Робинзоны острова Сарпинский

Почти две недели жители волжского острова Сарпинский, территориально являющегося частью Волгограда, отрезаны от "большой земли" — с 1 января 2016 года остановлены рейсы теплохода. Единственная связь с берегом отныне поддерживается только с помощью аэросаней муниципальной спасательной службы — самохода с малой вместимостью, уже успевшего с начала года на четверо суток выйти из строя.
На острове между тем 800 человек постоянного населения, которым регулярно нужно выбираться в остальные районы Волгограда — одним на работу, другим повидаться с родными и друзьями, да и просто мало ли какие дела у каждого могут возникнуть в своем же городе в течение дня. Медленно подкрадывается еще одна проблема — у сарпинцев начинают иссякать запасы продовольствия, бытовых товаров, медикаментов.


Сорванный конкурс

Остров хорошо различим на карте Волгограда — там, где Волга резко изгибается к востоку, посреди реки расположен большой кусок суши. Очень большой. Во многих энциклопедиях он обозначен как самый крупный речной остров в Европе. По факту это неверно, поскольку его значительно обгоняет по площади дунайский остров Житный. Но вот на Волге у Сарпинского соперников точно нет — больше ста квадратных километров, 25 озер, 16 хуторов и поселений, полторы тысячи дачных участков, школа, фельдшерско-акушерский пункт. В летние месяцы его население возрастает за счет дачников и отдыхающих до двух-четырех тысяч.

Ни постоянного, ни временного моста, связывающего остров с остальным городом, нет. Весной, когда сходит лед, на маршрут выходят речные трамвайчики — теплоходы типа "ОМ" и "ПС", принадлежащие Волгоградскому речному порту. Летом, чтобы добраться до острова, можно нанять еще и частную лодку. С августа начинает курсировать теплоход типа "Москва" на 243 пассажира. К середине ноября движение через Волгу угасает — зимнюю навигацию осуществляет только один теплоход "ПС". Штатного ледокола в составе флота, которым располагает порт, нет, но в нижнем течении вплоть до Астрахани Волга обычно не замерзает полностью. В зимний период рейсы судно совершает в зависимости от ледовой обстановки.

Контракт на осуществление пассажирских перевозок по внутренним водным путям между Волгоградским речным портом и муниципалитетом обновляется каждый год по стандартной схеме. Объявляется городской конкурс, порт выставляет свое предложение, получает одобрение и заключает контракт. Но в этом году привычная схема сломалась. Причина — в неурегулированных финансовых разногласиях с местными властям. В судах разных инстанций на данный момент находятся сразу три иска от речного порта на общую сумму в 17 млн рублей. На долю самого волгоградского муниципалитета, правда, из них приходится в общей сложности около семи миллионов, остальные десять портовики требуют от руководства области.

Конкурс на заключение муниципального контракта по перевозке пассажиров на остров Сарпинский, объявленный администрацией 27 ноября 2015 года, в итоге провалился — порт в нем участвовать отказался, а больше возить через Волгу некому. За три дня до Нового года, 28 декабря, не дождавшись ни одного отклика, администрация признала конкурс несостоявшимся. Все это время конфликтующие стороны вели безуспешные переговоры, причем каждая настаивала на своей правоте. Речпорт доказывал, что мэрия не компенсировала ему расходы на перевозку льготников. Городские власти отметали эти претензии и, в свою очередь, настаивали, что порт должен вернуть в бюджет неправомерно полученную субсидию за 2013 – 2014 гг.

– Что стоит за позицией мэрии – нежелание справедливо рассчитываться за нашу работу или желание развалить предприятие, я не знаю. Но пока никакого конструктива не просматривается, – заявил в интервью одному из местных СМИ начальник службы пассажирских перевозок пассажирского порта Волгограда Павел Попов.

– Все это время продолжается процесс переговоров, однако понимания у руководства речпорта мы пока не нашли, – изложил свою позицию журналистам другого издания председатель комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Дмитрий Веркин. – В ближайшие дни мы объявим новый конкурс на заключение муниципального контракта. И очень надеемся, что разум возобладает, и Волгоградский речпорт подаст заявку на конкурс.
 
