От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Реплика главного редактора

23 3959 3 мин
Позавчера, 23 ноября, в Питере на набережной Лейтенанта Шмидта, напротив Морского корпуса Петра Великого - Санкт-Петербургского военно-морского института, до 1998 года Высшего Военно-Морского училища им. М.В. Фрунзе, пришвартовался французский десантный корабль-док «Mistral».
Разговоров о нем в последние полгода было много - ведь это первый за многие десятилетия военный корабль,
который наши доблестные  адмиралы-флотоводцы вознамерились приобрести за рубежом. И не в какой-нибудь
стране-союзнице типа Польши или ГДР времен Варшавского договора, а стране-члене военного союза НАТО, потенциального противника, Франции. Суждения высказывались разные, от полного одобрения и восторгов, до полного неприятия и обвинений в предательстве. Но все сходились во мнении, что наша промышленность не состоянии сегодня построить такой корабль. Не буду анализировать необходимость такого приобретения, пусть это делают профессионалы военные, как это сделано в Независимом военном обозрении в статье «Нужны ли России корабли типа «Мистраль»?» (http://nvo.ng.ru/concepts/2009-11-20/1_mistral.html?mthree=3#), но некоторыми своими соображениями все же поделюсь.
            Вчера я сходил на Неву, посмотрел на этот корабль вблизи, почитал про него в Интернете, в том числе и здесь http://www.warships.ru/France/Amphibious_Ships/L9013.html и вот какие мысли меня посетили. Корабль красивый, спору нет, но с точки зрения судостроителя ничего выдающегося не увидел. Корпус большой, но видел я и побольше, наличие дока в нем тоже не уникально, да и не очень сложно, полетная палуба и ангары не больше чем на наших авианесущих кораблях, то есть с металлом все ясно – сделать можно, да и построечные места в России для такого объекта есть. Энергетика нова для военных кораблей, но вопросы электродвижения в принципе для отечественного судостроения вовсе не тайна за семью печатями. Состав оборудования наверняка не может быть исключительно отечественным, но уж лебедки и кнехты наверно смогли бы произвести и наши машиностроительные заводы. Системы управления, от общекорабельных до специфических военных, безусловно отличаются от наших, но, думаю, не в категориях «лучше – хуже», а в категориях «наши – не наши», то есть для другой организации службы, для других целей и других стандартов. Носимые на корабле средства доставки десанта конечно интересны, но, по крайней мере в качестве плавсредств, лучше бы смотрелись и были более эффективны десантные катера отечественной разработки и постройки. Про «птички» не знаю.
            Так почему же надо покупать? А ответ–то прост – никто нашей промышленности такой корабль никогда не заказывал. Поэтому нет задела, нет проекта, нет комплектующих - нет и корабля. Как так могло получиться, что при наличии военных НИИ, главного штаба ВМФ, Генерального штаба, программ военного кораблестроения и разных громких слов, необходимость в таком объекте возникла «вдруг»? Что, у нас поменялось географическое положение? Военная доктрина? Потенциальные противники? С какого перепугу срочно возникла необходимость отдать баснословные деньги чужим конструкторам и рабочим, вместо того, чтобы озадачить собственную пока еще живую, хоть и сильно больную, оборонку? Да, такие корабли и сопутствующие комплексы не рождаются за год, не рождаются и за 5 лет, но если не ставить задачи, то они не родятся никогда. Поэтому возникает вопрос: «А кто проспал – то?». Почему, если это необходимо, в 2000 году не было сформировано техническое задание? В 2005 не утвержден технический проект и не окончены НИРы? Если бы это было сделано, думаю сейчас наши адмиралы не выбирали бы между Францией, Голландией и Испанией, а наоборот могли бы сами предложить на продажу нечто подобное. При этом я не являюсь ортодоксальным сторонником самодостаточности в стиле идеи «чучхе», более того, уверен в необходимости кооперации и не перестаю повторять, что на территории США с 50-х годов прошлого века не собрано ни одного телевизора, а проблемы с телевизорами нет, но то что умеем и что можем делать, должны делать сами.
            В общем, в перспективах приобретения этого корабля есть какая-то горчинка. И она была бы подслащена, если бы наряду с объявлением о необходимости этой закупки были опубликованы и меры по недопущению подобных промахов в будущем. Ведь и сегодня те же структуры, те же люди сидят и планируют, что делать нашей промышленности, какие отрасли и направления развивать. На это тратятся наши с вами деньги, и деньги не малые. А потом выяснится, что вместо «колпаков с колокольчиками» нужны «цилиндры с бубенчиками», и приобрести их можно только на островах Зеленого мыса.



