Продолжаем цикл интервью о современных средствах навигации и картографии
Корабел.ру |
— Сегодняшняя наша тема — "Российские электронные навигационные карты". Сразу у меня вопрос — что значит "российские" в этом случае? Регион, место производства или что-то еще?
Мирослав: Давайте я начну немного издалека, чтобы было ясно. Основной мировой поставщик электронной картографии, фактически 80-90% рынка, это Британское Адмиралтейство. Понятно, что само оно не производит все эти карты, а получает от национальных гидрографий — российской, испанской, американской и так далее. И, соответственно, Адмиралтейство аккумулирует все эти наборы, проверяет, приводит в стандартный формат и распространяет как карты службы AVCS (Admiralty Vector Chart Service) — это официальные векторные электронные карты https://www.admiralty.co.uk/digital-services/digital-charts/admiralty-vector-chart-service.
Соответственно, Российская гидрография имеет возможность как поставлять карты в Адмиралтейство, чтобы они выпускались в виде карт сервиса AVCS, так и поставлять их клиентам напрямую. А компания "Е-Дата" имеет возможность закупать эти карты и предлагать их клиентам по более выгодной цене. Вот, наверное, вкратце, что такое российские электронные карты. Это те же самые карты, которые можно получить через службу AVCS у нас, но просто они имеют другой путь дистрибуции.
Михаил: На самом деле не все британские карты покрывают, например, Северный морской путь. Вполне возможно, что российские карты также предлагаются на те участки, которые не содержатся в коллекции AVCS.
Игорь: Коллекции AVCS, так же как и "Примар" https://www.primar.org/home — это официальные коллекции электронных карт. Они создаются на основе международного соглашения, где каждая страна поставляет карты на свои территориальные и прилегающие воды. Соответственно, Россия поставляет на СМП карты, покрывающие только ее территориальные воды, в том числе Северный морской путь и Каспий. То есть эти регионы больше никто не может поставить, потому что это прилегающая к Российской Федерации территория и ее территориальные воды. Таким образом, создается международный банк с 16000 электронных ячеек, куда каждая страна подает свою карту. Другое дело, что Российская гидрография может эти карты продавать сама по себе, что, в принципе, она и делает.
— То есть когда мы говорим "российская электронная карта", мы говорим и о производстве, и о покрываемой зоне?
Игорь: Да. По международному соглашению, у каждого производителя есть свой код. Соответственно, Россия использует карты со своим кодом и передает их в два центра, где все карты мира аккумулируются и дальше распространяются для всех остальных клиентов.
Помимо этого, любая гидрографическая служба любого государства, карты которой она производит сама, может продавать их напрямую. Эту тысячу карт Россия сама поставляет, и никто больше поставить их не может. Она же производит их еженедельное обновление.
Корабел.ру |
— Получается, что гидрографическая служба может сама распространять, а может через компании, например, через "Е-Дата"?
Михаил: Да, просто через два международных центра будет больший охват клиентов. На региональном уровне, например, каботажные суда, которые не выходят за рамки пределов территориальных вод, могут закупать карты напрямую в гидрографической службе, не связываясь, с поставщиком AVCS или "Примар", это будет и быстрее, и дешевле.
Мирослав: В чем здесь состоит функция компании "Е-Дата"? Прежде всего, пользователей будет интересовать вопрос совместимости. Если на ECDIS стоит, допустим, коллекция "Примар" или коллекция AVCS, то можно ли дополнительно поставить российские карты, полученные таким образом напрямую?
Игорь: Мы уже это проходили, когда ставили и AVCS карты, и другого производителя от Российской гидрографии напрямую. Главное, чтобы эти карты не имели одного и того же наименования. То есть, грубо говоря, если российская карта ставится Российской гидрографической службой, то такая же карта не должна ставиться и в AVCS, иначе будет конфликт. А так — пожалуйста, можно поставить AVCS на территории Великобритании или Ямайки и совершенно спокойно сюда же поставить десяток карт от Российской гидрографической службы.
Мирослав: В общем, получается, что карты, которые выпускаются на российские территориальные воды, в любом случае выпускаются Российской гидрографией, но существует возможность закупать их через коллекцию "Примар", через коллекцию AVCS и также напрямую от Российской гидрографии. При этом они полностью совместимы и доступны для установки на любой ECDIS. Это основное, что нужно знать.
Теперь в чем собственно говоря функция компании "Е-Дата" в этом проекте. Здесь, наверное, надо рассказать более подробно про наш проект Azimuth Plus, который позволяет вести бортовую коллекцию карт, выпускать на них корректуру и производить заказ с борта.
