Ход строительства судов рыбопромыслового флота на российских верфях с помощью инвестиционных квот обсудили на совещании, которое провел первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Росрыболовства, Объединенной судостроительной корпорации, судостроительных компаний, профессионального сообщества.
Сенатор подчеркнул, что, учитывая масштабность и прорывной характер задач, а также принимая во внимание инвестиционную составляющую проекта, осуществляется планомерный парламентский контроль за реализацией программы обновления флота.
На совещании были подняты основные вопросы:
- сроки выполнения заказов;
- проблемы, с которыми связываются судостроители при реализации данных проектов.
Так, Росрыболовство уже заключило 55 договоров на закрепление инвестиционных квот под строительство рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного и 25 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов). Отмечается, что инвестиции составят около 190 млрд рублей.
В данный момент еще 9 проектов проходят процедуру отбора. Уже в конце июня этого года Рорсыболовство подведет итог 9-го этапа приема заявок на судостроение, а также на строительство новых заводов. Отмечается, что инвестиционные квоты позволят обновить до 80% мощностей флота на Северном бассейне и 40% - на Дальнем Востоке.
Пять судов уже достроены и сданы заказчикам, строится сейчас более 30 судов, из которых 19 уже спущены на воду. Масштабное судостроение в рамках данных проектов закончится к 2025 году.
Три судна построены на ПСЗ "Янтарь" для РК им. Ленина, по одному судну на заводе "Вымпел" и "Выборгский" для "Карелрыба" и "АТФ". Перенос сроков реализации коснулся 19 проектов.
Есть несколько причин, которые не позволяют вовремя реализовывать все проекты:
- неблагоприятное финансовое положение верфей;
- нестабильные поставки иностранного оборудования;
- нехватка судостроителей;
- сложности с привлечением иностранных специалистов.
Также стоит отметить, что на сегодняшний день, реализованно 40 лотов долей квот на вылов крабов. Это привело в федеральный бюджет более 146 млрд рублей. С судостроителями, которые будут строить краболовы, были заключены контракты. Всего заключено 35 контрактов, а объем инвестиций составил более 60 млрд рублей. Эксплуатация судов должна быть начата к 2024 году. На текущий момент построено 1 судно заводе "Пелла". Заказы на 15 из 40 судов размещены на верфях Дальневосточного федерального округа. Объем инвестиций в краболовы, строящиеся на верфях Дальнего Востока, составляет около 25 млрд рублей.
Для снижения нагрузки на рыбаков Росрыболовством совместно с Минсельхозом России подготовлен проект постановления, который предусматривает снижение суммы банковской гарантии в случае достижения объектом инвестиций технической готовности не менее 80% и принятия классификационным обществом не менее 70% построечных удостоверений. Кроме того, предусматривается возможность распределения инвестиционных квот пользователю, с которым заключен договор до 10 марта года, следующего за текущим годом, в случае реализации инвестиционного проекта по строительству рыбопромыслового судна при выполнении условий по достижению объектом инвестиций на 1 сентября 2021 года технической готовности.
Для того, чтобы сроки были соблюдены, Росрыболовтво предложило Минпромторгу и ОСК подготовить специальный план мероприятий по финансовому оздоровлению судостроительных верфей ОСК, а также необходимо решить вопрос с недостатком специалистов на верфях.