Такое мнение высказали эксперты в ходе международного форума "Арктика: настоящее и будущее", передают "Известия".
В 1982 году ООН приняла Конвенцию по морскому праву, которая определила понятие 12-мильной зоны территориальных вод, где государство имеет право устанавливать свои законы. В 1997 году Россия ратифицировала конвенцию, согласившись с тем, что иностранные суда могут находиться в Арктике без разрешения или даже уведомления нашей стороны (за исключением той самой 12-мильной зоны). А уже в XXI веке с развитием технологий, ростом темпов освоения арктического шельфа и активным таянием льдов в регионе стало возможным вести работу практически круглогодично, и Северный морской путь стал рассматриваться как реальная альтернатива существующим морским транспортным коридорам из Азии в Европу.
"Пока американцы не придумали эту конвенцию 1982 года, вся Арктика была поделена на сектора. Арктических государств всего пять: Россия, Дания, Норвегия, Канада, США. Но американцев это не устраивало, получалось, что у России более 60% территории побережья Арктики, а у них всего 7%. Они придумали эту конвенцию, мы сдуру ратифицировали, вляпались. Безусловно, надо ставить вопрос о том, что мы выходим из конвенции, потому что Северный морской путь — это наша внутренняя транспортная артерия. С 2012 года мы это закрепили несколькими указами президента, но американцы с этим не согласны", — рассказал советник заместителя главнокомандующего ВМФ России по вопросам Арктики вице-адмирал Анатолий Шевченко.
Как сообщил депутат парламента Николай Новичков, в ближайшее время профильные комитеты Госдумы обсудят вопрос денонсации конвенции и поставят его на повестку дня.