Реки Сибири нуждаются в обновлении флота для дноуглубительных работ. "Енисейречтранс"

Чуть более года назад, в разгар "санкционного шторма" вдруг выяснилось, что львиную долю дноуглубительных работ в российских морских водах выполняют иностранные компании. "Корабел.ру" решил выяснить, как сегодня обстоят дела в дноуглублении речном. Оказалось, работаем сами. На старых судах, но в целом успешно.

Для этого мы пообщались с отделами водных путей трех сибирских администраций бассейнов Росморречфлота: Обь-Иртышского, Енисейского и Ленского. Не умаляя значения прочих бассейнов, все-таки отметим стратегическое значение безопасности судоходства и пропускной способности этих трех, что, в частности, связано с федеральным проектом развития Северного морского пути. В этом же регионе реализуют инвестпроекты различные "дочки" "Газпрома" и "Роснефти", а также "Норникель".


 

Река Енисей / Фото: Корабел.ру
Река Енисей / Фото: Корабел.ру

"Енисейречтранс": страда позади, но дел невпроворот 

Логично было бы начать с "Обь-Иртышводпути", затем двигаться на восток: Енисей, Лена. Однако начнем с "Енисейречтранса". Тому есть причины. Из 13 администраций бассейнов внутренних водных путей служащие именно этого ФБУ первыми отозвались на нашу просьбу раскрыть информацию о дноуглублении – раз. Енисей, самая полноводная река России, в посление годы бьет рекорды по обмелению – два.


 

Кратко о гиганте

Как сообщили редакции "Корабел.ру" в отделе путей "Енисейречтранса", протяженность внутренних водных артерий в зоне ответственности ФБУ составляет 8182 км. Из них в навигацию 2023 года обслуживается водный путь с судоходной обстановкой 5774 км. Из них на реках Енисей, Ангара, Сым, Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска протяженность гарантированных габаритов пути составляет 5320 км.

 

Каждая крупная бассейнообразующая река имеет свои особенности. Что касается Енисея, то его бассейн резко асимметричен – правобережная часть в пять с лишним раз больше левобережной. Наиболее крупные притоки Енисея – Туба, Мана, Кан, Ангара, Большой Пит, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Курейка и Хантайка – все впадают справа. Судоходство на реках Енисей, Ангара, Курейка и Хантайка напрямую зависит от сбросов гидроэлектростанций, расположенных на этих реках. На реках Енисей и Ангара судоходные уровни поддерживаются в течение всего навигационного периода, а на реках Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска они наблюдаются только в период весеннего паводка немногим более одного месяца.


 

Флот среднего возраста

По данным "Енисейречтранса", на сегодняшний день в состав дноуглубительного флота администрации бассейна входят четыре многочерпаковых земснаряда производительностью 250, 460, 500 куб. м в час, один штанговый черпаковый земснаряд производительностью 110 куб. м в час, три грейферных снаряда (плавкрана) производительностью от 105 до 110 куб. м в час и восемь грунтоотвозных шаланд с объемом загрузки от 100 до 150 куб. м грунта.

Общий списочный состав флота насчитывает 125 единиц. Из них в рабочем ядре в навигационные периоды задействуется от 80 до 90 единиц. Средний возраст судов составляет более 35 лет. Из нового судостроения для ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" в период с 2013 по 2023 год поступило восемь судов: пять обстановочных, два промерных и одно экологическое.

 

В настоящее время амортизация в целом по флоту составляет 80%. Поэтому в целях обновления флота необходима постройка обстановочных теплоходов, многочерпаковых земснарядов, плавучих кранов, шаланд и шаландировщиков, а также других судов технического флота различного типа и назначения.

 

На вопрос о переспективах строительства и модернизации судов для обновления флота "Енисейречтранса" редакции ответили, что соответствующие мероприятия проводятся в рамках реализации специальных федеральных инвестиционных программ. Также добавили: в настоящее время ведется формирование программы обновления технического флота до 2035 года, согласно которой планируется дальнейшая постройка судов различного типа и назначения для администраций бассейнов внутренних водных путей.

