Наполеоновские планы по развитию Северного морского пути и превращению его в сверхзагруженную транспортную артерию (не Суэц, но в том направлении) не могут висеть в воздухе. Никому не интересно гонять по сложному с точки зрения проходимости и безопасности маршруту пустые танкеры, газовозы и контейнеровозы. Поэтому когда заходит речь о десятках или даже сотнях миллионов тонн грузооборота, всегда возникает вопрос - что возить будем.
Понятно, что доля транзитных международных перевозок в этом трафике обречена быть незначительной. Генеральные грузы тоже не могут бесконечно наращиваться, поскольку население на этих территориях ограничено, а крупные предприятия в любом случае останутся единичными. Поэтому ставка в любом случае делается на экспорт минералного и углеводородного сырья.
А на какие именно ресурсные запасы мы можем рассчитывать? Эту интересную тему проанализировали в своем докладе представители МНП "Геодата" в докладе, прозвучавшем на последней конференции "Арктика: настоящее и будущее". Предлагаем нашим читателям познакомиться с текстом этого выступления.
Ресурсная база Арктики и Северный морской путь
С точки зрения нефтегазодобычи, всю территорию Арктической зоны можно разделить на семь зон: Баренцевскую, Ненецкую, Ямальскую, Таймырскую, Якутскую, Чукотскую и Арктическую.
Но Российская Арктика – это не только нефть и газ, как принято считать, но и уголь, медно-никелевые руды, олово, редкие металлы и редкоземельные элементы, золото, платиноиды, вольфрам, хром, титан и многое другое, что необходимо сегодня для эффективного развития промышленности, технологий.
Например, 97% российского олова находится в Арктике, особенно на шельфе; огромны прогнозные ресурсы свинца, цинка и серебра на Южном острове Новой Земли. А платиноиды, которые добываются в нашей Арктике, главным образом в норильских месторождениях, это обеспечение 20% мировой потребности в платине и 70% — в палладии. И такая тенденция в этой отрасли будет сохраняться в течение ближайшего столетия.
93% арктических углеводородов (при этом доля газа в структуре арктических запасов углеводородов достигает 78%), приходящихся на Арктику, сосредоточены в десятке крупных месторождений, и две трети из них находятся на российской территории. Углеводородные ресурсы по морским акваториям распределены так, что две трети их приходится на российский арктический шельф — на Карское море и российскую часть Баренцева моря. Таким образом, 4 млн. кв. км континентального шельфа России – это мировая углеводородная кладовая будущего!
По всем арктическим морям российской Арктики ресурсы углеводородного сырья составляют: нефти – более 13 млрд т, газа – 95 трлн м3, газового конденсата – 4,5 млрд т, а в целом 112,6 млрд т условного топлива. Очень важным и перспективным регионом с точки зрения добычи нефти и газа является Ямало-Ненецкий автономный округ, где на суше и прилегающих акваториях Карского моря, по состоянию на 1 января 2019 года углеводороды составляют: нефти – 4,7 млрд т запасов и 12,1 млрд т ресурсов; газа – 48 трлн м3 запасов и 79,7 трлн м3 ресурсов; газового конденсата – 2,5 млрд т запасов и 6,9 млрд т ресурсов.
Перспектива добывать углеводороды в Арктике весьма привлекательна, если бы не одно "но": себестоимость добычи здесь существенно выше, чем на традиционно разрабатывающихся месторождениях. Поэтому пока существует и постепенно развивается всего несколько таких проектов.
Одним из наиболее развивающихся проектов, имеющих непосредственное влияние на развитие судоходства по Северному морскому пути, является строительство производств по сжижению природного газа компанией ПАО "Новатэк". На сегодняшний день на территории полуострова Ямал уже вышел на производственную мощность в 16,5 млн т сжиженного газа в год проект "Ямал СПГ". В конце 2019 года должна войти в строй 4-я линия завода, построенная по технологии "Арктический каскад", мощностью до 1 млн т / год. В 2022 году компания "Новатэк" планирует ввести завод по сжижению газа проекта Обский СПГ, мощностью 4,8 млн т / год. Этот завод будет построен на отечественном оборудовании по технологии "Арктический каскад", разработанной "Новатэком".
