Республика Карелия: судоходство и судостроение - двигатель экономики

Запуск первой очереди цифровой верфи на базе Онежского ССЗ показал, насколько важно в современных реалиях поддерживать корабелов и вкладываться в судостроение, особенно когда речь идёт о регионах, где эта сфера всегда являлась системообразующей. В этом материале встречаемся с главой Республики Карелия Артуром Парфенчиковым.
Интервью вела: Виктория Корабеловна  Подготовил текст: Петр Щеголихин / Фото: Корабел.ру
Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков и морской блогер Виктория Корабеловна / Фото: Корабел.ру

– Здравствуйте, Артур Олегович, очень признательна вам за возможность обсуждать сегодня такие важные темы, как судостроение и судоходство. Предлагаю начать с самого интересного – цифровой верфи. Насколько Онежский ССЗ сегодня важен для Республики Карелия?

– Карелия всегда была судостроительным регионом. Это край двух больших озер Онежского и Ладожского, которые у нас принято называть морями. Рядом Белое море. С древних времен одним из главных средств для перемещения поморов Карелии были лодки. Мастера передавали свои знания по наследству, благодаря чему и до нас дошли технологии изготовления "лодки-сямозерки", "кижанки". В Карелии даже есть верфь деревянного судостроения "Варяг", где создавались корабли для фильмов "Викинги", "Пираты Карибского моря", а также реплика ботика Петра I "Святой Николай".

В советское время здесь активно развивается судоремонт и судостроение, строится Беломоро-Балтийский канал, годовой грузопоток по которому в 1985 г. достиг рекордной отметки в 7,3 млн тонн. Я помню, как в детстве жил напротив известного завода "Авангард", и мы туда с мальчишками ходили посмотреть на строящиеся и ремонтирующиеся суда. Весь наш быт был плотно связан с судостроением и судоходством. Мы гордились тем, что мы – водники. У нас все было свое: детские сады, магазины, многоквартирные дома, образование. Поэтому, конечно, когда было принято решение под руководством помощника президента РФ Николая Платоновича Патрушева, за что ему и всем причастным огромное спасибо, о строительстве цифровой верфи, это было воспринято очень положительно. Особенно в связи с тем, что в 90-е много чего пришло в упадок.

Сейчас запущена первая очередь цифровой верфи, прошел экспертизу проект второй очереди; ищем подрядчика. Появятся новые складские помещения, новые мощности. Потом возьмемся за модернизацию слипа, чтобы спускать более тяжелые суда. 

Если говорить об Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в целом, то это, конечно, флагман карельского судостроения, который имеет стратегическое значение для развития экономики Карелии. Онежский ССЗ расположен на пересечении основных водных путей России, связывающих Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Учитывая значимость вопросов обновления российского водного транспорта, а также имеющиеся планы по развитию портовой инфраструктуры страны, рассчитываем что наша верфь будет очень и очень востребованной.

– Первая очередь запущена, но на этом цифровая верфь не останавливается. Ожидаются ли какие-то доработки и дополнения в процессе эксплуатации?

– Как и любое новшество цифровая верфь должна пройти этап донастройки. Например, лента на станке не в ту сторону стала вращаться – абсолютно естественная ситуация, требующая точечной калибровки. Может что-то ещё произойти, и это тоже будет нормально. Тут как с полетом в космос: сначала собаку отправили, потом сами полетели, потом уже станцию построили.

– То есть со временем, возможно, опыт будет масштабироваться?

– Да, но постепенно. Когда  мы поймем, что мы достаточно компетентны, тогда, наверное, можно будет вкладываться десятками миллиардов в какую-то более крупную верфь. Однако сама идея цифровой верфи, как площадки для отработки новых технологий, никуда не девается. Будем рады, если руководителя других заводов станут приезжать и перенимать опыт. 

Глава Республики Карелия Артур  Парфенчиков на запуске оборудования  первой очереди цифровой верфи / Фото:
Глава Республики Карелия Артур Парфенчиков на запуске оборудования первой очереди цифровой верфи / Фото: "Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО

– Уже классический, вопрос про импортозамещение. Сложно пришлось?

