12.05.2010 Результаты работы группы компаний ОАО "Совкомфлот" за 2009 год
12 мая 2010 года Совет директоров ОАО «Совкомфлот» на очередном заседании рассмотрел отчет Правления по результатам работы Общества и его дочерних компаний в 2009 году.
По данным аудированной консолидированной финансовой отчетности ОАО «Совкомфлот» по МСФО:
- валовая выручка составила 1.222,4 млн. долл. США;
- тайм-чартерный эквивалент – 932,3 млн. долл. США;
- показатель EBITDA – 550,0 млн. долл. США;
- чистая прибыль – 216,8 млн. долл. США.
По данным на 31 декабря 2009 года, в состав флота компании входили 144 судна суммарным дедвейтом свыше 10 млн. тонн. Средний возраст танкерного флота – 6 лет, при среднемировом показателе – 12 лет.
Компания является крупнейшим судовладельцем в мире в сегменте танкеров-продуктовозов, занимает второе место среди судовладельцев танкеров типа «Афрамакс», пятое - в сегменте танкеров типа «Суэцмакс», то есть в сегментах, наиболее востребованных российской внешней торговлей.
Портфель заказов на 31 декабря 2009 года составлял 15 судов суммарным дедвейтом 1,4 млн. тонн. Текущая судостроительная программа ОАО «Совкомфлот» полностью профинансирована за счет собственных и привлеченных средств.
Комментируя результаты работы Общества в 2009 году, Председатель Совета директоров ОАО «Совкомфлот», Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Нарышкин отметил: «В условиях глобального экономического спада и беспрецедентно низкой конъюнктуры танкерного рынка Совкомфлот сохранил финансовую стабильность, качественно и в полном объеме выполнил поставленные акционерами задачи по вхождению в новые сегменты рынка, имеющие стратегическое значение для будущего развития Российской энергетики. В их числе обеспечение перевозок сжиженного природного газа с использованием самых передовых технологий, обслуживание нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, развитие услуг буксирного и портового флота. Совет директоров удовлетворен результатами деятельности компании в 2009 году и считает, что компания обладает достаточным потенциалом для выполнения задач, определенных Стратегией развития Общества на 2010-2015 годы».
Совет директоров согласился с предложением Правления Общества по выплате дивидендов за 2009 год в соответствии с утвержденной дивидендной политикой ОАО «Совкомфлот» на 2010-2012 годы. На выплату дивидендов предлагается направить сумму в размере 920,5 млн. рублей, что составляет 82% от чистой прибыли ОАО «Совкомфлот» по РСБУ.
Главные итоги года
• Приняты в эксплуатацию 17 судов. Состав флота увеличился до 144 единиц, суммарный дедвейт флота впервые в истории предприятия превысил 10 млн. тонн
• Начата перевозка российского сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Сахалин-2»
• Группа Совкомфлот вошла в сегмент предоставления услуг судов-снабженцев для обеспечения морской нефтегазодобычи
• Компания вошла в сегмент перевозки углеводородов танкерами-продуктовозами типа LR2 дедвейтом 112 тыс. тонн.
• Компания приступила к реализации долгосрочного проекта с компанией СУЭК по перевозке угля из порта Мучка на Дальнем Востоке
• Выполнен первый рейс с грузом сырой нефти с нового нефтяного терминала Козьмино на Дальнем Востоке России
• Доля ОАО «Совкомфлот» в акционерном капитале ОАО «Новошип» увеличилась с 74,29% до 86,63 %
• Чистая прибыль за 2009 год составила 216,8 млн. долларов США
• Показатель EBITDA составил 550 млн. долларов США
Комментируя результаты работы Группы, Генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил: «В условиях самой низкой за последнее десятилетие конъюнктуры мирового танкерного рынка, когда фрахтовые ставки на спотовом рынке снизились более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом, Совкомфлот подтвердил устойчивость своей бизнес-модели. Компания не только сохранила свои позиции на рынке, но и продолжила устойчивое развитие бизнеса, войдя в ряд новых сегментов, имеющих стратегическое значение для будущих проектов Совкомфлота – одного из ведущих в мире поставщиков транспортно-логистических услуг для российских и международных нефтяных и газовых компаний».
Первый заместитель Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов сказал: «Структура занятости нашего флота хорошо сбалансирована. Падение ставок в сегменте конвенциональных танкеров было частично компенсировано доходами от участия судов компании в долгосрочных индустриальных проектах и оказания специализированных услуг, таких как перевозка СПГ, перевозка грузов танкерами-челноками и обслуживание морских месторождений углеводородов судами-снабженцами. В 2009 году доля индустриальных проектов в структуре валовой выручки Группы выросла вдвое, что позволило снизить негативное воздействие фактора неустойчивой рыночной конъюнктуры».