На правом берегу Обской губы на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) месторождения будет построен завод по сжижению газа проекта "Арктик СПГ – 2" общей мощностью до 39,6 млн т / год. Первая очередь этого производства будет введена в строй уже в 2023 году. Проект также реализует ПАО "Новатэк". Перечисленные проекты относятся к категории реализуемых, но кроме того, в планах компании построить еще ряд производств по сжижению газа на ресурсной базе Ямала и Гыдана. В целом, после реализации всех проектов СПГ, как реализуемых, так и планируемых, общая мощность заводов составит 120 млн т в год.
Учитывая, что компания ПАО "Газпром нефть" осуществляет вывоз нефти Новопортовского месторождения танкерами усиленного ледового класса и кроме сжиженного газа вывозится еще и газовый конденсат, общая транспортная нагрузка на акваторию Обской губы может достичь 135 млн т уже к 2033 году. Для чего потребуется осуществлять 1412 заходов танкеров-газовозов и 395 нефтяных танкеров в год.
Несмотря на привлекательность развития Северного морского пути, ни для кого не является секретом, что грузопоток здесь стал развиваться только в последние годы и только благодаря компании "Новатэк". Достаточно упомянуть, что до 2014 года грузопоток по Северному морскому пути не превышал 4 миллионов тонн и в основном это были каботажные перевозки в целях обеспечения населения Арктической зоны топливом и продовольствием (так называемый "северный завоз").
Из графика видно, что как только компания "Новатэк" начала активную фазу работ по освоению Южно-Тамбейского месторождения и строительству завода "Ямал СПГ", объемы грузоперевозок резко возросли, с вводом завода по сжижению газа составили 20 млн т в 2018 году. Перспективы развития Северного морского пути связаны с планами компаний по реализации своих проектов в Арктической зоне.
Грузоперевозки по СМП к 2030 году могут составить 149 млн т, а уже к 2035 году 162 млн т. Такой резкий рост перевозок связан с реализацией ряда проектов: проект "Тайбасс" компании "ВостокУголь-Диксон". Компания реализует проект освоения Таймырского угольного бассейна. Прогнозные ресурсы – 225 млрд тонн качественных марок угля, карбона и антрацита. Компания ведет геологоразведочные работы с 2016 года. Открыто два месторождения с совокупными запасами 69 млн тонн. Начало добычи запланировано на 2019 год. После выхода на проектную мощность ежегодный объем добычи составит до 30 млн тонн. Для вывоза угля компания построит собственные морские угольные терминалы "Чайка" и "Бухта Север" и создаст флот ледового класса. Отгрузка угля будет идти круглогодично, в зимнюю навигацию – с ледокольным сопровождением ФГУП "Атомфлот".
Проект "Пайяха", совместный проект ПАО "Роснефть" и "Нефтегазхолдинга" по эксплуатации месторождений Пайяхской группы на севере Красноярского края. В планах использовать нефть Пайяхи для загрузки СМП, соединив этот проект нефтепроводом со своими месторождениями Ванкорского кластера. К 2030 году пиковая добыча Пайяхи может составить 26 млн тонн в год, а инвестиции — 2 трлн руб. с учетом строительства инфраструктуры (нефтепровод, порт в бухте Север на Таймыре, нефтеналивной терминал).
Для обеспечения вывоза заявленных компаниями грузов потребуется приложить усилия к развитию инфраструктуры Северного морского пути:
– острая необходимость модернизации действующих арктических портов, таких как Диксон, Дудинка, Певек, Тикси, Хатанга, и создания новых – в соответствии с современными требованиями международной системы судоходства;
– актуальность приобретают вопросы расширения состава ледокольного флота, причем это должны быть транспортные средства двойного и универсального значения.
