Россия вернулась в море. Это породило проблемы и предоставило шансы

На минувшей неделе в Подмосковье прошел очередной международный военно-технический форум "Армия-2018". Основные мероприятия состоялись в конгрессно-выставочном центре "Патриот" и на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. Про демонстрацию танков и вертолетов мы рассказывать не будем – это уж слишком далеко отклоняется от тематики нашего портала. А вот небольшой обзор круглого стола "Роль судостроения в укреплении военно-морского потенциала России и ее экономической мощи" будет нелишним.
 
"Армия-2018" / Корабел.ру

"Лицо отрасли фантастически меняется"
 
Мероприятие организовала Объединенная судостроительная корпорация, причем ее президент Алексей Рахманов лично выступил в роли модератора круглого стола. Он задал тон беседе, подытоживал выступления докладчиков, освещал оставшиеся в тени аспекты.
 
Открывая диалог, президент ОСК особенно подчеркнул символизм даты – круглый стол прошел 22 августа. Это был не только день Государственного флага России, но и день введения нашими заклятыми партнерами заранее анонсированных санкций.
 
­– Мы наблюдаем рост конкуренции, в том числе недобросовестной, с использованием санкций, пошлин и торговой войны, если называть вещи своими именами. Символично, что именно сегодня Соединенные Штаты вводят санкции против российских компаний, – отметил Алексей Рахманов.
 
"Армия-2018" / Корабел.ру

Понятно, что такое начало предвещало особенный крен дискуссии в сторону политики и геополитики. Уже в первых своих фразах глава ОСК обозначил два глобальных фактора, которые по сути определяют главные задачи в морской сфере не только России, но и остальных мировых держав.
 
Во-первых, в мире идет большая игра по отстаиванию экономических интересов – государства прокладывают новые торговые пути и усиливают охрану традиционных, ведут борьбу за освоение океанских ресурсов. Особенно внимание сейчас уделяется Арктике. Все это требует развития и модернизации флота – как военного и торгового, так и специализированного.
 
Во-вторых, Россия и страны Запада схлестнулись в политической сфере. Наши оппоненты выстраивают глобальную систему сдерживания России, и морской аспект здесь один из важнейших. Россия в свою очередь пытается этому противодействовать, предпринимая свои шаги, порой весьма жесткие, в Черном и Средиземном морях.
 
Дальше Алексей Рахманов обратился к сегодняшней ситуации в отечественной судостроительной отрасли, отметив, что ее лицо фантастически быстро меняется, несмотря на длинный цикл строительства судов и военных кораблей.
 
– Еще недавно многим казалось, что будущее за флотом больших размерений. Сейчас же мы все чаще строим корабли с относительно небольшим водоизмещением, но с мощнейшими боевыми системами ударного оружия. И это может говорить не только об экономии средств, но и об изменении самой модели ведения боевых действий.
 
"Армия-2018" / Корабел.ру
 
"Исходя из неблагоприятных прогнозов начала военных действий"
 
Более подробно о том, какие приоритеты расставило сегодня государство в области военно-морской деятельности, рассказал главный советник президента ОСК Виктор Чирков. Напомним, что Виктор Викторович с 2012 по 2016 гг. был главнокомандующим Военно-морским флотом России.
 
На первом месте, по его словам, стоит задача поддержания оперативной и боевой возможности ВМФ на уровне, обеспечивающем ему одну из лидирующих позиций в мире.
 
 – Необходимо развитие и поддержание способности ВМФ к поражению наземных объектов потенциального противника как обычным, так и ядерным оружием. Сбалансированное развитие ВМФ в целях недопущения превосходства над ним ВМС США и других ведущих морских держав. Обеспечение возможности длительного присутствия сил и войск ВМФ в стратегически важных районах Мирового океана. Создание современной системы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере, обеспечивающей формирование благоприятной обстановки в морском пространстве и за его пределами, – пояснил Виктор Чирков.
 
Если говорить более конкретно, то флоту и кораблестроительной отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе поставлена задача строительства и модернизации многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, многоцелевых кораблей, самолетов морской авиации, экранопланов различного назначения, а также создания вооружения, военной и специальной техники для оснащения береговых войск.
 
При этом важная примета времени – на различных стратегических направлениях необходимо формировать боевой состав группировок сил и войск, исходя из самых неблагоприятных прогнозов начала военных действий против Российской Федерации.
 
