Задвижки и кингстоны, клапаны и захлопки – составляют небольшой объем в общей массе корабля, но ни одна судовая система без них не сможет функционировать, а стоимость судокомплекта доходит до 5% от стоимости заказа.
Поэтому отечественному машиностроению крайне важно не упустить производство судовой арматуры, проиграв конкурентную борьбу с западными производителями.
Зарубежный рынок судовой арматуры огромен, а российский пока, по сравнению с ним, крайне мал. Как это вписывается в сегодняшний тренд на импортозамещение и что вообще происходит в данный момент в этой нише судовой продукции – такие вопросы мы решили задать Константину Шумилину, генеральному директору компании "ТРИТМЭНТ".
Напомним нашим читателям, что за плечами этой фирмы уже 27 лет успешной работы на российском рынке, фактически весь постсоветский период. Есть на что оглянуться, есть из чего сделать выводы.
– Константин Иванович, для начала беседы расскажите немного о вашей компании. С какого года работаете, что поставляете?
– Компания "ТРИТМЭНТ" работает на рынке судового снабжения с 1992 года. Сами понимаете, что мы начинали свою деятельность в самые суровые для отечественной экономики времена. И тот факт, что за этот период мы только укрепились, доказывает – изначально нами была выбрана верная стратегия развития. А процедура сертификации РМРС, пройденная в начале 2000-х, это лишний раз подтверждает.
Мы производим широкий спектр изделий для судостроительных и судоремонтных заводов – это судовая трубопроводная арматура, фильтры, дельные вещи и головки воздушных труб для комплектации
водяных, топливных и масляных цистерн.
– А можете привести примеры клиентов, с которыми работаете? И проектов, на которые идут поставки?
– Конкретные проекты и названия заказов по понятным причинам озвучивать не будем, но могу сказать, что к успешным действия российского контингента в Сирии мы тоже причастны.
Ключевыми заказчиками являются Зеленодольский завод им. А.М. Горького, СЗ "Вымпел", ЛСЗ "Пелла", СЗ "Волга", 33-й СРЗ, 35-й СРЗ (филиал ЦС "Звездочка"), "Адмиралтейские верфи", Астраханский СРЗ (филиал ЦС "Звездочка"), "Северная верфь", СФ "Алмаз", "Окская судоверфь", Амурский СЗ, ЦС "Дальзавод". С каждым годом список наших клиентов становится больше. Однако, как вы видите, все равно в основном мы работаем по
линии государственных заказов.
– Не планируете повышать в перспективе долю гражданских заказов?
– Да, конечно, планируем, и доля гражданского судостроения на нашем производстве неизбежно будет увеличиваться. Это даже не вопрос выбора, это вызов времени. Дело в том, что в этом сегменте вопрос конкуренции с зарубежными производителями очень обострен, соответственно, от наших производителей требуется снижение себестоимости продукции, повышение производительности и эффективности производства.
– Давайте в эту тему углубимся чуть подробнее. Исходя из вашего богатого опыта, скажите, чем российский рынок судовой арматуры отличается от зарубежного?
– Российский рынок, как вы прекрасно понимаете, достаточно скромен. И это мягко сказано. Он многократно уступает объемами мировому рынку и исчисляется единицами процентов. Что на самом деле очень логично, поскольку у нас просто нет таких темпов строительства судов, какие можно наблюдать за границей. Верфи и заводы за редкими исключениями никак не могут выйти на масштабное серийное обновление флота. Поэтому производство судовой арматуры в РФ единичное (мелкосерийное), а в мире – серийное (массовое).
Есть и еще один важный момент. В России другие стандарты на судовое оборудование – часто более жесткие, а значит, производить такую продукцию сложнее. Завышенные требования к коррозионной стойкости, сроку службы, прочностным характеристикам. Все это увеличивает стоимость и снижает конкурентоспособность.
– А какие изменения на рынке происходят за последние годы?
– Если вы имеете в виду рост доли отечественных производителей, то тут все печально – качественных скачков не наблюдается.
Но сказать, что совсем все осталось, как и было, не могу. Кое-что позитивное все-таки нужно отметить. Дело в том, что, благодаря ужесточившимся требованиям, начал снижаться объем контрафактной продукции. То есть рынок потихоньку оздоравливается. Это не может не радовать добросовестных производителей – таких, как "ТРИТМЭНТ".
– Еще раз уточню по позициям отечественных производителей – о какой-то экспансии мечтать пока рано? Хотя бы на ближнее зарубежье?
– Нам бы у себя самих позиции не потерять. За границей, даже в СНГ, российскую судовую арматуру пока точно не ждут. Да и в пределах нашей страны доля зарубежной продукции только растет, потому что иностранцы открывают российские площадки по локальной сборке. Так что формально какое-то импортозамещение идет, но в реальности меняются только шильдики.
