- Илья Александрович, давайте начнем с краткого рассказа о вашей компании. Как давно существует Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР" и как вы пришли к морскому применению?
- Компания существует с 1984 года, когда был разработан первый пожарный робот. Серьезным испытанием для первых роботов стала авария на Чернобыльской АЭС. Эффективность использования роботов для работы в опасной для человека зоне было оценено на самом высоком уровне. При поддержке правительства была создана Лаборатория пожарных роботов, и на Ленинградской АЭС был внедрен роботизированный пожарных комплекс. Но однако экономические реалии 90-х не позволили в полную силу реализовать задуманное и только в начале 2000-х эта идея получила дальнейшее развитие. Причем сразу по двум направлениям – ствольной технике и роботам.
Судовое направление у нас появилось наравне с возможностью применения на крупных промышленных объектах вроде самолетных ангаров, объектов нефтегазовой промышленности. Кроме судов и кораблей, пожарной робототехникой оснащаются объекты, близкие к отрасли, такие как нефтяные причалы, судостроительные верфи, морские и шельфовые нефтедобывающие платформы.
К слову, если переходить к линейке, то на морских причалах и нефтяных терминалах в основном мы устанавливаем лафетные стволы с дистанционным управлением во взрывозащищенном исполнении. Если говорить именно о судах, то есть отдельная линейка лафетных стволов, которые применяются на нефтеналивных судах – это стволы с ручным управлением. Также есть дистанционные лафетные стволы, которые применяются в системах пожаротушения на ледоколах.
- А в целом, на каких направлениях сосредоточена работа центра кроме судового?
- Традиционно пожарные роботы применяются там, где есть опасность для человека – для организации безлюдных технологий. Пожарный робот позволяет осуществлять тушение в опасной зоне либо в автоматическом режиме, либо при управлении оператором, находящемся в безопасной зоне. Конечно же, объекты, для которых такое решение является основным - это атомные станции, крупные энергетические объекты, объекты космической отрасли, нефтегазовый сектор.
- Вернемся к устройствам морского назначения. Какие будут принципиальные отличия у такого оборудования, если мы говорим о назначении судна? Понятно, что нефтеналивной танкер требует особых условий к пожаробезопасности, у ледокола эти требования другие...
- Лафетный ствол с ручным управлением подразумевает, что у него нет дистанционного режима управления, он управляется вручную человеком. То есть человек должен к нему подойти, грубо говоря, взять за ручку и навести его на очаг – это системы для нефтеналивных судов, где требуется точное наведение на место тушения и контроль. А стволами с дистанционным управлением, соответственно, можно управлять из рубки — с помощью пульта управления оператор может произвести направление на очаг возгорания в определенную точку. Это актуально для судов, работающих в условиях низких температур и ледоколов. Такие комплексы относятся к системам внешнего пожаротушения, когда, к примеру, горит другое судно или нефтяная платформа, и при этом используется вспомогательный флот.
Стволы "ЭФЭР" на самоходной пожарной барже КСП ПНС / "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР", |
В том числе такие лафетные стволы применяются на вертолетных площадках морских буровых платформ, как роботизированные, так и с дистанционным управлением. Здесь особенность в том, что на платформе, где происходит сама нефтедобыча, устанавливаются лафетные стволы во взрывозащищенном исполнении. Взрывозащищенный вариант подразумевает, что само оборудование не может служить источником взрыва, то есть оно должно быть полностью искробезопасно. И эти условия соблюдаются при применении нашего оборудования.
А решение о том, какой тип устройства установить на конкретном судне, принимает, как правило, компания-проектант совместно с нашим проектным бюро.
- Пожарную робототехнику устанавливают только на новострой?
- Нет, такое оборудование можно внедрить и в процессе реконструкции судна. Обращаются и судовладельцы, которые проводят модернизацию на своем флоте и запрашивают условия и возможности для замены старых лафетных стволов на новые.
- На каких проектах вы работали?
- Мы поставляли системы пожаротушения на нефтяные платформы компании "Лукойл" — ледостойкая платформа на месторождении им. В. Филановского, ЛСП-1 для месторождения им. Ю. Корчагина, проект реконструкции нефтеналивных терминалов компании Транснефть.Также наше оборудование, заложено в проекты ледоколов, но пока они еще не запущены в строительство. Наши системы установлены в Морском торговом порту Усть-Луга для защиты складов серы, в морском специализированном порту "Витино" в городе Кандалакше Мурманской области для защиты причального комплекса для перегрузки нефти и нефтепродуктов, на нефтяных терминалах Балтийской трубопроводной системы. То есть, кроме непосредственно объектов на море, предприятие компетентно и в области оснащения производственных территорий.