Однако в настоящее время за Уральскими горами нет ни одного меридионального транспортного коридора, соединяющего Транссиб с Северным морским путем. Для решения этой проблемы предлагается строительство железной дороги Екатеринбург – Сабетта по восточному склону Уральских гор и автомобильной дороги Якутск – Тикси, включая мост через р. Лену. При необходимости возможно строительство железной дороги Якутск – Тикси. Эти два транспортных коридора станут связующими звеньями между Транссибирской магистралью и СМП.
Основой технической политики при освоении Арктической зоны России должно стать внедрение инновационных, экологически чистых, высокоэффективных технологий. Причем в перспективе технологии будут связаны не только с добычей углеводородов или твердых полезных ископаемых. Самые высокие темпы инновационной модернизации должны быть у арктического навигационного, гидрографического, гидрометеорологического, логистического, телекоммуникационного сервисов.
Стратегической необходимостью для России является именно комплексное освоение Арктики и Северного морского пути. В составе этого комплекса широкий круг задач: освоение многообразных ресурсов, частичная их переработка, транспортировка, урбанизация в регионах, сохранение этнографической самобытности, обеспечение требований экологии и цивилизованного природопользования, обеспечение военной безопасности северных территорий и национальной безопасности страны.
Понятно, что доля транзитных международных перевозок в этом трафике обречена быть незначительной. Генеральные грузы тоже не могут бесконечно наращиваться, поскольку население на этих территориях ограничено, а крупные предприятия в любом случае останутся единичными. Поэтому ставка в любом случае делается на экспорт минералного и углеводородного сырья.
А на какие именно ресурсные запасы мы можем рассчитывать? Эту интересную тему проанализировали в своем докладе представители МНП "Геодата" в докладе, прозвучавшем на последней конференции "Арктика: настоящее и будущее". Предлагаем нашим читателям познакомиться с текстом этого выступления.
От редакции
Ресурсная база Арктики и Северный морской путь
С точки зрения нефтегазодобычи, всю территорию Арктической зоны можно разделить на семь зон: Баренцевскую, Ненецкую, Ямальскую, Таймырскую, Якутскую, Чукотскую и Арктическую.
МНП "ГЕОДАТА" |
Но Российская Арктика – это не только нефть и газ, как принято считать, но и уголь, медно-никелевые руды, олово, редкие металлы и редкоземельные элементы, золото, платиноиды, вольфрам, хром, титан и многое другое, что необходимо сегодня для эффективного развития промышленности, технологий.
Например, 97% российского олова находится в Арктике, особенно на шельфе; огромны прогнозные ресурсы свинца, цинка и серебра на Южном острове Новой Земли. А платиноиды, которые добываются в нашей Арктике, главным образом в норильских месторождениях, это обеспечение 20% мировой потребности в платине и 70% — в палладии. И такая тенденция в этой отрасли будет сохраняться в течение ближайшего столетия.
93% арктических углеводородов (при этом доля газа в структуре арктических запасов углеводородов достигает 78%), приходящихся на Арктику, сосредоточены в десятке крупных месторождений, и две трети из них находятся на российской территории. Углеводородные ресурсы по морским акваториям распределены так, что две трети их приходится на российский арктический шельф — на Карское море и российскую часть Баренцева моря. Таким образом, 4 млн. кв. км континентального шельфа России – это мировая углеводородная кладовая будущего!
По всем арктическим морям российской Арктики ресурсы углеводородного сырья составляют: нефти – более 13 млрд т, газа – 95 трлн м3, газового конденсата – 4,5 млрд т, а в целом 112,6 млрд т условного топлива. Очень важным и перспективным регионом с точки зрения добычи нефти и газа является Ямало-Ненецкий автономный округ, где на суше и прилегающих акваториях Карского моря, по состоянию на 1 января 2019 года углеводороды составляют: нефти – 4,7 млрд т запасов и 12,1 млрд т ресурсов; газа – 48 трлн м3 запасов и 79,7 трлн м3 ресурсов; газового конденсата – 2,5 млрд т запасов и 6,9 млрд т ресурсов.
МНП "ГЕОДАТА" |
Перспектива добывать углеводороды в Арктике весьма привлекательна, если бы не одно "но": себестоимость добычи здесь существенно выше, чем на традиционно разрабатывающихся месторождениях. Поэтому пока существует и постепенно развивается всего несколько таких проектов.
