Разговоров о нем в последние полгода было много - ведь это первый за многие десятилетия военный корабль,
который наши доблестные адмиралы-флотоводцы вознамерились приобрести за рубежом. И не в какой-нибудь
стране-союзнице типа Польши или ГДР времен Варшавского договора, а стране-члене военного союза НАТО, потенциального противника, Франции. Суждения высказывались разные, от полного одобрения и восторгов, до полного неприятия и обвинений в предательстве. Но все сходились во мнении, что наша промышленность не состоянии сегодня построить такой корабль. Не буду анализировать необходимость такого приобретения, пусть это делают профессионалы военные, как это сделано в Независимом военном обозрении в статье «Нужны ли России корабли типа «Мистраль»?» (
http://nvo.ng.ru/concepts/2009-11-20/1_mistral.html?mthree=3#), но некоторыми своими соображениями все же поделюсь.
Вчера я сходил на Неву, посмотрел на этот корабль вблизи, почитал про него в Интернете, в том числе и здесь
http://www.warships.ru/France/Amphibious_Ships/L9013.html и вот какие мысли меня посетили. Корабль красивый, спору нет, но с точки зрения судостроителя ничего выдающегося не увидел. Корпус большой, но видел я и побольше, наличие дока в нем тоже не уникально, да и не очень сложно, полетная палуба и ангары не больше чем на наших авианесущих кораблях, то есть с металлом все ясно – сделать можно, да и построечные места в России для такого объекта есть. Энергетика нова для военных кораблей, но вопросы электродвижения в принципе для отечественного судостроения вовсе не тайна за семью печатями. Состав оборудования наверняка не может быть исключительно отечественным, но уж лебедки и кнехты наверно смогли бы произвести и наши машиностроительные заводы. Системы управления, от общекорабельных до специфических военных, безусловно отличаются от наших, но, думаю, не в категориях «лучше – хуже», а в категориях «наши – не наши», то есть для другой организации службы, для других целей и других стандартов. Носимые на корабле средства доставки десанта конечно интересны, но, по крайней мере в качестве плавсредств, лучше бы смотрелись и были более эффективны десантные катера отечественной разработки и постройки. Про «птички» не знаю.
Так почему же надо покупать? А ответ–то прост – никто нашей промышленности такой корабль никогда не заказывал. Поэтому нет задела, нет проекта, нет комплектующих - нет и корабля. Как так могло получиться, что при наличии военных НИИ, главного штаба ВМФ, Генерального штаба, программ военного кораблестроения и разных громких слов, необходимость в таком объекте возникла «вдруг»? Что, у нас поменялось географическое положение? Военная доктрина? Потенциальные противники? С какого перепугу срочно возникла необходимость отдать баснословные деньги чужим конструкторам и рабочим, вместо того, чтобы озадачить собственную пока еще живую, хоть и сильно больную, оборонку? Да, такие корабли и сопутствующие комплексы не рождаются за год, не рождаются и за 5 лет, но если не ставить задачи, то они не родятся никогда. Поэтому возникает вопрос: «А кто проспал – то?». Почему, если это необходимо, в 2000 году не было сформировано техническое задание? В 2005 не утвержден технический проект и не окончены НИРы? Если бы это было сделано, думаю сейчас наши адмиралы не выбирали бы между Францией, Голландией и Испанией, а наоборот могли бы сами предложить на продажу нечто подобное. При этом я не являюсь ортодоксальным сторонником самодостаточности в стиле идеи «чучхе», более того, уверен в необходимости кооперации и не перестаю повторять, что на территории США с 50-х годов прошлого века не собрано ни одного телевизора, а проблемы с телевизорами нет, но то что умеем и что можем делать, должны делать сами.
В общем, в перспективах приобретения этого корабля есть какая-то горчинка. И она была бы подслащена, если бы наряду с объявлением о необходимости этой закупки были опубликованы и меры по недопущению подобных промахов в будущем. Ведь и сегодня те же структуры, те же люди сидят и планируют, что делать нашей промышленности, какие отрасли и направления развивать. На это тратятся наши с вами деньги, и деньги не малые. А потом выяснится, что вместо «колпаков с колокольчиками» нужны «цилиндры с бубенчиками», и приобрести их можно только на островах Зеленого мыса.