Комментарии   23.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#С.Климашевский
25.11.2009, 17:15
По моему всё ясно. Западу дали знать, что российскую промышленность никто развивать не собирается.
-0+
#Францев М.Э.
25.11.2009, 17:25
Прибытие данного корабля - событие, давно ожидаемое и предопределенное всем ходом событий на протяжении последних двадцати лет. Общаясь со многими знакомыми, работающими в различных областях, обеспечивавших безопасность СССР в различных ипостасях: от науки до производства и эксплуатации объектов, обсуждая положение дел на некогда успешных и эффективных предприятиях, (работать умели, что бы ни заявляли сегодня определенные "баснописцы" и "сказители") еще десять лет назад пришли к очень интересному выводу. Почему-то (и почему бы это?), но сразу после 1991 года  ужасающему развалу подверглись отрасли, где СССР опережал супостата, хотя бы на год. Авиапром, Судпром, ОбщеМаш, кое-что из СредМаша, что было ближе к обороне, сам ОборонПром,  далее везде... Автопром - тот как был отсталый, так и остался, но работал, как тот Джо, который никому не был нужен. Его запаса прочности при всех нюансах хватило почти до 2009 года. Представляете, какой запас прочности был у "оборонки"? далее...
-0+
#Borys
26.11.2009, 00:09
Уважаемый Господин Францев,
На счет образования и ГОСТов я полностью с вами согласен. Это были глупейшие решения. ГОСТы можно было бы провести ревизию ГОСТов и сделать их более совместимыми с ISO/DIN/ASTM. Это позволило бы облегчить предприятиям работу с внешним рынком. Я к стати, на заре своей карьерыб и занимался как раз такой работой на одном предприятии в отделе главного металлурга. Преводил ASTM, DIN, ISO на русский и делал их интерпретацию для других отделов. ГОСТ никто не забывал. Просто использовали тот стандарт, который требовался. В то время (середина 90-х) завод начал закупать спец. сталь за границей (в Англии и Германии) по причине более равномерного и высокого качества. Что толку если сталь из Нижнего Тагила тогда была лучшей по характеристикам, если в одной болванке характеристики могли варьироваться до 30%, а в стали от Avesta Sheffild не более 2% при более (но немного) худших характеристиках и более дорогой цене. Использование импортной стали было для предприятия выгоднее т.к брака было гораздо меньше. Я сравнивал ГОСТ с ASTM - ну стандарты оба суть в принципе ничем не отличалась. Поэтому просто использовали необходимый стандарт по ситуации и проблем особых не было. далее...
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
26.11.2009, 10:21
Это не удивительно. Сначала "слуги народа" персели на иномарки (на очень дорогие иномарки) под свои же шумные заявления о спасении отечественного автопрома, теперь - под болтовню о возрождении отесчественного ВМФ - убивают кораблестроение, как системообразующую отрасль, причём открыто, нагло и цинично. По-видимому, нашим современным военным руководителям невдомёк, что основные доходы даёт не торговля оружием, а обслуживание и сервис этого оружия. Интересно будет посмотреть, как во время какого-нибудь вооруженного противостояния с заклятыми "друзьями", наши армейские снабженцы будут закупать у Франции (совершенно случайно - члена НАТО) ЗИП, расходники и снабжение, необходимые для эксплуатации этого "чуда военной техники". Мы ведь не так давно вполне успешно проектировали и строили ВЕСЬ СВОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ, в том числе и вертолётоносцы, и десантные корабли всех классов, включая БДК - носители десантных КВП, причём западные военные аналитики отказывались верить в достоверность их военных и технических характеристик, так как считали, что невозможно разместить столько вооружений одновременно в одном корпусе и иметь при этом заявленные скорость и автономность. Что-ж это мы враз настолько поглупели? далее...
-0+
#Borys
26.11.2009, 10:54
Гениальная идея, Юрий Сергеивич!
Надо еще при этом произвести взаимную унификацию систем наведения торпед и систем распознавания. Это чтобы их торпеды автоматически наводились на наши комплексы распознования, а наши на ихние и да здравствует Мир во Всем мире! После этого военные конфликты сводятся к взаимному вызову президентов с выходом их на ринг и мордобоем. Победа за тем, кто набил морду другому. Всё в прямой трансляции!
-0+
#Владимир
26.11.2009, 11:47
Юрий Сергеевич,
 