Первый заместитель Генерального директора ОАО «Совкомфлот» Николай Колесников, отметил: «Мы понимаем, что конъюнктура танкерного рынка останется слабой в течение всего 2010 года. Однако компания обладает хорошим потенциалом для устойчивого роста в рамках Стратегии развития, одобренной Советом директоров в декабре 2009 года. Законтрактованная выручка будущих периодов составляет 4,5 млрд. долл. США. Имея полностью профинансированную программу строительства новых судов и неизменный в течение двух последних лет показатель соотношения чистого долга к капиталу, составляющий 42,9 %, Группа планирует сделки по приобретению новых активов».
Управляющий директор компании Unicom Shipmanagement Services, заместитель Генерального директора по танкерному флоту Сергей Поправко сказал: «В течение 2009 года Группа приняла в эксплуатацию 17 судов суммарным дедвейтом около одного миллиона тонн и сохранила один из лучших в танкерной отрасли возрастных характеристик флота. Последовательные усилия по повышению энергоэффективности флота Группы обеспечили сокращение выбросов CO2 на 12,9% по сравнению с предыдущим годом. Устойчивое финансовое положение позволило компании сконцентрировать усилия на дальнейшем повышении качества обслуживания клиентов. Акцент на качество напрямую связан с тем, как работают наши моряки, с их подготовкой и системой управления».
Результаты работы в 2009 году
Москва, 12 мая 2010 года
ОАО «Совкомфлот» (группа компаний ОАО «Совкомфлот») – крупнейшая судоходная компания России и лидер в области предоставления логистических решений по морской перевозке энергоносителей – объявила сегодня результаты работы по состоянию на 31 декабря 2009 года.
Финансовые результаты (по МСФО)
Млн долл. США
|
2009 год
|
2008 год
|
% ∆
|
Валовая выручка
|
1.222,4
|
1.634,1
|
-25,2
|
Тайм-чартерный эквивалент*
|
932,3
|
1.236,9
|
-24,6
|
EBITDA**
|
550,0
|
834,7
|
-34,1
|
Чистая прибыль
|
216,8
|
406,2
|
-46,6
|
* Тайм-чартерный эквивалент представляет собой доходы от фрахта и аренды за минусом рейсовых расходов.
** Earnings before interest, tax, depreciation and amortization – прибыльдоуплатыпроцентов, налоговиамортизации.
В 2009 году тайм-чартерный эквивалент сократился на 24,6% до 932,3 млн. долл. США (в 2008 году ТЧЭ составил 1.236,9 млн. долл. США) в основном в связи с падением тайм-чартерных ставок на спотовом рынке. Риски, связанные с изменением ставок на спотовом рынке, регулируются путём соответствующего комбинирования судов, эксплуатирующихся по тайм-чартерам и рейсовым чартерам, в соответствии с фрахтовой политикой, принятой в Группе. В течение 2009 года 64,8% судов компании работали в тайм-чартере (в 2008 году – 66,4%).
Общие и административные расходы сократились на 22,4% в результате синергии от консолидации с ОАО «Новошип», а также принимая во внимание курс доллара США по отношению к российскому рублю.
Эксплуатационные результаты
Ключевые сегменты бизнеса
Танкеры для перевозки сырой нефти
В 2009 году Группа приняла в эксплуатацию три новых танкера типа «Суэцмакс». В декабре 2009 г. танкер «Московский университет», принадлежащий Группе компаний, перевез первую партию нефти с нового российского терминала на Дальнем Востоке – Козьмино, пуск в эксплуатацию которого открыл новое направление для перевозки российской сырой нефти на рынки Азии.
Газовозы
В марте 2009 года Группа начала регулярную отгрузку российского сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта «Сахалин-2». В ноябре 2009 года группа компаний ОАО «Совкомфлот» воспользовалась своим правом на опцион по увеличению доли Совкомфлота в компаниях, владеющих судами «Grand Aniva» и «Grand Elena», до 50% путём приобретения 10% акций у партнёра по совместному предприятию – NYK Line.
Танкеры-прдуктовозы
В 2009 году состав флота Группы пополнился четырьмя танкерами-продуктовозами типа LR2. Суда дедвейтом 112 тыс. тонн с полностью окрашенными танками способны перевозить до четырёх различных видов груза одновременно, включая светлые нефтепродукты.
Балкеры для перевозки угля
В отчётном году Совкомфлот вступил в стратегическое партнёрство с крупнейшим угледобывающим предприятием России – Сибирской угольной энергетической компанией (СУЭК), в рамках которого был приобретен балкера ледового класса для обслуживания нового угольного терминала СУЭК на российском побережье Тихого океана. Партнёрские отношения с СУЭК развиваются в рамках Стратегии Группы, предусматривающей предоставление клиентам долгосрочных услуг по безопасной и надёжной перевозке энергоносителей.
Обслуживание морских месторождений судами-снабженцами
В сентябре 2009 года Группа завершила сделку по приобретению судна-снабженца ледокольного типа «Pacific Endurance», эксплуатируемого на Дальнем Востоке России. «Pacific Endurance» – одно из трёх судов-снабженцев, обслуживающих по долгосрочному контракту с компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» добывающую платформу в рамках проекта «Сахалин-2». Компания вошла в сегмент обслуживания нефтегазовых морских месторождений и продолжает расширять спектр услуг, предоставляемых компании «Сахалин Энерджи» (в дополнение к перевозке СПГ и оперированию в порту Пригородное).
