенная современным и точным оборудованием, позволяющее в реальных условиях проводить тестирование наших материалов. Мы можем, например, контролировать процессы отверждения, разложения, деструкции материала при высоких температурах, физико-механические свойства покрытия – все это позволяет грамотно выбирать правильные температурные режимы отверждения, персонализировать и адаптировать материал для клиента, что дает возможность раскрыть весь заложенный потенциал. Благодаря нашему более чем 50-ти летнему опыту в разработке и созданию порошковых материалов мы были выбраны поставщиками грунта для труб Северного потока, а также недавно участвовали в конференции по практике и защите нефтегазовых труб. Выступали представители отрасли, рассказали нам, что окрашенные нашими материалами трубы уже эксплуатируются по назначению 16 лет без проявления коррозии, при том, что расчётный срок службы защитного покрытия 10 лет.
– Расскажите подробнее о лаборатории технического контроля порошковых красок.
– Галина Гаринова: Чтобы уменьшить риски, каждая партия порошковой краски проходит контроль по 6-ти позициям: внешний вид, содержание металла, наносимость, гранулометрический состав, растекаемость, эластичность. Проводить тщательный контроль чрезвычайно важно, поскольку "исправить" выпущенную порошковую краску сложно. Гранулометрический состав краски является важным параметром для наших потребителей, от того насколько мелкая или крупная краска, будет зависеть с какими технологическими потерями будет наноситься краска на изделие. Свойства покрытий выпускаемых порошковых материалов валидируются в нашем автоклавном комплексе, в котором образцы покрытия подвергаются воздействию высоких температур и давления в имитаторах агрессивных сред, после чего оценивается величина силы сцепления краски с металлом. Кроме этого, наша лаборатория оснащена установками, которые оценивают величину и скорость электрохимической коррозии, так и коррозии, возникающей при эксплуатации в морской воде. Для проведения ускоренных испытаний нами активно применяются различные камеры, имитирующие воздействия окружающей среды на покрытие.
– Порошковые краски в судостроении используются?
– Галина Гаринова: На текущий момент окраска корпуса корабля осуществляется только жидкими материалами, поскольку пока не существует камер полимеризации, в которую можно было бы поместить целый корабль или его отсек. Однако, порошковая краска может носить защитно-декоративные свойства, что делает ее применимой для окраски отдельных небольших элементов оборудования, корпусов приборов, шкафов-коммутаторов, других металлических элементов и даже элементов металлической мебели. Широкое распространение порошковой краски объясняется безотходной технологией применения, высоким антикоррозионным эффектом, сопоставимым с двух-трехслойными традиционными материалами, отсутствием растворителей, более того при ее отверждении не выделяется большого количества вредных веществ, что упрощает организацию производства. Наша порошковая краска аттестована для окраски труб питьевой воды, поскольку не выделяет в нее токсичных веществ, благодаря тщательно выбраннымому и проверенному сырью, не содержащему тяжелых металлов и вредных для человека соединений, вызывающих мутации.
– Расскажите подробнее о цикле производства, чьи материалы используете?
– Галина Гаринова: Сразу скажу, что часть материалов мы синтезируем самостоятельно, поскольку в Холдинг входит Химический Завод, что делает нас чуть более независимыми от поставок сырья. Для обеспечения Химического завода у нас создана вся необходимая инфраструктура: парк ЛВЖ (легковоспламеняющиеся жидкости) со своими ж/д подъездными путями, автоматизированной станцией перекачки компонентов из резервуаров хранилищ в реакторы, станцией генерации азота, 13 реакторами различного объема и назначения, газовой котельной для отопления цехов и промышленных помещений, котельной, нагревающей теплоноситель для реакторов до 350°С, градирней для охлаждения циркуляционной воды. Для того чтобы наш Химический завод и комплекс по производство жидких лакокрасочных материалов мог эффективно работать, создавать новые материалы и проводить политику импортозамещения в состав "Пигмента" входит НИИ, где занимаются производством всего нового и прогрессивного.
Дополняет рассказ Галины Гариновой Павел Пирожников, ведущий специалист по жидким эпоксидным материалам, к.х.н.:
– Павел Пирожников: Не так давно мы завершили разработку новой линейки материалов для судостроения под торговой маркой Nautique. Краска предназначена для окрашивания подводных, надводных бортов и зоны переменной ватерлинии судов неограниченного района плаванья. Все системы окрашивания многослойные, так система окрашивания подводной части корабля 4-х слойная: слой эпоксидного антикоррозионного грунта, слой грунт-эмали и 2 слоя противообрастающего покрытия на закиси меди. Окрашивание надводной части корабля производится в три слоя: слой эпоксидного антикоррозионного грунта, слой эпоксидной грунт-эмали и финишное полиуретановое покрытие.