Переговоры о покупке ПЛ  уже ведутся с Германией. Правда, пока дизельной. Но раньше мы и такого представить не могли.
-0+
#Францев М.Э.
26.11.2009, 12:22
Борису
Это иллюзия, что "оборонка" не была связана с гражданской продукцией. Тот же Красногорский механический завод выпускал, кроме оптики для космоса, еще и кинофотопрдукцию в.т.ч. фотоаппараты "Зенит". С 1986 года их из-за прекрасной оптики закупала Япония, дооснащала своей электроникой и они продавались, в том числе и на внутреннем японском рынке тиражами в несколько десятков тысяч экзепляров в год. А уж их цех точного литья! Вы можете себе представить, что алюминиевые корпуса фотоаппаратов с толщиной стенок 1 мм и менее - литые? Я - не мог, пока мне в 1988 году не показали этот цех, точнее завод в заводе высотой с пятиэтажный дом. Там можно было делать все, что угодно. И готовились делать. Но в 1992 году все переменилось и от градообразующего предприятия с несколькими десятками тысяч работающих остались одни воспоминания. Серьезная российская промышленность оказалась в ситуации подобной той, в которой оказывается экипаж подводной лодки в которой вдруг иссяк кислород. Есть с далее...
-0+
#Алёна Викторовна
26.11.2009, 14:18
хех.. Интересные вещи говорите,  но вот парадокс!
Как мы наш ВМФ будем развивать, если в СССР корабль всем СОЮЗОМ строили?!
 
Адмирала Кузнецова всем союзом стоили!! Конструкторы наши проектировали,  дизель хохлы делали, железо с России везли...  А потом спрашивают почему мы не стоим? Потому что стоить некому!
Вот Вы говорите коррупция там, производство развивать не хотим. Мы хотим, но у нас почему то через не то место... У нас если затеять стройку такую масштабную в данный период времени, мы не то что за 5 лет, мы за 20 нет построим...
Вот и покупаем! Лучше бы мы Авианосец купили... раз уж строить разучились. Он у нас один несчастный.
в Америке их 12!! а ведь тоже сами мало чего строят...
-0+
#С.Климашевский
26.11.2009, 16:46
Borys, прекрасная мысль, только с нашей стороны лучше выставить премьера.
-0+
#Borys
26.11.2009, 17:44
Ах вы "разжигатели войны". Ай-ай. Это будет не очень зрелищно и не спортивно. А вот если против Чавеса, то пожалуй премьер хорошо пойдет. ;-)
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
26.11.2009, 19:30
Да, Николай Николаевич, вы правы - с точки зрения судостроителя ничего выдающегося нет. Как и во всем кораблестроении - с технологической стороны заводу все равно, что строить военный корабль или гражданское судно. Тоже касается и проектных организаций. Дело в другом: под «соусом» обеспечения национальной безопасности вводится режим «Строгой секретности» и, как следствие, полное отсутствие информации (для нас, а не для них, забугорных). А это порождает большой миф об «уникальности» кораблестроения, результатом которого становиться «доение» госбюджета, причем практически не контролируемого. Отсюда и создание различных ОСК - главное «правильно» «разрезать» выделенные госбюджетом деньги.
 
А вот в основе ответа на поставленный Вами вопрос - «Так почему же надо покупать», а, как я понял, ни самим строить? - на мой взгляд, лежит полная без инициативность, как военных, так и кораблестроителей. Все ждут и смотрят в рот вышестоящему начальству - что тот скажет. Все ждут, когда им «великим», И ТОЛЬКО ИМ  включат в план - сидят и целый день режутся в «Косынку»,  а у самих за душой пусто. Вот и получается «как гром с ясного неба». А на самом деле «у разбитого корыта» оказались. далее...
-0+
#Юрий
26.11.2009, 21:28
"Но вот здесь действия государства правильные - ни хотите работать, не надо - «получай фашист гранату». Может быть наконец-то проснуться. Иначе подавайтесь в сельское хозяйство огурцы да шампиньоны выращивать в своих эллингах с микроклиматом - может больше пользы будет для государства."
 
долго наблюдал за разговорами на этом форуме,  и все же решил высказать мнение.
 
