Бумеранг антироссийских санкций все больнее бьет по западным компаниям, вынуждая их нести дополнительные расходы и корректировать планы по развитию своего бизнеса.
Экспедиционный круизный лайнер SH Vega / Фото: Swan Hellenic |
Например, британский круизный оператор Swan Hellenic теперь вынужден будет выкупать свое новое судно на аукционе, который в настоящее время организует верфь-изготовитель.
В середине июня текущего года компания Helsinki Shipyard (финская верфь с российским размахом) объявила тендер на приобретение уже готового экспедиционного круизного лайнера SH Vega, который в документах судостроителей пока значится просто как «Корпус №517».
При этом финская судостроительная компания объявила себя единственным законным собственником судна, подчеркнув, что готово будет продать его любому желающему, который предложит более высокую цену.
Заявки на участие в тендере принимаются до 24 июня, а его итоги будут подведены 1 июля. Поскольку лайнер полностью готов и даже прошел ходовые испытания, то новый собственник сможет получить его уже 19 июля.
SH Vega имеет дедвейт 10 600 тонн и является однотипным с лайнером SH Minerva, который компания Swan Hellenic получила в конце 2021 года. Суда специально разработаны для линий экспедиционно-образовательных круизов для реализации новой программы оператора. К настоящему времени в постройке находится еще и третий такой же лайнер.
В качестве источника финансирования Swan Hellenic предполагал привлечь средства крупной российской лизинговой компании, планируя в дальнейшем получить все три судна в долгосрочный фрахт.
Однако в апреле текущего года и российский лизингодатель, и его зарубежные партнеры стали невольными жертвами очередного пакета санкций т.н. «коллективного» Запада. В результате операторы новых судов оказались фактически отрезанными от источников финансирования, а суда, по мере исчерпания ранее внесенных средств, переходят в собственность судостроительных предприятий.
Операторы-неудачники предпринимают самые различные шаги, чтобы восстановить доступ к утраченным из-за санкций судам: от обращений в суды различных инстанций, до просьб к национальным правительствам о выделении средств на выкуп судов и компенсаций за убытки.
Руководство же Swan Hellenic решило пойти по другому пути и принять участие в тендере-аукционе. При этом компания считает себя «приоритетным» покупателем и уверена, что ему удастся на законных основаниях получить контроль над лайнером. В первый рейс SH Vega по-прежнему планируется отправить 20 июля из норвежского порта Тромсе.
В своих предшествующих публикациях Korabel.ru детально рассказывал о последствиях антироссийских санкций для различных сегментов мирового морского бизнеса и отдельно отмечал проблемы, с которыми столкнулись иностранные корабелы из-за вынужденного разрыва контрактов с российскими заказчиками.