Для традиционных лакокрасочных материалов важны отвердители, и чаще всего именно правильно подобранный отвердитель обеспечивает необходимое сочетание нужных свойств покрытия. По сути, создание ЛКМ – это химический инжиниринг, где разработчик вносит в материал определенные компоненты, обеспечивая тем самым необходимые свойства конечного продукта. Основное внимание в последнее время уделяется разработке, апробации и производству собственных отвердителей для эпоксидных материалов, поскольку эта технология позволяет легко персонифицировать предлагаемые материалы под цели и задачи клиентов. Результат таких исследований, например, - новый материал "Субкор", который разработан специально для проведения ремонтно-окрасочных работ под водой на гидротехнических и инженерных сооружениях, обладающий высокими физико-механическими и антикоррозионными свойствами.
В окраске кораблей, как и окраске любого другого сложного и крупногабаритного объекта, основная сложность – скорость отверждения материалов особенно в холодный период. Ремонтно-восстановительные работы проводятся в межсезонье и зимний период, когда температура опускается ниже 0 °C, что делает невозможным применение обычных отвердителей для эпоксидных эмалей. Наши химики-синтетики и химики-разработчики лакокрасочных материалов завершают разработку нового эпоксидного материала и отвердителя к нему, который может химически отверждаться при температурах ниже 0°C. Наша задача – создать эпоксидный грунт и грунт-эмаль, отверждаемые в температурном интервале от -15 до -25 °С.
Есть отличный пример с Обским пароходством. Была зима, шел ремонт и окрасочные работы, когда судовые маляры опробовали нашу краску. Сильно удивились, потому что качество материала не уступало известным мировым конкурентам. За несколько дней тестов нам удалось добиться схожих результатов по нанесению краски, а местами даже лучше.
– Расскажите, что сейчас для судостроения поставляете. Какие планы?
– Павел Пирожников: "Пигмент" активно развивается, и недавно мы провели ревизию всей номенклатуры, убрав огромную часть материалов, которые уже морально и физически устарели, оставив 80 актуальных позиций. По большей части мы поставляли краску для нужд военного кораблестроения, с гражданским сектором мы только начинаем работать. На 3,2 млн евро запланировано проведение дальнейшей модернизации и дооснащения текущих производственных линий жидких лакокрасочных материалов.
В текущем году начали работу с Волжским пароходством. Это наш первый гражданский клиент с крупным флотом, которому мы поставили новые продукты марки Nautique для опытного нанесения с последующей эксплуатацией в морских условиях в течение 3-х лет. Работы по нанесению проводились на территории АО "Борремфлот" с 17.02.23 г. по 20.02.23 г. при помощи оборудования БВР Graco mark V. Подготовка поверхности осуществлялась абразива-струйной установкой Contractor, абразив – купер-шлак фракция 0,5-2 мм. Окраска производилась на открытом воздухе при температуре от -10 до 0 ℃.
Параллельно (и пока новые материалы только завоёвывают рынок судоремонта) мы начали поставки наших "стандартных", проверенных временем материалов для нужд "Волжского Пароходства".
Александр Шиханов, генеральный директор "Пигмент-Холдинга" о текущей ситуации на рынке и перспективах:
"В прошлом году всей химической отрасли России пришлось перестраивать свою работу, не все справились с этим одинаково успешно. Мы действительно гордимся тем, что нам удалось показать кратный рост по всем направлениям по итогам 2022 г. Устойчивый рост обеспечен оперативностью разработки новых рецептур в условиях санкционного режима и кардинального изменения структуры сырьевого рынка, заранее проработанные замены европейского сырья материалами из стран ЮВА, стабильно высокое качество выпускаемых материалов, что привело к расширению клиентской базы и увеличению объемов продаж. Правление ассоциации "Союзкраска" утвердило решение членов ассоциации о создании Комитета "ЛКМ для судостроения и судоремонта" предложило и утвердило "Пигмент", как руководителя лакокрасочного комитета по судостроению и судоремонту. На основе нашего НИИ будет создан новый научно-исследовательский центр по созданию лакокрасочных покрытий для судостроения и судоремонта нового поколения. Для решения такой амбициозной задачи нами на сегодняшний день инвестировано 75 млн рублей в существующий НИИ; 3,2 млн евро для закупки нового оборудования для Химического завода лакокрасочных покрытий и 3 млн рублей на дополнительное оборудование завода по производству порошковых материалов. Наша стратегия – развитие производства полного цикла, для обеспечения собственных нужд основными наукоемкими и инновационными компонентами для производства ЛКМ, что вкупе с серьезной научно-технологической базой уже позволило создать целую линейку продуктов, которые в полной мере заменяют продукцию ведущих западных компаний, ушедших с российского рынка".