 

Новое промерное судно
Новое промерное судно "Анатолий Шилов", пр. RDB 66.62. Получено в апреле 2023 года / Фото: ФБУ "Енисейречтранс"

План по валу — вал по плану!

На время навигации 2023 года "Енисейречтрансом" был запланирован объем дноуглубительных работ в объеме 226 600 куб. м грунта. Для сравнения, в навигацию 2022 года объем выполненных дноуглубительных составил 242 200 куб. м на транзите и 41 500 куб. м на внетранзитных работах. Это немногим больше, чем запланировано на 2023-й, так что вряд ли можно говорить о сколько-то критичном влиянии последствий внешнеполитических событий на объемы дноуглубления.

 

В рамках реализации проекта по реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна полностью завершены дноуглубительные работы на 17 перекатах реки. При этом, как в октябре сообщила пресс-служба Минтранса, "при проведении работ из русла реки извлечено порядка 300 000 куб. м донного грунта". Результат выше плана на 2023 г.

 

Кроме того, в Енисейском бассейне территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству на текущий год установлен период производства землечерпательных работ с 21.06 по 24.09. Технологией производства предусмотрено перемещение извлеченного грунта в шаландах за пределы судового хода. В основном грунт на разрабатываемых участках состоит из гравия и песка с присутствием крупных валунов. Также имеются выходы скалистой породы.

 

Как ранее (в августе 2022 г.) в беседе с "Корабел.ру" рассказывал первый заместитель руководителя ФБУ "Администрация "Енисейречтранс" Леонид Федоров, учреждение имеет опыт реализации грунта, доставшегося при дноуглублении. В советское время основными потребителями были строители на портовых сооружениях. Затем они переориентировались на береговые карьеры. Однако в 2020 году было принято федеральное постановление № 1542 от 24.09.2020 г. об использовании донного грунта, и ситуация начала постепенно выправляться.

Хотя навигация завершилась и запланированный грунт выбран с лихвой, на Енисее работы не прекращаются. Идет строительство каменных дамб между островами Холоватов и Шилева Коса. 

 

Кадры решают

Прошедшей весной ЦБ зафиксировал рекордный с 1998 года дефицит кадров. При этом предприятия в сфере транспорта и логиситики попали в топ "голодающих". Общая проблема не обошла стороной и "Енисейречтранс". Поисковые запросы по ключевым словам "работа в "Енисейречтрансе" выдают немало предложений для соискателей разных уровней, от судового повара и крановщика до старшего помощника капитана и начальника русловой изыскательной партии. Имеется спрос и на профессии, связанные с темой настоящей публикации.

 

Для решения кадровых вопросов учреждение практически каждый год заключает целевые договоры со студентами Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ). Эти студенты осваивают дополнительные образовательные программы. Так, в общую программу "Производство путевых работ на внутренних водных путях" включены "Обслуживание навигационного оборудования внутренних водных путей", "Производство дноуглубительных, выправительных, тральных и дноочистительных работ на внутренних водных путях", "Производство изыскательских работ на внутренних водных путях". Все это разработано при активном участии специалистов ФБУ. Студенты, подписавшие данные трехсторонние (с ФБУ и СГУВТ) договоры, обязуются отработать в "Енисейречтрансе" минимум три года.

 

Еще один поставщик молодых кадров для ФБУ – Красноярский институт водного транспорта (КИВТ). Учреждение в каждый период навигации выделяет рабочие места на земснарядах для курсантов КИВТ и создает для них все условия для выполнения программы производственной практики, освоения новой техники, технологии и высокопроизводительных способов труда.

Как нас заверили в "Енисейречтрансе", и студенты СГУВТ проявляют интерес к договорам с учреждением, и курсанты КИВТ не отказываются от работы на земснарядах. Словом, кадровые проблемы есть, но они решаются.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение