Резервы есть, конкурентов нет

Экономический кризис и ухудшившаяся ситуация на мировых сырьевых рынках спровоцировали падение грузопотока на юге России — объем переработки груженых контейнеров упал на 13 %. Контейнерный импорт существенно сократился и стабилизировался на нижней точке, из-за чего терминалы Новороссийского порта серьезно недозагружены. Однако порт спокойно пережидает смутное время и даже готовит почву для резкого наращивания оборота в ближайшие годы.

Три в одном флаконе

На отечественном юге Новороссийск фактически является единственными торговыми воротами России. По крайней мере, если речь идет о секторе контейнерных перевозок. Перевалку грузов на территории Новороссийского порта ведут три структуры — НМТП (Новороссийский морской торговый порт), НЛЭ (Новорослесэкспорт) и НУТЭП (Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие). Все они обрабатывают контейнерные грузы, правда, в разных масштабах.
 

План Новороссийского порта / Новороссийский припортовый терминал


НМТП (пропускная способность — 180 тыс. TEU в год) располагает как специализированными терминалами, так и универсальными грузовыми причалами, что дает ему возможность принимать весь спектр грузов — наливные, навалочные, генеральные и контейнерные.

НЛЭ совмещает обработку сухих навалочных грузов и контейнеров, имея при этом возможности для приема судов вместимостью до 4,5 тыс. TEU, включая контейнеровозы типа PANAMAX. Работает Новорослесэкспорт с такими крупными компаниями, как MSC, Arkas, Evergreen, Hapag-Lloyd, OOCL, NORASIA, NYK. Годовой объем грузопотока при полной загрузке — 300 тыс. TEU. Правда, на такой показатель в реальности НЛЭ еще ни разу не выходил.

НУТЭП является контейнерным терминалом с пропускными возможностями до 350 тыс. TEU в год. Работает с контейнерными линиями NORASIA, CMA-CGM, MAERSK, ADMIRAL PIL, COSCO в рамках слотов на судах CMA-CGM.
 

Контейнерный терминал НУТЭП / НУТЭП


Общая пропускная способность всех трех терминалов порта достигает 830 тыс. TEU. По общему объему реального трафика Новороссийск уступает на Черном море только румынской Констанце. При этом по объемам импорта, даже с учетом кризисного "проседания", он по-прежнему остается лидером всего Черноморского региона, занимая долю в 31,1 % совокупного объема импорта. В абсолютных цифрах это 266 850 TEU. Данные предоставлены "Корабел.ру" одним из ведущих российских игроков на рынке контейнерных перевозок, группой "Рускон".


Упал — отжался

Начиная с 2014 года, динамика импорта шла вниз — сначала довольно плавно, а в 2015 году обвальными темпами. Дно было достигнуто в июле прошлого года. Как подсчитали специалисты "Рускон", сильнее всего пострадали перевозки с Тихоокеанского региона (здесь в первую очередь имеется в виду Китай) — их объем рухнул со 150 тыс. TEU до 92 тыс. В процентном соотношении, правда, в наихудшем положении оказался североамериканский импорт, сократившийся сразу втрое, но он и так едва превышал статистическую погрешность. В 2014 году это направление дало 9 тыс. TEU, в 2015 — 3 тыс. Потерю еще в 13 тыс. TEU понес турецкий импорт.
 

В порту Новороссийска / "Новороссийский морской торговый порт", ОАО


Однако конец 2015 года и первые данные по 2016 году вселяют оптимизм. Мало того, что растет экспорт (Новороссийский морской торговый порт за счет этого вывел в плюс общий объем грузооборота за 2015 год в сравнении с 2014-м), вдобавок стал понемногу отыгрывать потерянное и импорт.

— Похоже, что при учете сохранения текущей экономической и политической конъюнктуры, нижнюю точку провала импорта мы уже прошли. Сейчас произошла стабилизация или даже небольшой рост. Этот тренд был отмечен в начале года, и в мае он по-прежнему подтверждается. Экспорт продолжает расти — уже не теми темпами, что раньше, поскольку взрывной эффект прошел, но все-таки сам рост сохраняется, — поясняет корреспонденту "Корабел.ру" заместитель генерального директора по маркетингу ООО "Рускон" Дмитрий Кутателадзе.

Хотя ситуация, конечно, все еще далека от идеальной. На четверть недогружен терминал Новорослесэкспорта. Контейнерный терминал НУТЭП, рассчитанный на 350 тыс. TEU, за прошлый год обработал чуть больше 200 тыс. TEU, едва приблизившись к 60-процентной загрузке. Это примерно соответствует уровню 2011 года, а пик контейнерооборота пришелся на 2013-й, когда терминал обработал 277 тыс. TEU.


