Среди всех гидротехнических сооружений канала плотина выделяется уникальной конструкцией. Тип сооружения – плотина русловая, деревянная ряжевая, водосливная, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
На протяжении 89 лет уникальное сооружение поддерживало навигационные уровни, однако с годами пришло в аварийное состояние. Для продления службы плотины неоднократно проводился комплекс ремонтных работ. В 2016 году в результате пропуска экстремального летнего паводка и увеличения расхода воды через плотину до максимальных величин (300 куб.м./с) началось интенсивное разрушение плотины с отрывом её элементов. Ситуация создала угрозу безопасности эксплуатации плотины и потребовала незамедлительного выполнения восстановительных работ. После проведения обследования плотины, определения её фактического технического состояния, было принято решение о ее включении в комплексный план модернизации транспортной инфраструктуры и проведения её реконструкции.
В 2022 году после получения положительного заключения Главгосэкспертизы, генеральным заказчиком ФКУ "Ространсмодернизация" проведены конкурсные процедуры, по итогам которых заключен государственный контракт с АО "Акватик" по объекту: "Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала. Плотина №23".
Полная реконструкция Шаванской плотины №23 должна уложиться в два межнавигационных периода. Срок завершения работ - осень 2024 года.