– С учетом санкций пришлось много чего переформатировать. Из 66 единиц оборудования 61 собрано на отечественных предприятиях, в том числе и самое сложное роботизированное оборудование. И это несомненный плюс. На программное обеспечение перешли отечественное. 

– Какая роль правительства Республики Карелии в создании цифровой верфи?

– Надо сказать, что мы сразу чётко распределили роли. Непосредственно в строительство верфи, например, вмешиваться не стали, зато взяли полностью на себя все подводящие коммуникации. Но, главная задача, пожалуй, которая на нас легла – подготовка кадрового резерва. Тут мы решили пойти кардинальным путем, и в рамках федеральной программы "Профессионалитет" на базе  Петрозаводского автотранспортного техникума открыли отделение судостроения, а также мастерскую по "Сборке корпусов металлических судов" и создали три учебно-производственных цеха. Для подготовки кадров техникуму переданы два учебных судна. В настоящее время  там обучается более 2 500 студентов, среди них свыше 200 по направлению "Судостроение". 

Дополнительно в техникуме для нужд предприятия ведется подготовка по специальностям: "Судостроитель-судоремонтник металлических судов", "Мехатроника и мобильная робототехника", "Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)", "Сварочное производство", "Токарь на станках с ЧПУ". В сентябре 2024 года открыта подготовка по специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание роботизированного производства", в рамках которой обучается 25 человек. С АО "ОССЗ" заключено более 30 договоров о целевом обучении со студентами техникума. В 2023-2024 учебном году на предприятии уже прошли практику 57 студентов.

Цифровая верфь / Фото:
Цифровая верфь / Фото: "Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО

И ещё немного цифр. Всего в 2024 году техникумом выпущено 72 человека по специальностям "Судостроитель-судоремонтник металлических судов", "Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)", "Сварочное производство". 

При поддержке правительства Карелии организовано взаимодействие с Санкт-Петербургским морским техническим университетом. На его базе организовано обучение 18 сотрудников по целевым договорам под кадровый запрос Онежского ССЗ. Также 9 сотрудников завода получают высшее образование по очно-заочной форме обучения.

– А как вы лично считаете, работать на заводе стало престижнее?

– На мой взгляд ситуация меняется к лучшему. Молодежь пошла на завод. И в первую очередь это видно по росту количества поступающих на заводские профессии. 

– Давайте поговорим о других предприятиях Петрозаводска. Вновь набирает персонал завод "Авангард", построивший десятки судов для флота. Правда, сегодня он называется Петрозаводским машиностроительным заводом "Авангард". Будет ли там выполняться какая-либо судостроительная программа?

– "Авангард" – одно из старейших предприятий Республики Карелия, берет свое начало в 1939 году. Это был крепкий, хороший завод, производивший в том числе военные корабли. Но в 2010 году предприятие претерпело банкротство. Восстановили его в 2016 году, когда на производственной базе завода начало свою деятельность ООО "Петрозаводский Машиностроительный Завод "Авангард". На данный момент занимается выпуском судового оборудования: лодочную гидравлику, палубное оборудование, спуско-подъемные устройства (лифты грузовые и камбузные для судов) и другие механизмы. На заводе работает порядка 200 человек.

Кстати, на предприятии сохранился слип. Так что, если будет спрос, может и суда начать строить.

– Еще одно предприятие – "Петрозаводскмаш". 

– Это один из важнейших заводов, не побоюсь сказать, что не только для Карелии. А все потому, что на нем занимаются отливками из серого, высокопрочного и специального чугуна. Наша "литейка" – единственная в России и странах СНГ по изготовлению чугунных фасонных отливок массой до 140 тонн. Технологическое оборудование предприятия позволяет изготавливать и обрабатывать детали и узлы широкого спектра изделий для целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, металлургической, нефтехимической промышленности и станкостроения. Предприятие освоило серийное производство цельнолитых блоков для 16-цилиндровых двигателей, производство которых ранее осуществлялось только в Германии. Также завод выпускает 12-цилиндровые и 2-х разновидностей 8-цилиндровые дизельные двигатели для тепловозов.

Запуск оборудования первой очереди  цифровой верфи / Фото:
Запуск оборудования первой очереди цифровой верфи / Фото: "Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО

Но самое главное, на заводе, по сути, закладывают основу машиностроения, потому что если говорить о двигателях, то корпуса и блоки – ключевое. Качество литья должно быть очень точным. Фактически, в Петрозаводске мы создаем новый центр компетенций. 

