На наш вопрос о том, кто занял освободившиеся сегменты рынка, генеральный директор Prysmian Group Russia (в группу входит "Рыбинскэлектрокабель") Светлана Андреева ответила: "На рынке поставщиков кабельной продукции для судостроения достаточно высокая конкуренция, поэтому мы не заметили освобождения каких-либо сегментов". По ее словам, российский рынок очень быстро адаптировался к последним изменениям, поэтому в настоящее время все типы кабелей представлены на рынке и проблем с поставками нет.
Вице-президент НПП "Спецкабель" Сергей Лобанов по этому поводу сказал, что опустевшие ниши заняла его компания и "некоторые другие заводы". "Где-то зашли Китай и Турция. Но они представлены в основном в проектах, где генподрядчик – их соотечественник", – добавил он.
Весной и летом 2022 года производители отмечали сбои в привычной логистике поставок некоторых составляющих кабельных изделий. Прежде всего речь шла о поставках безгалогенных эластомеров для изоляции, безгалогенных не распространяющих горение компаундов.
Сейчас, спустя полтора года, эти проблемы решены только отчасти. Импортозамещение в производстве изоляции идет, но к качеству российской продукции есть вопросы. "Характеристики отечественной изоляции зачастую уступают западным, – сказал Сергей Лобанов. – Все производители полимеров нам жалуются на отечественную химическую компанию, держащую основную часть производства полимерной матрицы: ей невыгодно что-то менять в рецептуре, и пользуясь своим положением, она сама диктует условия".
О проблемах с импортозамещением говорит и директор по развитию "Особого конструкторского бюро кабельной промышленности" ("ОКБ КП") Александр Глушенков: "Были определенные трудности с поставками компаундов, но благодаря активной работе по импортозамещению удалось найти аналоги у отечественных производителей и у коллег из дружественных стран".
Долю отечественной продукции на российском рынке опрошенные эксперты оценивают в 70-80%. Собственно, оставшиеся 20-30% в основном приходятся как раз на импортные полимеры, более подходящие производителям по качеству, чем отечественные.
При этом роль китайских заводов на российском рынке судового кабеля не стоит преувеличивать. Да, они мощные конкуренты нашим заводам, но в сегментах, где были сильны исторически: производстве компьютерных кабелей, радиочастотных кабелей потребительского сегмента и силовых кабелей, рассчитанных на сверхвысокое напряжение, которые в России практически не производятся. Из этих сегментов их не подвинуть. Они и дальше будут завозить техническую медь из России, и возвращать в виде готовых изделий.
Касательно же кабеля для строительства кораблей и судов, главным раздражающим фактором для россиян пока остаются все те же европейцы. "Отечественные производители занимают ниши, где зарубежное присутствие ослабло, – говорит Сергей Лобанов. – Но есть сдерживающие факторы. Несмотря на то, что кабель находится под санкциями, он продолжает поставляться".
В связи с уходом большинства западных производителей российским заводам пришлось дорабатывать свою продукцию, чтобы добиться соответствия импортной, создать аналоги, удовлетворяющие традиционным предпочтениям монтажных организаций. Также пришлось провести большую работу с производителями и поставщиками отечественных изоляционных материалов, которые оказались не готовы к новым вызовам рынка как по качеству продукции, так и по возросшему запросу на ее объемы.
"На адаптацию к новым условиям рынка у нас ушло около девяти месяцев, – рассказывает исполнительный директор "СегментЭНЕРГО" Игорь Гилка. – Положительным результатом явилось то, что судостроители увидели качественные российские кабели, не уступающие зарубежным по электротехническим характеристикам, гибкости и массогабаритным параметрам".
Гибкость и вес кабеля — те самые характеристики, из-за которых судовладельцы нередко отдают предпочтение импортной продукции. В сложной геометрии корабля высокая гибкость упрощает, ускоряет, удешевляет монтаж. А российский этот кабель или немецкий, электромонтажника вряд ли сильно беспокоит. Не меньшее значение имеет и вес, особенно для активно строящихся сейчас скоростных судов.
Мы поинтересовались у производителей, насколько удельный вес, наружный диаметр и минимальный радиус изгиба их кабелей отвечает запросам судостроительной отрасли. Ответ "СегментЭНЕРГО" приведен выше. В Prysmian Group Russia ответили, что производства группы давно освоили и используют передовые технические решения для изготовления кабелей с любыми характеристиками в зависимости от задач и потребностей заказчика. Собственно, ответ ожидаемый, ведь хотя входящий в семью Prysmian "Рыбинскэлектрокабель" – завод российский, но сама-то семья итальянская (основана в 2005 году, когда Prysmian Group, контролируемая The Goldman Sachs Group Inc., подписала соглашение о приобретении подразделений Energy Cables and Systems и Telecom Cables and Systems у итальянской компании Pirelli & C. S.p.A.).