Михаил: Собственно, система Azimuth Plus по работе с российскими электронными картами такая же, как и AVCS. То есть у судна есть собственный онлайн-кабинет, в котором содержится вся его коллекция бумажных карт, электронных карт, и туда загружается коллекция, например, российских карт.
Для начала совершается заказ с борта. Судно выгружает наименования необходимых карт и добавляет словосочетание productorder. Точнее, оно добавляется автоматически. И высылается далее на адрес support@edatallc.com. Судну приходит ответный файл для корректировки заказа, то есть проверяется наличие в каталоге. И если, например, у помощника есть какие-то комментарии, какие-то ячейки, например, он посчитал лишними, он может на тот же адрес написать, что хочет их исключить, и дальше просто генерируется лицензия и в течение 20 минут высылается на судно. И эти карты автоматически добавляются в коллекцию онлайн, а далее автоматически еженедельно высылаются корректуры на эти карты.
— Запросы в перспективе могут подаваться в онлайн-формате?
Игорь: В перспективе да, чтобы судоводитель сам заходил на онлайн-портал и непосредственно в личном кабинете создавал заказ. Но это требует онлайн-соединения, и в общем-то на борту, когда много дел, никто этим не занимается. То есть им проще взять три-четыре ячейки, куда-нибудь загрузить их, нажать кнопку и отправить заказ. Либо просто вставить это в письмо и написать в службу поддержки, а специалисты сами зайдут в онлайн-кабинет и выполнят заказ.
Мирослав: Сейчас самый простой способ – это просто выгрузить карты, подлежащие заказу из ECDIS, вставить это в письмо и отправить к нам на саппорт, и в ответ придет автоматически сгенерированный пермит* (см. примечание). Но это будет только пермит, сами карты распространяются по-прежнему либо на CD, либо на USB-ключе.
Игорь: Мы можем по e-mail отправить, допустим, набор с картами, если он будет адекватного размера. Если это две-три карты, то можно закачать по e-mail либо дать ссылку на скачивание, как обычно это и делается.
— То есть сразу на борт эту карту не получить, нужен будет заход в порт?
Игорь: Все зависит от объема. Если карт немного и объем небольшой, то можно прямо в море передать. Если заказ большой, то придется зайти в порт и доставить через агента — соединиться с FTP, например, и оттуда взять либо просто получить по ссылке. Диски уже не посылают.
Мирослав: А базовый набор все равно на судне должен быть.
Игорь: Они должны получать базовые диски с определенной дискретностью. Чтобы если что-то случится, можно было восстановить покрытие полностью с базового диска, а потом догружать то, чего нет, через почту. Базовый диск для AVCS — это девять CD, то есть это около четырех гигабайт.
— Можно ли воспользоваться базовым диском AVCS и открывать его пермитом, полученным от Российской гидрографии?
Игорь: Нет, там будет код производителя — он не совпадет. Если пермит на русской ячейке от Российской гидрографии присутствует, там свой код производителя прошивается, AVCS не сможет его прочитать. То есть если судно хочет пользоваться AVCS и одновременно картами напрямую от Российской гидрографии, то должно быть два базовых диска и два пермита.
Михаил: Я хотел добавить, что на российские карты лицензии бывают только 6 месяцев и 12, в отличие от AVCS. То есть на 3 месяца и на 9 месяцев нет. Но при этом они все равно будут доступнее и дешевле, чем карты AVCS.
На мой взгляд, у AVCS преимущество неоспоримо в информационной поддержке. Маркетинг и опыт работы экипажа, судов, программное обеспечение.
Корабел.ру |
— Что, например, информподдержка может дать?
Михаил: Сеть агентов. Российские карты поставляются только на российскую территорию, а AVCS покрывают всю мировую акваторию, и с их картами работает гораздо большее количество агентов, чем с российскими. И программное обеспечение построено в основном под AVCS. Понятное дело, что по системе особо ничего не отличается, но, если ты спросишь про российские карты какого-то британского поставщика — они вряд ли что-то смогут сказать.
Мирослав: После того, как этот путь пройден, с точки зрения судоводителя, в ECDIS для него не изменится ровным счетом ничего. То есть это как была российская карта, выпущенная у него, так она и осталась, просто она дошла до ECDIS другим путем, более дешевым, но при этом немного более сложным. Вот, наверное, основная разница.
— Корректура таких карт чем-то отличается от той, что вносится в бумажное извещение?