Появляются ли новые судо- и машиностроительные производства в регионе? Как правительство поддерживает их и мотивирует развиваться?

– В августе 2024 года  на первом заседании Морской коллегии РФ помощник президента Николай Патрушев обозначил необходимость развивать, а в отдельных случаях восстанавливать и приобретать новые компетенции в сферах судо- и кораблестроения, производстве судового оборудования и специальной техники. Вывести отрасль на новый технологический уровень, в том числе за счет внедрения унифицированных программно-технических решений.

В Карелии ГК "Технодар" c 2007 года занимается разработкой, производством, интеграцией и поставкой систем контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта (в основном флота) на базе технологий GPS, ГЛОНАСС, GSM и GPRS. Эти системы используются многими российскими предприятиями различных масштабов и сфер деятельности, позволяя им оптимизировать затраты на содержание и эксплуатацию своего транспорта и максимально эффективно управлять его деятельностью.

Правительством Карелии поддержан инвестиционный проект предприятия по строительству современного высокотехнологичного промышленного комплекса на базе действующего производства. Уже предоставлен земельный участок для реализации проекта. Кроме того,  Правительство Карелии в 2024 году оказало поддержку предприятию в получении федеральной субсидии для выполнения проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство нового судового оборудования, что позволит заместить зарубежные аналоги. 

Основным направлением деятельности ООО "ОнегоКомпозит" является производство прогулочных гребных и моторных лодок из композитных материалов. Компания является малым предприятием и с 2000 года работает на рынке производства стеклопластиковых изделий. Все выпускаемые суда соответствуют стандартам безопасности России, а также требованиям технического регламента по маломерным судам. Продукция  предприятия востребована на рынке.

– О судоремонте... Некогда в Пиндушах действовала РЭБ флота. Расскажите об этом городе и поселке, о его текущей жизни в нашем профессиональном срезе. Ведь там были не только завод, но и профессиональное училище. На въезде в поселок красовалась гордая надпись: "Город моряков"!

– Будет работать Беломоро-Балтийский канал, будет работа и для поселка. Если углубиться в историю, то выяснится, что после окончания строительства канала в 1933 году обнаружилась острая нехватка флота и в особенности несамоходного. Под эти нужды в 1934 году Наркомречфлотом СССР и была организована Пиндушская судоверфь. В 60-х годах в период активной замены паровых буксиров типа "Ижорец" на современные дизельные суда, предприятие переименовали в Медвежьегорскую РЭБ флота, оно принимало активнейшее участие в деле обновления буксирного флота. Но когда Беломорско-Онежское пароходство прекратило работать, компания в 2009 году остановилось.

РУМО заказывает литьё  у
РУМО заказывает литьё у "Петрозаводскмаша" / Фото: АО "РУМО"

Возобновила работу РЭБ в 2012 году силами частного владельца. Сейчас там трудится около 70 человек. Компания помогает с модернизацией ББК: изготавливает металлоконструкции закрытий, шлюзовых ворот и других гидротехнических изделий. Мощности предприятие при этом сохранило, поэтому при наличии заказов, вполне может и дальше заниматься ремонтом.

А вот училище, которые было в Пиндушах, к сожалению в 1992 году закрылось.

– Карелия привлекает немалое количество туристов. Что вы можете предложить любителям водных прогулок?

– Развитию водного туризма в Карелии уделяется особенное внимание. Ежегодно количество круизных судозаходов в Петрозаводск увеличивается, в 2024 году их было уже 136. При этом в Республике Карелия собственный круизный флот отсутствует. Основной поток туристов завязан на круизные компании "ВодоходЪ", "Мостурфлот", "Созвездие", "Донинтурфлот".

Основной поток туристов – на Соловецкие острова. Проходит через поселок Рабочеостровск Кемского района. В рамках мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага и отдельных территорий Республики Карелия, исторически связанных с Соловецким архипелагом, планируется реконструкция причальных сооружений в Кеми. Это три причальные стенки в поселке Рабочеостровск.