Бояться некого

Критичен ли такой провал импорта и его фиксация на нижней планке в течение неопределенно долгого срока? По мнению компании "Рускон", в таком режиме порт может спокойно функционировать достаточно долго, получая свою прибыль и дожидаясь более благоприятных времен. У Новороссийска нет значимых соперников в регионе, которые могли бы воспользоваться ситуацией и "отгрызть" долю контейнерного рынка. Восстановится экономика, изменится конъюнктура — и порт легко вернется к прежним показателям.

— Конкурентов в регионе практически нет, — уверен Дмитрий Кутателадзе. — Везде свои направления, они поделены. Грузия работает на один грузопоток, наши на другой, порты Румынии — на третий, порты Украины — на четвертый. Раньше всегда была небольшая конкуренция между портами России и Украины, но она шла именно за российский грузопоток. То есть часть грузопотока в направлении Центрального региона шла через украинские порты. Сейчас этого по понятным причинам нет, соответственно и конкурировать не за что. Проект Нового шелкового пути, который в прошлом году активно пиарился украинской стороной, как показала практика, никаких перспектив, в принципе, не имеет. Да это было ясно и так — дорого, долго, много границ. Путь через Россию гораздо быстрее и логичнее. Вся эта история имеет одну цель — добиться каких-то преференций в переговорах с российской стороной.
 

В порту Новороссийска / НУТЭП


Единственный действительно значимый минус в текущей ситуации с падением импортного грузопотока представитель "Рускона" видит в сокращении резервов для инвестиций. С другой стороны, у Новороссийского порта вполне есть возможности повышения объемов перевалки грузов, вне зависимости от мировой конъюнктуры.

— Тонкое место стандартно — это сопряжение между портом и железной дорогой. Здесь всегда есть резервы для роста, оптимизации. Можно увеличить скорость обработки подвижного состава, улучшить взаимодействие между портом и станцией касательно подачи, обработки вагонов. Тогда вырастет и скорость обработки грузов в порту, — считает Дмитрий Кутателадзе. — Другим резервом для оптимизации может послужить снятие тех бюрократических барьеров таможенного контроля, которые до сих пор существуют. При растаможке можно ускорить процедуру выпуска в свободное обращение. При таможенном транзите — перейти с бумаги на электронный документооборот. "Рускон" первым начал оформление транзитной декларации электронным способом, без бумажных носителей. За нами стали подтягиваться другие экспедиторы. Надо двигаться дальше в этом направлении.

Глубоко копают

Глобальный резерв для повышения эффективности своей работы имеет НУТЭП. Это самый современный терминал Новороссийского порта, оборудованный новейшей техникой, но он имеет ограничивающий фактор — глубина его причалов не превышает 2,3 метра.

— Основным трендом контейнерного рынка является увеличение тоннажа для оптимизации издержек. Чем больше судно, чем больше оно может за раз привезти, тем дешевле выходит цена одного контейнера, — поясняет Дмитрий Кутателадзе. — В Новороссийске только НМТП обладает глубоководными причалами, там сейчас обрабатываются две контейнерных линии. Но НУТЭП активно работает над строительством глубоководного причала. Когда это будет сделано, смогут заходить более крупные суда, и это тоже один из путей повышения грузооборота.
 

Контейнерный терминал НУТЭП / НУТЭП


Генеральный план строительства глубоководного причала, о котором говорит заместитель гендиректора "Рускона", был утвержден Федеральным агентством морского и речного транспорта. После окончания работ НУТЭП сможет принимать океанские контейнеровозы вместимостью в 10 тыс. TEU (для сравнения — сейчас терминал подходит для судов вместимостью не более 4 тыс. TEU). Глубина у нового причала составит 15,6 м, длина – 340 м, общая площадь образуемой территории – 4 га. Стройка стартовала в сентябре прошлого года, когда была подвезена необходимая техника и вбиты первые сваи основания соединительного участка. Завершение работ намечено на 2018 год.

Новый глубоководный причал, по прогнозам руководства терминала, даст возможность увеличить пропускную способность НУТЭП вдвое — до 700 тыс. TEU. За счет использования океанских судов с большой осадкой контейнерные линии смогут существенно снизить стоимость доставки — экономия составит до 500 долларов за контейнер. Правда, для того чтобы в полной мере задействовать возможности нового причала, необходимо еще дождаться восстановления российской экономики и уровня потребления. Но это от Новороссийска уже не зависит.
 

Ренарт Фасхутдинов

"Корабел.ру" благодарит ООО "Рускон" за помощь в подготовке материала

"Новороссийский морской торговый порт", ПАО Новороссийск
+7 (8617) 60-46-30
"Рускон", ООО Новороссийск
+7(800)775-57-15



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025