Здание речпорта / Администрация Волгограда


Заложники ситуации

Пока велись споры, истек срок действующего контракта, и с 1 января остров Сарпинский остался без нормального регулярного транспортного сообщения. В качестве экстренной меры муниципалитет выделил аэросани спасательной службы, которые дважды в день совершают рейсы между городом и островом. Полноценной заменой теплоходу это, конечно, служить не может, поскольку на борт одномоментно аэросани могут взять не больше 20 человек — и то лишь в теории. На практике же количество пассажиров редко превышает десяток — максимальная загрузка при плохой погоде чревата опрокидыванием. Когда поднимается сильный ветер, сажают всего четыре-пять человек. Детей в сани стараются не брать, чтобы не рисковать их жизнями. Аэросани — это не автобус, да и Волга сейчас мало похожа на автостраду — участки незамерзшей воды хаотично чередуются с глыбами льда.

Так что без крайней необходимости обитатели острова в город выбраться не могут. Крайняя необходимость — только у тех, кто работает в материковой части Волгограда. Многие вынужденно взяли отпуск, но у семерых такой возможности не оказалось, и они каждый день совершают экстремальные рейсы по Волге. Еще одна категория постоянных пассажиров — учителя, которые приезжают каждое утро с "большой земли" вести уроки в местной школе, а вечером отправляются обратно.

Спустя неделю, аэросани пришлось чинить — во время одного из рейсов лед пробил днище. С 7 по 11 декабря люди лишились даже этого призрачного шанса выбраться в город. Жители Сарпинского обратились с официальными письмами к сити-менеджеру Александру Чунакову и вице-губернатору Игорю Стефаненко с просьбой возобновить сообщение. Справедливости ради, нельзя сказать, что на мучения островитян власти махнули рукой. Как раз 11 числа администрация города объявила новый конкурс на осуществление пассажирских перевозок на остров — с новыми условиями для перевозчиков.

— Мы переработали задание под то финансирование, которое готов выделить городской бюджет. Планка — 36,6 миллионов рублей. Именно под такую сумму уменьшена транспортная работа для исполнителя. Кроме того, дано гарантийное письмо за подписью главы города Чунакова Александра Ивановича, что готовы пересмотреть субсидии от объема транспортной работы в первом квартале 2016 года. Главное, чтобы перевозчик вышел на конкурс и начал работать. Пока не знаю, согласится ли речпорт. Сегодня в 9.30 должна была состояться встреча у замглавы Сивоконя Сергея Ивановича, на которой мы хотели бы обсудить возможные компромиссы. К сожалению, речпорт на эту встречу не явился, — объясняет ситуацию корреспонденту "Корабел.ру" председатель комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда Дмитрий Веркин.

Как пояснил чиновник, город пытался найти другие варианты, привлечь к участию в конкурсе перевозчиков из соседних регионов, но пока отклика не получил. У всех на этот период закрыта навигация. Другая возможность хоть как-то решить проблему — самим закупить или арендовать суда.

— Есть суда на воздушной подушке, десятиместные, закрытые. Та же "газель", только по воде, — говорит Дмитрий Веркин. — Их даже изготавливать не надо, чисто случайно они есть в наличии у производственной фирмы "Нептун". Но в бюджете денег на их приобретение не заложено. Этот вопрос нужно прорабатывать, принимать решение по созданию своего предприятия и покупки таких судов. Если средства выделят, будем организовывать перевозки со своей стороны, чтобы люди острова не страдали. Потому что сейчас они заложники ситуации, а волею судьбы нет альтернативы.

Как на изменившиеся предложения и предоставленные гарантии от администрации города реагирует сам Волгоградский речной порт, "Корабелу" узнать не удалось — несколько дней подряд молчат все телефоны предприятия. Полностью снять напряжение, видимо, и вправду сможет лишь самостоятельная аренда городом судов. Помимо маломерных катеров на воздушных подушках, рассматривается вариант взятия в лизинг одного или нескольких речных теплоходов. А самым кардинальным решением, пожалуй, могло бы стать строительство моста. Но в условиях все углубляющегося кризиса единственный мост в России, в постройке которого можно быть уверенным на все сто процентов, это мост через Керченский пролив.
 
"Волгоградский речной порт", ОАО Волгоград
+7(8442)26-26-53, 38-10-95



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025