Говоря об изгибе и весе, вице-президент НПП "Спецкабель" Сергей Лобанов отметил, что свои силовые кабели завод делает именно под задачи экономии пространства и веса. "Изначально они должны были заместить финские судовые кабели Helkama, но получились достаточно универсальными и теперь применяются также и на суше", – сказал он. На просьбу оценить соответствие гибкости изделий завода импортным аналогам, ответил: "Хорошо, но не отлично. Нам есть куда стремиться и расти. Та же Helkama владела этими параметрами в совершенстве. Мы пока не смогли идеально повторить их решения, но приближаемся".
Александр Глушенков, говоря о весе изделий, напомнил, что "ОКБ КП" уже 65 лет является лидирующим предприятием в аэрокосмической отрасли, для которой крайне важны именно массогабаритные характеристики. Поэтому при появлении запроса на предельно легкие кабели со стороны судостроительной отрасли компании было что предложить. "Сейчас, мы плотно работаем с ЦКБ Алексеева по судам на подводных крыльях, которые как раз и задают нам требования по миниатюризации судовых кабелей. Работа ведется активная, предлагаются аналоги для решения поставленных задач, и мы подошли уже к финишной прямой", – сказал представитель "Особого конструкторского".
Он также добавил, что не так давно компания выполнила задачу по импортозамещению судовой продукции именно с целью уменьшения диаметра герметизированных и не герметизированных кабелей для производства "Азовской кабельной компании": "Поэтому на данный момент мы являемся единственным производителем кабелей на полностью отечественных негорючих не распространяющих горение материалах при групповых прокладках и герметизированных на повышенное давление".
Уход части производителей импортной продукции поначалу породил среди судостроителей определенную растерянность из-за того, что с "прилавков" исчезли многие привычные названия кабелей. Например, на судно потребовалось поставить столько-то кабеля с индексом FRLSLTx (где FR обозначает "огнестойкий", LSLTx – низкие дымовыделение и токсичность продуктов горения). Раньше покупатель знал, где его искать. А что ему делать теперь?
Российские производители каждый по своему помогают клиентам ориентироваться в номенклатурах своих продукций. Так, "Спецкабель" просто пишет рядом со своим продуктом название его известного аналога, если такой имеется. В его каталоге это выглядит так: "ЛОУТОКС 20нг(А)-FRLSLTx". И все остальное в таком же ключе.
Вот у "ОКБ КП" такого каталога нет. Там делают по-своему. "Ведется рабочая таблица по соответствию и характеристикам. При новых запросах или для уже существующих кабелей прорабатывается соответствие и доведение до аналога или до улучшения характеристик", – объяснили в компании.
Впрочем, ни тот, ни другой варианты приведения номенклатур к соответствию европейским аналогам пока не стали общей практикой. Как отметили в Prysmian, в отрасли судостроения всегда применялись в числе прочего международные технические стандарты и правила как в отношении материалов, так и в отношении оборудования. "Одна
из важных задач – обеспечение полноценного и качественного ремонта и
обслуживания кораблей и судов в любой точке мира и в любое время по единым
отраслевым правилам. Без плановой и постоянной работы по унификации отечественных и
международных правил достижение таких задач достаточно сложно. Мы надеемся, что
работа в данном направлении будет продолжена, несмотря на возникшие несколько лет
назад трудности", – сказала генеральный директор Prysmian Group Russia Светлана Андреева.
По словам Сергея Лобанова, стоимость производства кабеля всегда растет, потому что металлы не дешевеют и в обозримом будущем дешеветь не будут. Не становятся дешевле и изоляционные материалы. При этом производители из года в год вынуждены поднимать зарплату работникам.
Все это обусловливает постоянный рост себестоимости кабельной продукции. Вдобавок в последние годы происходил ощутимый рост рынка – приходили новые игроки, а старые наращивали мощности. В результате обострялась конкуренция, что заставляло снижать цену на кабель для заказчиков. Поэтому, пеняя на дороговизну кабеля, покупателю нелишне учитывать, что он мог бы стоить еще дороже, если бы не растущая конкуренция на рынке.
Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2023 №4/ Подписаться на журнал
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |
"Спецкабель" провел первую экскурсию в рамках проекта #ОткройМоспром 17:57 , 20 Ноября 2024 / пресс-релизы |