Санкции, импортозамещение, нехватка стендов

От лица корабелов ответное слово взял генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко. Практически все его выступление было построено на основе проекта стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, опубликованного пару месяцев назад на сайте Министерства промышленности и торговли. Главные прозвучавшие тезисы там изложены, можно зайти и почитать. Тем не менее, приведем здесь для читателя несколько интересных моментов.
 
Корабел.ру
 
– Основной проблемой российского судостроения названо несовершенство государственного планирования. Авторы этой стратегии считают, что без решения этой проблемы, в принципе, невозможно решить все остальные проблемы. А их целый ряд. Это сложности промышленной кооперации, которые на себе все чувствуют: срыв сроков поставок, низкое качество, что в конечном итоге приводит к срыву сроков сдачи конечной продукции заказчику. Это отсутствие системы ритмичного и непрерывного финансирования мероприятий по разработке, закупке и ремонту образцов военной морской техники. Все, кто связан с реальным производством, это на себе ощущает ежедневно, ­– начал перечислять глава "Севмаша".
 
Далее он назвал в числе проблем недостаточную гибкость ценообразования на военную продукцию, отсутствие благоприятных условий для международной интеграции, расширения рынков сбыта продукции, совершенствования сотрудничества в военно-технической сфере. Посетовал на санкции, проблемы с поставками элементной базой, недостаточные темпы импортозамещения.
 
– И очень больная проблема – это нехватка современной стендовой и испытательной базы на многих предприятиях отрасли. Она приводит к тому, что мы получаем на корабли устройства, механизмы и оборудование, не прошедшие достаточный объем испытаний. Соответственно все это выливается в увеличение сроков испытаний корабля. Корабль превращается в нагрузочный стенд, что расходует ресурс энергетических установок и механизмов корабля, увеличивает срок сдачи заказчику, – отметил Михаил Будниченко.
 
Канал "Стамбул" создаст проблемы и сыграет на руку
 
После этого собравшиеся вновь вернулись к обсуждению геополитических вопросов.
 
Так, директор Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета Иван Чихарев, в ярких красках обрисовал положение в регионе, которое он назвал Большое Средиземноморье. В него кроме Средиземного моря, пояснил спикер, включается еще Черное и Азовское моря.
 
"Армия-2018" / Корабел.ру
 
– Именно в этом регионе произошли и продолжают происходить события, которые коренным образом изменили баланс сил в мире. О многополярном мире говорили уже давно, но реально он появляется только тогда, когда происходят перемены в военном потенциале основных игроков. И такие перемены произошли в августе 2008 года и, конечно, весной 2014 года, когда впервые не на словах, а на деле Россия помешала лидеру однополярного мира выстроить свою стратегию в регионе, – заявил представитель Севастополя.
 
Ключевая мысль его выступления сводилась к тому, что Россия вернулась в этот бассейн в качестве одного из главных игроков и это влечет за собой для нашей страны как большие возможности, так и большие вызовы. По поводу вызовов особых пояснений не нужно – укрепление позиций России вызывает сильное раздражение у Соединенных Штатов, которые сами собирались брать этот регион под полный контроль.
 
– Продолжаются попытки американского Шестого флота закрепиться в Черном море. Пока они ограничены конвенцией Монтре. Но недавно вновь были озвучены планы по строительству дублера Босфора, и международный статус этого будущего канала остается под вопросом. Кроме того, существует ситуация прямого вызова в Азовском море. Недавно была сформулирована концепция развития военно-морских сил Украины, которая с одной стороны признает недостижимость паритета с Российской Федерации, но с другой – содержит ряд достаточно агрессивных тезисов. В том числе о строительстве так называемого москитного флота – бронекатеров, которые, по мнению украинцев, должны будут нанести неприемлемый ущерб Черноморскому флоту России, – развил свою мысль Иван Чихарев.
 
Что касается возможностей, то активность России в Черноморье и Средиземноморье как раз таки и дает шанс на активизацию торговых потоков. Причем тот же канал "Стамбул", который собираются рыть турки, может сыграть нам и на руку, поскольку он кратно увеличит проходимость судов между морями. Если России удастся подключить к этому черноморско-средиземноморскому маршруту пространство Евразийского союза, то она получит серьезные экономические выгоды.
 
"Армия-2018" / Корабел.ру

Не будем расписывать в деталях выступления остальных докладчиков. Общий ход дискуссии и так ясен из приведенных примеров. Конкретных цифр и фактов было не так много, как хотелось бы, но в формате этого круглого стола, видимо, предполагалось именно обрисовать глобальные вызовы, проблемы и планы российского ВМФ и кораблестроения. В целом – получилось.

[Больше фото в галерее ниже]
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 / судоходство