В стране продолжается судостроительный бум. На верфях ОСК сейчас строится 55 судов различных типов и назначений, загружены и частные верфи. За оживлением судостроительства последовала и активизация страховой отрасли. Игроки сектора получили новые контракты на страхование объектов, а вместе с ними и проблемы, связанные с крупными убытками. О сегодняшнем состоянии рынка рассказывает Елена Федотова, начальник отдела страхования
речных судов и яхт компании "Ингосстрах".
|
Елена Федотова, начальник отдела страхования
речных судов и яхт компании Ингосстрах / Ингосстрах |
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Страхование судостроительных рисков не является обязательным, однако все верфи, как российские, так и иностранные, как правило, приобретают такое покрытие. Высокая стоимость судов, технологически сложные этапы строительства, последующие спуск на воду и доставка заказчику – все эти факторы заставляют обеспечивать защитой себя и имущество от финансовых рисков. Кроме того страхование стало неотъемлемой частью контрактных отношений с заказчиками, многие из которых включают в договоры пункт об обязательном страховании судов на период строительства. Это особенно важно, если субподрядчиком выступает иностранная верфь, что является распространенной ситуацией за последние годы, когда для оперативности создания объекта отечественные компании используют судостроительные площадки в Турции с надзором российских специалистов. В такой цепочке уровень рисков на каждом этапе возрастает и требует страхового покрытия. Однако организовать это могут далеко не все компании рынка.
СТРОГИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Серьезным стоп-фактором являются высокие требования к страховщикам в данном секторе: необходимы достаточный опыт работы, размещение части рисков в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК), высокий рейтинг, а также большие облигаторные емкости.
Соответствовать таким требованиям на практике могут единичные крупные компании отрасли, в число которых входит и "Ингосстрах", использующий свои облигаторы для перестрахования судостроительных рисков. Компании, не имеющие достаточной емкости, применяют факультативное перестрахование (в том числе и в РНПК), однако оно связано с дополнительными расходами, которые тоже включаются в клиентский тариф. Если учесть, что страховое покрытие для обычных коммерческих судов исчисляется миллиардами рублей, а для исследовательских или военных судов – десятками миллиардов, становится понятно, что факультативное страхование может серьезно увеличить конечную цену.
ПАРТНЕРСТВО И РЕПУТАЦИЯ
Помимо наличия собственных перестраховочных емкостей, страховая компания должна иметь сеть специалистов из сюрвейеров, морских инженеров, юристов, специальных лабораторий и т.д., от работы которых зависит скорость и качество урегулирования убытка.
Без соответствующей репутации страховщика создать такую партнерскую сеть практически невозможно. Кроме того, должен быть серьезный опыт активного участия в страховании морских рисков на международном рынке. "Ингосстрах", как это принято в международном морском страховании, практикует авансовые выплаты по факту крупных убытков для восстановления судна к состоянию до страхового случая.
В ОГНЕ УБЫТКОВ
В практике страхования судов пожары со значительным ущербом случаются часто. Ледокол "Виктор Черномырдин" дважды горел за период строительства. Ущерб по факту второго случая превысил 150 млн рублей. Несколько лет назад "Ингосстрах" участвовал в страховании военного эсминца на "Северной верфи", тогда пожаром была повреждена только часть судна, при этом ущерб составил 25 млн долларов США. Возгорания случаются и на иностранных верфях: в сентябре прошлого года в Германии произошел пожар на строящейся суперяхте на верфи Lurssen. Совокупный ущерб – 850 млн евро, и этот убыток серьезно повлиял на отношение западных страховщиков к страхованию судостроительных рисков, в частности и рисков морского КАСКО. В целом, соответственно выросли и ставки, а часть страховщиков сократили свое участие или вовсе вышли из данного сегмента.
Для понимая масштабов – за последние несколько лет "Ингосстрах" выплатил более 30 млн долларов по страховым случаям, вызванным пожаром с российскими и иностранными судами в ходе ремонта или модернизации на верфях.