Обслуживание терминалов
В течение 2009 года буксирный флот Группы пополнился семью новыми судами. Строительство таких судов обусловлено стратегией, направленной на развитие бизнеса по управлению терминалами, предусматривающей в частности, предоставление услуг портовых и аварийно-спасательных судов. Буксиры, часть из них – ледового класса, спроектированы для обеспечения безопасной работы танкеров на российских терминалах по перевалке углеводородов, включая плавучее нефтехранилище (ПНХ) «Белокаменка» в Кольском заливе.
Краткая информация по флоту
По состоянию на 31 декабря 2009 года флот Группы состоял из 144 судов суммарным дедвейтом 10 млн. тонн. Общая грузовместимость танкеров СПГ составила 791800 куб. метров. Судостроительная программа на конец 2009 года включала пять танкеров типа «Суэцмакс», четыре танкера типа «Афрамакс», два арктических танкера-челнока, два буксира сопровождения и два асфальтовоза, планируемых для ввода в эксплуатацию в период с февраля 2010 года по февраль 2011 года. Дедвейт судов в незавершённом строительстве – 1,4 млн. тонн.
Подробный перечень судов, обновляемый ежеквартально, приведён на сайте Группы (www.scf-group.ru).
|
Количество судов
|
ДВТ (тыс. тонн)
|
|
2009
|
2008
|
2009
|
2008
|
СПГ и СНГ газовозы
|
8
|
8
|
429
|
429
|
Нефтяные танкеры
|
55
|
53
|
6 585
|
6 353
|
Танкеры «Суэцмакс»
|
14
|
13
|
2,238
|
2,076
|
Танкеры «Афрамакс»
|
36
|
36
|
3,933
|
3,933
|
Танкеры-челноки лед.класса
|
5
|
4
|
414
|
344
|
Продуктовозы
|
64
|
60
|
2 739
|
2 293
|
Продуктовозы «LR2»
|
4
|
-
|
446
|
-
|
Продуктовозы «MR»
|
48
|
48
|
2 166
|
2 166
|
Химовозы/Асфальтовозы
|
12
|
12
|
127
|
127
|
Балкеры/Многоцелевые суда
|
5
|
7
|
124
|
99
|
Суда-снабженцы/Буксиры
|
8
|
-
|
6
|
-
|
Суда для последующей продажи
|
4
|
2
|
329
|
74
|
Всего
|
144
|
130
|
10 212
|
9 248
|
Финансирование деятельности
Текущая программа Группы по строительству новых судов полностью профинансирована. Неиспользованный остаток обязательственных револьверных кредитов (кредитные линии), имеющийся в распоряжении Группы на конец периода составил 374,8 млн. долл. США. Группа занимает сильную позицию по уровню ликвидности с неизменным с конца 2008 года остатком денежных средств в сумме 335,7 млн. долл.США. Коэффициент соотношения чистого долга к капиталу остался неизменным с 2008 года и составил 42,9%. Группа также сохранила инвестиционный кредитный рейтинг агентства «Moody’s (в настоящий момент Baa2).
Развитие корпоративной структуры
В течение 2009 года ОАО «Новошип» выкупило у миноритарных акционеров и затем аннулировало 88,5 млн. привилегированных акций. В результате эффективная доля Совкомфлота в акционерном капитале Новошипа возросла до 86,63% (в 2008 году: 74,29%).
Стратегия
18 декабря 2009 года Совет директоров ОАО «Совкомфлот» утвердил Стратегию развития ОАО «Совкомфлот» на период 2010-2015 годы.
Целевые параметры стратегии Общества включают:
• сохранение лидирующих позиций в транспортном обслуживании российского экспорта энергоносителей
• развитие Группы как национального оператора по комплексному обслуживанию разработки морских месторождений и шельфовой добычи нефти и газа, прежде всего в тяжелых климатических и ледовых условиях российской Арктики и Дальнего Востока
• сохранение позиций Группы среди ведущих мировых танкерных компаний и лидеров судоходной отрасли с точки зрения качества услуг, стандартов безопасности и защиты окружающей среды
• усиление рыночных позиций как за счет пополнения собственного флота, так и за счет оперирования фрахтовыми пулами и коммерческой эксплуатации флота сторонних судовладельцев
• переориентация инвестиционной политики Группы от спекулятивных ожиданий рынка на фактические потребности основных клиентов из числа российских и международных нефтегазовых компаний. Объем инвестиций в 2010-2015 годах превысит 5,5 млрд. долл. США
• обеспечение ежегодного совокупного темпа роста, составляющего 12% с удвоением основных финансовых параметров Группы к концу 2015 года, максимизации показателя рентабельности инвестированного капитала и устойчивого долгосрочного роста стоимости Группы