Для начала - чтобы построить современный корабль или ПЛ - технологии нужны современные.  Начиная от металлов, ГД, пропульсия, системы управления, вооружение,  навигация, связь. Есть ли у нас это все? Боюсь, что ответ будет - что-то есть, но в основном мы далеко позади. То есть МО говорит - поработайте-ка кораблестроители за всю промышленность страны - слепите как говорится....., при этом, насколько все помнят - режим применения только отечественных комплектующих никто не отменял.  Но при всем при том, МО не гнушается купить корабль, полностью из импортных комплектующих. Не сторонник конспирологии, но мысль думаю понятна - кто-то достаточно целенаправленно закапывает отечественную оборонку. далее...
-0+
#Францев М.Э.
26.11.2009, 22:39
Рыбакову А.В.
Правильность данных действий можно оценить по принципу: "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую, государство, которое не хочет развивать свою промышленность, будет развивать чужую". "Гранату", в данном случае получает не "фашист", а самый что ни на есть отечественный производитель, о коем, если оценивать Ваши посты по первому плану, Вы неустанно печетесь, которого регулярно критикуете за безинициативность и неумение работать. Возникает стойкое ощущение, что вы исповедуете известный из истории принцип "Государство - это я", но ведь это далеко не так.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
27.11.2009, 10:47
Есть в аргументах "за" одно лукавство: Даже если строить у себя втридорога, то в этих деньгах всё равно присутствует значительная составляющая заработной платы наших работников, а соответственно - и ЕСН (пенсии своим же, опять, пенсионерам). Если же покупать за границей задёшево, то там будет составляющая зарплаты их работников и пенсии их пенсионеров. А куда же наших-то девать?
Неэффективной экономику делает в первую очередь налоговая политика государства.
Почему-то наши ленивые рабочие за рубежом, когда они обеспечены теми же современными инструментами, что и местные аборигены, показывают и производительность высокую, и качество дают достойное, и нареканий никаких не вызывают, а только - сплошь положительные отзывы.
Хотелось бы посмотреть, что их конструктора спроектируют на наших кульманах, а их трудолюбивые и дисциплинированные рабочие построят на наших допотопных построечных местах с нашими примитивными инструментами в руках, и сколько всё это будет стоить.
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
27.11.2009, 12:32
Уважаемый Францев М. Э.!
 
Приводимый Вами принцип о «харчивании» чужой армии к РФ не относится и приводить его не корректно. Я бы сравнил это с действиями народных избранников при утверждении госбюджета - главное хорошо всех напугать.
 
Но хорошо, что потенциальные наши противники про нашу страну так не думают. Они прекрасно понимают, что попытка заставить РФ кормить чужую армию для всего человечества, не только для агрессора и нас, кончится катастрофически. Хотя бы одна не «Булава», так «Синева» или, на худой конец, «Искандер» или Ту22 М3 долетит куда надо. А там еще и «Тополя» шумят в листве. А все это называется «ядерным зонтиком». А вот заставить нас кормить чужую армию могут только наши политики, превратив собственную армию в свое бесплатное приложение, что хорошо нам было продемонстрировано в 1993 году и продолжено в 1995.
 
Ну, а «гранату» получает не производитель (язык не поворачивается его так называть), а «сосунок» государственной «сиськи», которого ни как не оторвать от нее. Считайте эту «гранату» предупредительным выстрелом в воздух. Не дожидайтесь стрельбы на поражение, а тем более контрольного в голову. далее...
-0+
#Францев М.Э.
27.11.2009, 13:10
Г-ну Рыбакову А.В.
Кроме изложения своего мнения, иногда полезно читать материалы из числа тех, что публикуются в открытой печати. А в этих материалах уже несколько лет назад рассматривалась ситуация, когда на территорию одной страны, обладающей ядерным оружием происходило вторжение агрессивных сил, сознательно не использующего СЯС, а оперирующего исключительно неядерным высокоточным оружием. Как резюме этих материалов был сделан вывод, что применение ядерного оружия по своей территории занятой противником невозможно, т.к. там находятся одновременно и граждане своего государства, поэтому наличие СЯС абсолютно не защищает от агрессии сухопутных сил. Кроме того, время подлета высокоточного оружия к центру принятия решений составляет сегодня около 9-13 минут, что практически исключает адекватное реагирование. На основании этого в материалах был сделан вывод о существенном снижении в ХХI веке СЯС, как инструмента предупреждения конфликтов и о повышении роли неядерных видов оружия. Для общего развития можно почитать, например, здесь: далее...
-0+
#Антон Чечуков
27.11.2009, 13:11
У меня, если честно, создается вообще ощущение, что Мистраль-это некая новая красивая игрушка, потому что было бы еще более менее понятно, если бы закупали новый корабль, но существующего класса, который так или иначе себя зарекомендовал и уже вписался в имеющуюся структуру военно-морских сил и принципов их стратегических и тактических действий. Здесь же- полная экзотика.
Но опять же, это вопрос к военным.
А что касается кораблестроения, то для того, чтобы строить современные корабли, как заметил Юрий, необходимы поставщики качественных комплектующих. А вот на формирование такой цепочки производств,кажется, государство внимания совершенно не обращает. Проповедуется деятельность ОСК, которая, по всей видимости, сводится к тому, что все крупные стратегические судостроительные предприятия оказались сложены в один ящик, которым теперь трясут как доказательством своей крутости и развитости, а то, что всем этим предприятиям -и повторюсь-их поставщикам нужна реальная поддержка,воссоздание структуры производства,забывается. далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
27.11.2009, 15:50
Уважаемый Францев М. Э.!
 