Одним из наиболее развивающихся проектов, имеющих непосредственное влияние на развитие судоходства по Северному морскому пути, является строительство производств по сжижению природного газа компанией ПАО "Новатэк". На сегодняшний день на территории полуострова Ямал уже вышел на производственную мощность в 16,5 млн т сжиженного газа в год проект "Ямал СПГ". В конце 2019 года должна войти в строй 4-я линия завода, построенная по технологии "Арктический каскад", мощностью до 1 млн т / год. В 2022 году компания "Новатэк" планирует ввести завод по сжижению газа проекта Обский СПГ, мощностью 4,8 млн т / год. Этот завод будет построен на отечественном оборудовании по технологии "Арктический каскад", разработанной "Новатэком".
На правом берегу Обской губы на ресурсной базе Салмановского (Утреннего) месторождения будет построен завод по сжижению газа проекта "Арктик СПГ – 2" общей мощностью до 39,6 млн т / год. Первая очередь этого производства будет введена в строй уже в 2023 году. Проект также реализует ПАО "Новатэк". Перечисленные проекты относятся к категории реализуемых, но кроме того, в планах компании построить еще ряд производств по сжижению газа на ресурсной базе Ямала и Гыдана. В целом, после реализации всех проектов СПГ, как реализуемых, так и планируемых, общая мощность заводов составит 120 млн т в год.
Учитывая, что компания ПАО "Газпром нефть" осуществляет вывоз нефти Новопортовского месторождения танкерами усиленного ледового класса и кроме сжиженного газа вывозится еще и газовый конденсат, общая транспортная нагрузка на акваторию Обской губы может достичь 135 млн т уже к 2033 году. Для чего потребуется осуществлять 1412 заходов танкеров-газовозов и 395 нефтяных танкеров в год.
Несмотря на привлекательность развития Северного морского пути, ни для кого не является секретом, что грузопоток здесь стал развиваться только в последние годы и только благодаря компании "Новатэк". Достаточно упомянуть, что до 2014 года грузопоток по Северному морскому пути не превышал 4 миллионов тонн и в основном это были каботажные перевозки в целях обеспечения населения Арктической зоны топливом и продовольствием (так называемый "северный завоз").
МНП "ГЕОДАТА" |
Из графика видно, что как только компания "Новатэк" начала активную фазу работ по освоению Южно-Тамбейского месторождения и строительству завода "Ямал СПГ", объемы грузоперевозок резко возросли, с вводом завода по сжижению газа составили 20 млн т в 2018 году. Перспективы развития Северного морского пути связаны с планами компаний по реализации своих проектов в Арктической зоне.
Грузоперевозки по СМП к 2030 году могут составить 149 млн т, а уже к 2035 году 162 млн т. Такой резкий рост перевозок связан с реализацией ряда проектов: проект "Тайбасс" компании "ВостокУголь-Диксон". Компания реализует проект освоения Таймырского угольного бассейна. Прогнозные ресурсы – 225 млрд тонн качественных марок угля, карбона и антрацита. Компания ведет геологоразведочные работы с 2016 года. Открыто два месторождения с совокупными запасами 69 млн тонн. Начало добычи запланировано на 2019 год. После выхода на проектную мощность ежегодный объем добычи составит до 30 млн тонн. Для вывоза угля компания построит собственные морские угольные терминалы "Чайка" и "Бухта Север" и создаст флот ледового класса. Отгрузка угля будет идти круглогодично, в зимнюю навигацию – с ледокольным сопровождением ФГУП "Атомфлот".
Проект "Пайяха", совместный проект ПАО "Роснефть" и "Нефтегазхолдинга" по эксплуатации месторождений Пайяхской группы на севере Красноярского края. В планах использовать нефть Пайяхи для загрузки СМП, соединив этот проект нефтепроводом со своими месторождениями Ванкорского кластера. К 2030 году пиковая добыча Пайяхи может составить 26 млн тонн в год, а инвестиции — 2 трлн руб. с учетом строительства инфраструктуры (нефтепровод, порт в бухте Север на Таймыре, нефтеналивной терминал).