Игорь: Она вносится на основании бумажных извещений. Опережение для бумаги идет на неделю вперед во всех гидрографиях. Сначала выпускается бумажная карта, потом на ее основании выпускается корректура для электронных карт. Это обычная практика. По-другому гидрография не сможет реализовать технический процесс.
Мирослав: Для службы AVCS у нас есть сервис, который позволяет выпускать временные, предварительные извещения на основе бумажных коллекций и рассылать их в соответствии с имеющейся коллекцией.
Игорь: На Российскую гидрографию аналогичную систему пока не реализовывали по причине отсутствия больших запросов на эту тему. Поскольку у нас эти карты продают "в час по чайной ложке".
Но мы можем британскую систему подключить, чтобы она распространялась в том числе и на российские электронные карты. По номеру ячейки она будет "тащить", естественно, по нарезке, то есть это возможно. Но нет смысла на российскую карту "тащить" британское бумажное извещение. То есть обычно на карту нужно устанавливать национальные извещения всегда, оно будет выходить раньше и быстрее, чем потом переобъявляться кем-то другим. Потому что все гидрографические службы, как правило, сначала читают национальные извещения, изданные производителем, скажем так, а потом, если надо, переобъявляют свое уже на основании этого. Это обычная практика.
Мирослав: А каким образом попадает, допустим, российская карта, выпущенная в AVCS, во временные предварительные извещения?
Игорь: Туда они попадают уже внутри набора. То есть когда гидрографическая служба делает корректуру, она туда ее помещает. По крайней мере, наша гидрографическая служба туда помещает временную и предварительную корректуру. Поэтому, в общем-то, может быть, на нее и нет смысла придумывать что-то дополнительно. Просто не все гидрографические службы это делают. В любом случае для коллекции AVCS, по пожеланиям клиентов у нас этот сервис был сделан. Когда мы бумажные извещения Британского Адмиралтейства соединяем, то проецируем на нарезку электронных ячеек, чтобы временные предварительные извещения можно было сопоставлять с ячейкой.
Но это пока менее актуально для российской картографии. Если этот сервис "взлетит", тогда, может быть, имеет смысл. Пока российские электронные карты от гидрографии большим спросом не пользуются.
— А с чем это связано?
Игорь: Все суда, которые ходят по международным водам, предпочитают закупать карты у одного поставщика, а не у разных. Каботажники, которые ходят по нашим водам, видимо, снабжены ECDIS, до них еще не дошла эта обязательная волна. Конечно, если судно ходит только по нашим водам, ему нет смысла подписываться на международные сервисы, оно может просто брать карты у нас или у гидрографии напрямую. Опять же отдельный класс — это суда "река-море", которые могут и в реке, и в море действовать, выходить куда-то в устье, грузы возить, тоже как потенциальный клиент. Но до них, видимо, еще конвенция не дошла.
— Какие есть форматы и стандарты электронных карт?
Игорь: Стандарт тот же самый — S63, это защищенный стандарт. S57 — это оригинальный формат, открытый, на который гидрография издает карту и обмениваются между собой. Для распространения клиентам ее кодируют в S63, защищают. В общем-то и все. Два основных стандарта.
Мирослав: И российские карты могут быть интересны, допустим, береговым службам, потому что они могут быть заинтересованы в акватории порта.
Игорь: Скорее всего, здесь также должна быть система отображения типа ECDIS со своим оригинальным номером, который будет прошиваться в пермит. В общем-то, все стандартно.
Мирослав: Допустим, через программу OPENСPN мы можем точно так же предложить российские карты для береговых служб. И вот как раз для них это будет интересным, потому что российские карты стоят дешевле, чем британские, и в то же время, в отличие от судов международных, у них нет потребности покупать целиком всю мировую коллекцию.
Михаил: Причем не только для российских служб, у нас американцы тоже запрашивали российские карты, мы им делали расценку.
— Какое развитие ждет в целом это направление?
Мирослав: Я думаю, что с точки зрения российских морских электронных карт здесь все более или менее понятно. Что будет интересно для российского потребителя, это, естественно, формирование предложения для судов "река-море", расширение и развитие электронной картографии, прежде всего, внутренних водных путей. То есть я думаю, что в тот момент, когда данный проект будет более-менее завершен, это будет уже другой более интересный разговор для всех потребителей, так что мы будем иметь возможность предложить не только морские, но и электронные карты внутренних водных путей. Это стратегическое направление, в котором мы будем двигаться в ближайший год.
Примечание:
Пермит – это файл разрешения на использование навигационных карт.