30 марта в Отрадном рыболовецкий траулер, спущенный на воду для достройки, накренился и опрокинулся. По официальным данным, в этот момент на нём работали 80 человек. Двое погибли, их тела обнаружили в затопленных трюмах судна водолазы МЧС Ленобласти. Ещё двое рабочих пострадали — их госпитализировали с переломами рёбер.
Северо–Западное следственное управление на транспорте СК РФ сразу возбудило уголовное дело по факту опрокидывания строящегося судна по ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ).
Что привело к трагедии, пока неизвестно. По неофициальным данным, на судне проводились испытания остойчивости. На заводе, а также в Российском морском регистре судоходства, под техническим наблюдением которого велось строительство, не смогли предоставить оперативные комментарии.
Как сообщили "ДП" в правительстве Ленинградской области, расследование несчастного случая ведётся в отношении двух компаний, в которых числились погибшие рабочие: ООО "Интро–Пелла" и ООО "Рекорд–Строй". По данным СПАРК, это "дочки" ОАО "Пелла", в которых верфь владеет 100% и 51% соответственно. В расследовании участвуют сотрудники регионального комитета по труду и занятости, а также Государственной инспекции труда, уточнили в администрации Ленобласти.
Траулер "Скорпион" — первое из двух судов, которые "Пелла" строит по заказу мурманской группы компаний "ФЭСТ". Второй траулер — "Лев" — пока находится на более ранней стадии постройки. В ФЭСТ сообщили "ДП", что не будут принимать "Скорпион", даже если он подлежит ремонту.
"Очевидно, что никто не сможет теперь объяснить, как повлияла вода на уже установленное на судно оборудование. Плюс произошла трагедия, повлекшая смерть людей. А моряки очень суеверный народ, на судне никто работать не будет", — сказал "ДП" официальный представитель ФЭСТ Иван Третьяков. Он добавил, что в отношении второго траулера решение пока не принято.
С юридической точки зрения ЧП с траулером будет развиваться в нескольких плоскостях, говорит управляющий партнёр адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг" Александр Гуканов. В уголовно–правовой — ответственность понесут должностные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности при производстве работ. Родственники погибших будут вправе обратиться с иском о возмещении вреда к привлечённым к уголовной ответственности, а также к организации — исполнителю работ. И третья плоскость — это возможные баталии в рамках арбитражного процесса, где будет распутываться клубок пересечения всевозможных интересов компаний, понесших убытки от этого ЧП, добавляет Гуканов.
Риск повреждения объекта строительства до его приёмки заказчиком несёт подрядчик, говорит старший юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Ольга Дученко. Как правило, такие договоры страхуются, ведь обычно речь идёт о масштабных и дорогостоящих проектах, отмечает она.
По данным открытых источников, раньше "Пелла" сотрудничала с "СОГАЗом". Но в этой компании говорят, что "строительство указанного судна не было застраховано в АО "СОГАЗ" на момент происшествия".
Страховая премия разнится в зависимости от типа и размера судна, серийности проекта и периода страхования и может составлять 0,1–1,5% стоимости контракта, рассказали "ДП" в пресс–службе "Росгосстраха". Решение о признании события страховым компания принимает на основе заключения госорганов (о причине происшествия) и выводов независимого эксперта–сюрвейера.
По мнению Ольги Дученко, ЧП может ослабить позиции "Пеллы" на рынке гражданского судостроения. "Однако от подобных случаев никто не застрахован, даже если на предприятии придерживаются высоких стандартов безопасности", — добавляет она.
Независимо от результатов расследования "Пелла" уже понесла репутационные потери, считает управляющий партнёр юрфирмы Navicus.law, президент Ассоциации морского права Константин Краснокутский. По его словам, произошедшее вряд ли отразится на имеющихся у завода контрактах. "А вот на перспективы новых заказов инцидент, возможно, окажет влияние. По крайней мере заказчики будут просить дополнительные скидки, мотивируя это повышенными рисками. Но не думаю, что они полностью откажутся от размещения заказов", — говорит он.