МНП "ГЕОДАТА" |
Для обеспечения вывоза заявленных компаниями грузов потребуется приложить усилия к развитию инфраструктуры Северного морского пути:
– острая необходимость модернизации действующих арктических портов, таких как Диксон, Дудинка, Певек, Тикси, Хатанга, и создания новых – в соответствии с современными требованиями международной системы судоходства;
– актуальность приобретают вопросы расширения состава ледокольного флота, причем это должны быть транспортные средства двойного и универсального значения.
Однако в настоящее время за Уральскими горами нет ни одного меридионального транспортного коридора, соединяющего Транссиб с Северным морским путем. Для решения этой проблемы предлагается строительство железной дороги Екатеринбург – Сабетта по восточному склону Уральских гор и автомобильной дороги Якутск – Тикси, включая мост через р. Лену. При необходимости возможно строительство железной дороги Якутск – Тикси. Эти два транспортных коридора станут связующими звеньями между Транссибирской магистралью и СМП.
МНП "ГЕОДАТА" |
Основой технической политики при освоении Арктической зоны России должно стать внедрение инновационных, экологически чистых, высокоэффективных технологий. Причем в перспективе технологии будут связаны не только с добычей углеводородов или твердых полезных ископаемых. Самые высокие темпы инновационной модернизации должны быть у арктического навигационного, гидрографического, гидрометеорологического, логистического, телекоммуникационного сервисов.
Стратегической необходимостью для России является именно комплексное освоение Арктики и Северного морского пути. В составе этого комплекса широкий круг задач: освоение многообразных ресурсов, частичная их переработка, транспортировка, урбанизация в регионах, сохранение этнографической самобытности, обеспечение требований экологии и цивилизованного природопользования, обеспечение военной безопасности северных территорий и национальной безопасности страны.
А. Брехунцов, директор Научно-технического центра МНП "ГЕОДАТА"
А. Муллин, заместитель начальника отдела ресурсной базы углеводородного сырья и инфраструктуры НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
Ю. Петров, заместитель директора департамента информационных технологий НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
Г. Проскурин, начальник отдела департамента информационных
технологий НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
А. Муллин, заместитель начальника отдела ресурсной базы углеводородного сырья и инфраструктуры НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
Ю. Петров, заместитель директора департамента информационных технологий НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
Г. Проскурин, начальник отдела департамента информационных
технологий НТЦ МНП "ГЕОДАТА"
Доклад предоставлен организаторами форума "Арктика: настоящее и будущее"
[Полная презентация в галерее ниже]
Материалы по теме:
Севморпуть с другого ракурса — транзит, круизы, малый бизнес (о форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2019")
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о "Комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (о сотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)
Материалы по теме:
Севморпуть с другого ракурса — транзит, круизы, малый бизнес (о форуме "Арктика: настоящее и будущее - 2019")
СПГ, ледоколы, Севморпуть... Как выполнить задачу президента? (о "Комплексном плане модернизации и развития магистральной инфраструктуры")
Вывоз ресурсов по Севморпути вырастет в 10 раз. А может быть, в 17? (о прогнозах Министерства природных ресурсов по объемам грузооборота Северного морского пути на 2030 год)
Пальмы и песок Суэц пусть оставляет себе, а частью грузов с СМП придется поделиться (о первом опыте контейнерной перевозки по Севморпути компании Maersk)
Китай рвется в Арктику. Надо пользоваться! (о сотрудничестве с Пекином в использовании Севморпути)
"Дирижеры" Севера (о круглом столе по развитию Севморпути в ходе форума "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Нужны ледоколы, опорные зоны и полномочия для "Росатома" (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2017 года)
Конец полярной ночи? (о форуме "Арктика: настоящее и будущее" 2016 года)
Севморпуть: не ждать у моря погоды (о проблемах логистики Северного морского пути)
Тонкая белая линия (о планах по созданию Национальной арктической транспортной линии)