Зарубежный рынок судовой арматуры огромен, а российский пока, по сравнению с ним, крайне мал. Как это вписывается в сегодняшний тренд на импортозамещение и что вообще происходит в данный момент в этой нише судовой продукции – такие вопросы мы решили задать Константину Шумилину, генеральному директору компании "ТРИТМЭНТ".
Напомним нашим читателям, что за плечами этой фирмы уже 27 лет успешной работы на российском рынке, фактически весь постсоветский период. Есть на что оглянуться, есть из чего сделать выводы.
"Тритмент", ООО |
"Тритмент", ООО |
"Тритмент", ООО |
– Константин Иванович, для начала беседы расскажите немного о вашей компании. С какого года работаете, что поставляете?
– Компания "ТРИТМЭНТ" работает на рынке судового снабжения с 1992 года. Сами понимаете, что мы начинали свою деятельность в самые суровые для отечественной экономики времена. И тот факт, что за этот период мы только укрепились, доказывает – изначально нами была выбрана верная стратегия развития. А процедура сертификации РМРС, пройденная в начале 2000-х, это лишний раз подтверждает.
Мы производим широкий спектр изделий для судостроительных и судоремонтных заводов – это судовая трубопроводная арматура, фильтры, дельные вещи и головки воздушных труб для комплектации
водяных, топливных и масляных цистерн.
– А можете привести примеры клиентов, с которыми работаете? И проектов, на которые идут поставки?
– Конкретные проекты и названия заказов по понятным причинам озвучивать не будем, но могу сказать, что к успешным действия российского контингента в Сирии мы тоже причастны.
Ключевыми заказчиками являются Зеленодольский завод им. А.М. Горького, СЗ "Вымпел", ЛСЗ "Пелла", СЗ "Волга", 33-й СРЗ, 35-й СРЗ (филиал ЦС "Звездочка"), "Адмиралтейские верфи", Астраханский СРЗ (филиал ЦС "Звездочка"), "Северная верфь", СФ "Алмаз", "Окская судоверфь", Амурский СЗ, ЦС "Дальзавод". С каждым годом список наших клиентов становится больше. Однако, как вы видите, все равно в основном мы работаем по
линии государственных заказов.
– Не планируете повышать в перспективе долю гражданских заказов?
– Да, конечно, планируем, и доля гражданского судостроения на нашем производстве неизбежно будет увеличиваться. Это даже не вопрос выбора, это вызов времени. Дело в том, что в этом сегменте вопрос конкуренции с зарубежными производителями очень обострен, соответственно, от наших производителей требуется снижение себестоимости продукции, повышение производительности и эффективности производства.
– Давайте в эту тему углубимся чуть подробнее. Исходя из вашего богатого опыта, скажите, чем российский рынок судовой арматуры отличается от зарубежного?
– Российский рынок, как вы прекрасно понимаете, достаточно скромен. И это мягко сказано. Он многократно уступает объемами мировому рынку и исчисляется единицами процентов. Что на самом деле очень логично, поскольку у нас просто нет таких темпов строительства судов, какие можно наблюдать за границей. Верфи и заводы за редкими исключениями никак не могут выйти на масштабное серийное обновление флота. Поэтому производство судовой арматуры в РФ единичное (мелкосерийное), а в мире – серийное (массовое).
Есть и еще один важный момент. В России другие стандарты на судовое оборудование – часто более жесткие, а значит, производить такую продукцию сложнее. Завышенные требования к коррозионной стойкости, сроку службы, прочностным характеристикам. Все это увеличивает стоимость и снижает конкурентоспособность.
"Тритмент", ООО |
"Тритмент", ООО |
"Тритмент", ООО |
– А какие изменения на рынке происходят за последние годы?
– Если вы имеете в виду рост доли отечественных производителей, то тут все печально – качественных скачков не наблюдается.
Но сказать, что совсем все осталось, как и было, не могу. Кое-что позитивное все-таки нужно отметить. Дело в том, что, благодаря ужесточившимся требованиям, начал снижаться объем контрафактной продукции. То есть рынок потихоньку оздоравливается. Это не может не радовать добросовестных производителей – таких, как "ТРИТМЭНТ".
– Еще раз уточню по позициям отечественных производителей – о какой-то экспансии мечтать пока рано? Хотя бы на ближнее зарубежье?
– Нам бы у себя самих позиции не потерять. За границей, даже в СНГ, российскую судовую арматуру пока точно не ждут. Да и в пределах нашей страны доля зарубежной продукции только растет, потому что иностранцы открывают российские площадки по локальной сборке. Так что формально какое-то импортозамещение идет, но в реальности меняются только шильдики.