Приводимый вами сценарий военных действий между странами, обладающими ядерным оружием, является всего лишь возможным сценарием и весьма спорным - мне про него давно известно. И в большей степени он придуман в качестве обоснования создания высокоточного оружия - только и всего и, наверное, правильно. А когда вопрос станет «или - или»? Да и ядерные удары будут наноситься не по своей территории, что, в общем,  не изменит финал - конец цивилизации. О чем и надо хорошо помнить «теоретикам» от кнопки.
 
Свою информацию я черпаю из открытых источников и делаю свои выводы на основании знаний и жизненного опыта - не нравиться, не читайте. И не делю всех на «чистых» и «нечистых» - плод Ваших воображения, хотя и никто и не имеет такого права отобрать это у меня. А про «огульное суждение», этот извечный  жупел социализма, обычно вспоминают, когда сказать нечего.
-0+
#Borys
27.11.2009, 23:21
Уважаемые господа,
А мне кажется, что вы забыли такую простую вещь, как Глобализация. Не думаю, что нам грозит какая либо война между развитыми странами, включая Китай, ну разве, что торговая. Будут конечно локальные конфликты в 3-м мире и сырьевые войны развитых государств за контроль над сырьем, но опять же не своими руками и снова в 3-м мире. Горячая война между развитыми государствами очень дорога, разгушительна и никому не выгодна. Такая воина при современной экономической интеграции приведет к краху мировой экономики при этом большие люди в больших странах потеряют большие деньги. Поэтому такая война и невозможна. Локальные войны - это, к сожалению, дело прибыльное, естественно не для тех, на чьей территории она ведется. В это,я думаю, и состояла гениальность плана Маршалла - он запустил создание глобальной экономической системы, делающей "Большую" войну не выгодной и ненужной. Мне также думается, что этот план действует до сих пор и охватывает всё новые и новые страны. По далее...
-0+
#Игорь
09.12.2009, 08:41
Как бывший банкир добавлю и я свою ложку дёгтя в картину "перестройки", точнее уничтожения всего и вся в России.
 
КАК УНИЧТОЖАЛИ ЭКОНОМИКУ РОССИИ
 
Разрушение отечественной экономики осуществлялось по гениальному в своей простоте сценарию, который начал осуществляться руками бывшего премьера Егора Гайдара и разных Председателей Правления Центрального Банка.
 
Рассмотрим самые главные этапы этого сценария:
 
02 января 1992 года – Гайдаровский отпуск цен. Цены увеличиваются в 13 раз. Деньги на счетах предприятий уничтожены. Рассчитываться предприятиям с поставщиками и рабочими нечем. Что делать? Нужно идти в банки за кредитами.
 
Что в это время происходит в банках?
 
01 января 1992 года ставка рефинансирования Центрального Банка (ЦБ) установлена в размере 20% годовых (телеграмму об установлении таких ставок подписал тогдашний Председатель ЦБ Матюхин Г.Г.). Это означает, что стоимость кредитов в коммерческих банках составляет 22-25% годовых (коммерческие банки выдают кредиты, как правило, выше ставок рефинансирования ЦБ). Это дорогие кредиты, но что делать, надо брать, иначе предприятиям работать невозможно – денег у них нет вообще. Долго ли была такая высокая ставка? Нет. далее...
-0+
#Францев М.Э.
14.12.2009, 16:08
Игорю
При продолжении "реформ" теми же темпами, большой вопрос успеют ли задать этот вопрос и будет ли кому его задавать. Особенно при том, что ответ и без того ясен.
-0+
#sormovo
17.12.2009, 17:16
to Игорь
Вспомни о Чубайсе как нибудь!
-0+
#Лаухин Валерий Александрович
11.03.2010, 15:15
Игорю.
Задело. А что толку? Пути развития обсуждались в 90-е, вот под шумок и растащили, извиняюсь, просрали страну, как всегда, никто никогда ни за что не отвечает, кстати, у Лигачёва очень здравые мысли были, только не модные. Сейчас только язык в жопу и попытаться выжить. Анализ у вас краткий, конечно не полный, и на том спасибо.
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 / судоходство