Также в целях развития инфраструктуры причалы, расположенные в Петрозаводске, переданы в аренду ГБУ "Информационный туристский центр Республики Карелия". Идет ремонт пассажирских причалов в Кеми и Беломорске. Для развития водных туристических маршрутов Правительством республики проводится работа по передаче пассажирских причалов из федеральной в республиканскую собственность, что позволит модернизировать причальные сооружения.

– А если строить пассажирские суда?

– Есть планы делать грузопассажирские суда. Одновременно с этим важно сказать, что Карелии и стране, конечно, нужны грузовые суда, и не какие-то, а те, что могли бы проходить через Беломорско-Балтийский канал (ББК). Как я отмечал в начале нашей беседы, в СССР здесь кипела жизнь, а сейчас очень небольшой грузооборот годовой стал.

При этом ББК обладает значительной пропускной способностью по освоению грузопотоков с учетом их роста в перспективе и не имеет транспортных ограничений. Сейчас загрузка ББК всего 10-20 %. В навигации 2022 и 2023 годов по ББК было перевезено всего 368 тыс. тонн и 367 тыс. тонн грузов соответственно.

Текущие размеры шлюзов ББК составляют 13,85 м на 134,2 м. Современные суда типа "река – море" строятся шириной от 17 м и проходить через ББК не могут. Решением данного вопроса может стать строительство отдельной серии судов с размерениями по ширине до 13,85 м для прохождения по Беломорско-Балтийскому каналу. Как строить такие суда, мы знаем. В СССР были серии: Волго-Балт, Сормовский, Нефтерудовоз, Ладога, имеющие необходимые размеры.

Проект
Проект "Карелия" / Фото: "Конструкторское бюро по проектированию судов "Вымпел", АО

Но, кстати, про пассажирские суда. Компания "ВодоходЪ" ведь строит лайнеры проекта "Карелия". Они как раз бы могли проходить через ББК. Сейчас ведем с ними на этот счет переговоры, а они от нас ждут развития инфраструктуры. Возможно, наш порт будет использоваться, как начальная точка путешествия. Также им нужен ещё один объект туристический на Онежском озере, и он есть – Кижи. Можем и второй предложить – Петроглифы.

– В Сортавале развивается судоходство. Ожидается ли такое в Петрозаводске?

– Мы, однозначно, будем использовать опыт Сортавалы, однако у нас, в отличие от них, есть проблема с волнообразованием, которые могут достигать 9 метров. Поэтому нужно создавать защищенную марину, а это серьезные вложения. Кроме того, нужно будет проанализировать, как такая застройка повлияет на состав воды. Но Петрозаводск, однозначно, нуждается в развитии судоходства, и мы будем двигаться в этом направлении.

– Как изменится Петрозаводск, на ваш взгляд, через пять лет?

– Будем развивать муниципальный транспорт, решать вопросы с мусором. Надеюсь, наберет ход программа расселения аварийного жилья, которого в Петрозаводске еще много. Начнет формироваться цельно район Зарека. Заработает вторая очередь цифровой верфи, а, возможно, к этому времени мы запустим и третью. Кстати, в этом году вводим в эксплуатацию две гостиницы, еще две начинают строиться. И, конечно, во всю заработают водные туристические маршруты. Так или иначе пять лет – немалый срок, поэтому Петрозаводск однозначно изменится.

 

Интервью вела: Виктория Корабеловна

Подготовил текст: Петр Щеголихин 

"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"ТД Технодар", ООО
Петрозаводск
+7 (814) 259-30-93, +7 (800) 250-00-16
"Виктория Корабеловна", INC.
Санкт-Петербург
+7(921)912-03-73
"Петрозаводскмаш", ОАО Петрозаводск
+7 (8142) 79-80-86



Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
17.03.2025, 10:34
Как-то, мягко говоря, не упомянута тема рыболовства и строительства промыслового флота в Карелии. Особенно, имея в виду заказы Онежского ССЗ и историю "Авангарда" ((.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
18.03.2025, 11:46
"Авангард" - это, в первую очередь, судостроительный завод, который строил ДЕРЕВЯННЫЕ базовые тральщики типа "Яхонт". Три штуки в год. Основная продукция для Министерства Обороны СССР, за счет которой  строилось и содержалось все, включая мкр. "Ключевая". Это была его основная продукция. Все остальное было просто ширпотребом. Траулеры проекта 12961 типа "Лаукува", которых построили 50 шт. за 1985-1997 годы, малые сухогрузные теплоходы проекта 16601 "Кижи", которых построили под сотню - это все в прошлом и возврату к этому нет. От "Авангарда" осталось по сути чистое поле, и его не возродить. Чудес не бывает. Медвежьегорская РЭБ флота потеряла больше 3/4 производственных мощностей. Сейчас в зиму (которая почти полгода) ремонтирует 2-3 небольших судна. Нет кадров. Нет перспектив. Потому что нет Беломорско - Онежского пароходства, которое в зиму ремонтировало там 30-40 судов типа "Волго-Балт", "Сормовский" и др. и т.п., включая капитальные ремонты сухогрузов типа "Балтийский". Ду далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.03.2025, 12:44
У Вас, Михаил Эрнстович, какая-то "промышленная ипохондрия" 90-х 2000-х годов с представлением о текущей ситуации с тех времен))
Посмотрели бы, кому какой завод сейчас принадлежит, кто что сейчас делает.
Тот же Онежский ССЗ (без учета цифровой верфи вообще) на порядок стал эффективней в технологическом плане чем "Красное Сормово", которое "в современной России" пример абсолютно отрицательный, как по эффективности так и по качеству продукции (правда не без помощи ОСК).
 
Кстати, насчет промысловых судов вы правы)). На Онежском ССЗ с 2020 года в частности строится серия из 7 краболовов, проекта Damen.
Как Вы сказали? "Только большая серия судов дает возможность выстроить достаточно эффективное в технологическом плане производство."?
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
18.03.2025, 13:20
Я внимательнейшим образом наблюдаю за развитием Онежского СЗ, у меня там работает достаточно много знакомых, в том числе тех, кого знаю по "Авангарду", с которыми мы регулярно на связи. Даже ролики, выкладываемые в Сети детально изучаю с точки зрения технологий и прочего. Кстати концепт проекта на модернизацию Петрозаводской РЭБ в ОССЗ довелось увидеть когда он только попал на завод. На "Авангарде" я был последний раз в 2017 году. Нового там ничего с тех времен не построили. В Пиндушах на Медвежьегорской РЭБ, где я был заместителем главного инженера, есть еще сослуживцы и другие знакомые. Регулярно слежу за их делами. Поэтому пишу о том, что знаю не понаслышке. В Нижнем Новгороде тоже бывал и бываю у институтских друзей в Сормове. В дискуссию по поводу КС вступать не буду - не интересно. По поводу краболовов, если не ошибаюсь ОССЗ делает полуфабрикат, который достраивается в другом месте в Санкт-Петербурге. Первый спущен в июне 2024 года, отбуксирован в СПб в ноябре далее...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.03.2025, 14:29
У меня, к сожалению, зачастую нет возможности детально изучать ролики в сети и "понаслышку", поэтому вынужден оценивать заводы по исполнению ими обязательств по договорам, где я, и коллеги из других судоходных компаний, выступают в качестве заказчика.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
18.03.2025, 14:34
А зачем вам нужны особенности технологий? Это дело специалистов. А договоры при необходимости можно "сдвинуть вправо". Первый раз что ли?
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.03.2025, 15:11
Затем, что хочу получить в срок качественный объект, за который платятся деньги. К сожалению большинство корабелов занимаются не результатом (который они слабо представляют), а освоением средств и "сдвигами вправо". Красное Сормово в первых рядах и "не первый раз".
У нас нет возможностей таких "сдвигов".
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
18.03.2025, 16:17
Это типа того, который у причала переворачивается? Или ломается в штормовом Черном море, унося на грунт большую часть экипажа? Или переворачивается на ровной воде в Выборгском заливе? Тогда вам на "цифровую верфь". Там корабелов уже точно почти не осталось. Один автотракторный и железнодорожный техникум
-0+
#Донской Алексей Владимирович
18.03.2025, 16:28
У нас нет таких объектов. Мы занимаемся перевозками и на подобное у нас денег нет. Мы не возражаем даже против выпускников ветеринарного техникума, если при постройке судна они качественно и в срок делают то, что требует группа наблюдения.
Свежие новости