Если говорить именно о применении на судах, то наша техника установлена на спасательных судах "Шкотов" и "Принцесса Каспия" (компания ТОО "Каспиан Оффшор Констракшн"), на самоходной пожарной барже КСП ПНС, на пожарных катерах Костромского судомеханического завода и др.
Лафетные стволы в действии на судах "Шкотов" и "Принцесса Каспия" / "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР", |
- По какому принципу функционируют пожарные роботы? Как срабатывает система при возгорании?
- Пожарные роботы – это общее название, а на самом деле это целый комплекс на базе пожарных роботизированных стволов. На объекте их должно присутствовать как минимум два, точное количество определяется проектом. И все они объединены в одну общую систему. В операторной устанавливается оборудование для управления. Основной принцип работы основывается на том, что у каждого робота программой задан свой определенный сектор, за который он отвечает. Если поступает сигнал от пожарной сигнализации о пожаре, система управления определяет, какие работы необходимо запустить в этой зоне. Пожарные роботы при помощи датчиков наведения сканируют область, обнаруживают координаты очага возгорания, передают их в систему управления. После этого система управления определяет, какие роботы лучше подойдут для тушения именно в данной зоне. Дается сигнал на открытие задвижек для подачи воды и команда выбранным роботам о начале тушения.
- Какой охват ликвидации возгорания? На какой периметр рассчитан один прибор?
- Это все достаточно индивидуально и зависит от расхода, который выдает лафетный ствол. Серийно они производятся с расходами от 20 до 125 литров. Но как есть мини-роботы с расходами 4,10, 15 л/с, так и и мощные стволы с расходами 200 и 330 л/с. При этом дальность определяется непосредственно расходом. Для примера, при расходе 20 л/сек максимальная дальность струи будет около 55 м, а при расходе 100-125 л/сек — около 110 м. Соответственно, чем выше расход, тем больше дальность лафетного ствола и больше зона, которую он защищает.
Техника "ЭФЭР" на пожарном катере Костромского судомеханического завода. / "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР", |
- А как обстоят дела с Регистрами?
- У нас есть одобрение Морского регистра на всю серийную линейку наших изделий. Вся техника сертифицирована на соответствие нормам пожарной безопасности и ГОСТ Р.
- Расскажите немного о создании роботов — как развернуто производство, откуда берутся комплектующие, и какие проводятся испытания.
- Основное производство у нас сосредоточено в городе Петрозаводске, на Заводе пожарных роботов и ствольной техники. Именно здесь заложен конструкторский, проектный и производственный потенциал. За долгий период развития компании мы приобрели хорошие связи с нашими поставщиками. Но хотел бы сразу отметить, что степень локализации на нашем производстве достаточно высокая и по некоторым видам продукции доходит до 80%, т.е. только 20% мы закупаем извне, а все остальное делаем сами.
Для испытаний каждого изделия есть определенные стандарты. При получении разрешительных документов все испытания проводятся в строгом соблюдении методик этих стандартов в аккредитованных сертификационных и испытательных центрах. При реализации продукции на конкретном объекте проводятся приемочные испытания на соответствие поставленных в проекте задач. На своем полигоне мы также проводим различные испытания для подтверждения заданных параметров и выборе оптимальных технических решений. Испытания изделий проводятся по Программам и методикам, разработанных в соответствии с ТУ.
- Есть ли у вас планы на расширение линейки?
- Конечно. В своих разработках мы не стоим на месте. Уже сейчас прорабатываем предложения по новой технологии пожаротушения внутренних пространств на судах с применением мини-роботов с малыми расходами воды – 4, 10 или 15 л/с (в т.ч. тонкораспыленной воды – водяного тумана), воды со смачивателями или пены (в т.ч. компрессионной).
Пожарный робот шаровой конструкции на выставке "НЕВА 2019" / "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР", |
Также на недавно прошедшей выставке "НЕВА" мы демонстрировали новую разработку - пожарный робот шаровой конструкции. У него в арсенале большой расход – до 125 л/сек, но при этом он очень компактный, есть функция и автоматического определения очага возгорания, и автоматического пожаротушения.
Материалы по теме:
"Наши корабелы способны строить суда на уровне мировых верфей" - интервью с производителем систем аэрозольного пожаротушения НПО "КАСКАД"
Без дыма, без огня - об обеспечении пожаробезопасности на судне с точки зрения изоляционных материалов
Мастерство имитации - о том, как функционирует учебно-тренировочный комплекс для отработки действий во время пожаров
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |