В ходе нашего "корабельного" прошлогоднего экспедиционного заезда по России мы незаслуженно проигнорировали Вологодскую область. Живых судостроительных предприятий в регионе на нашем маршруте не было, но это не значит, что отрасль в Вологодской области не живет.
Чем известна Вологодская область в России? Наверное, все наши соотечественники знают и любят песню ВИА "Песняры" про город с резными палисадами и кистями рябин. Поколение постарше знает о "вологодском Есенине" – Николае Рубцове (он, кстати, работал кочегаром на промысловом судне в составе Архангельского тралфлота, а срочную службу проходил матросом на Северном флоте на эсминце "Острый") или писателях-деревенщиках, самым ярким из которых был Василий Белов. Родился он в деревне Тимониха Харовского района, там же и похоронен.
На Вологодчине в небольшой и вымирающей сейчас деревушке Сяма родился и "король репортеров" Владимир Гиляровский.
Река Кубена / Корабел.ру
Для меня, человека южного, Вологодский край – это, безусловно, север. Но север еще не суровый и хмурый, а с примесью русской "жаждой жизни" и бесшабашности, в хорошем смысле этого слова. А еще Вологодский край – это очень красивые облака и реки. Облаковедение все же не наш профиль, поэтому остановимся на реках.
Берег Кубены / Корабел.ру
По справочникам, в Вологодской области расположены 4240 озер, 1287 реки и 5 водохранилищ. По территории края проходят две водные магистрали: Волго-Балтийский водный путь и река Сухона с Северо-Двинской шлюзовой системой. Две основные водные артерии области для водных грузоперевозок – Шексна и Сухона.
Если на Шексне, особенно в районе одноименного города или Череповца, грузовые суда можно заметить регулярно, то на Сухоне, во всяком случае в верховьях реки, кроме нескольких плавкранов и очень редких толкачей с баржами, лично мне они не встречались.
Речной порт в городе Сокол – некогда один из крупнейших на всей реке – перепрофилировался. Сейчас ОАО "Порт Сокол" занимается строительством наплавных мостов, понтонов, несамоходных барж, выполняет мелкий ремонт судов. Официальный сайт компании можно посмотреть здесь.
Порт Сокол / Корабел.ру
Два плавучих дока – "Док-8" и "Док-10", которые были в составе Сухонского речного пароходства и базировались в Соколе, были проданы и сейчас стоят на "Красной Кузнице" в Архангельске.
Буксиры-толкачи и баржи на фото вологодской компании ООО "Стройиндустрия" занимаются в основном перевозками песка и стройматериалов. Но, судя по состоянию дороги к порту, по деревенской тишине у проходной порта – жизни там особой нет.
В центре "народного судостроения"
Все прекрасно знакомы с музеем деревянного зодчества Кижи, где в числе прочего бережно хранят технологии изготовления традиционных для региона лодок – так называемых кижанок. Ежегодно в начале августа проводится "Кижская регата", куда приезжают мастера-лодочники, в том числе и из других регионов страны, а также Финляндии и Эстонии.
Лодки производства местных мастеров-лодочников / Корабел.ру
Второй центр деревянного судостроения расположен в Вологодской области, в небольшом селе Устье на берегу реки Кубена – всего в 30 км от Сокола. С 2001 года в селе проходит "Праздник лодки", где в программе, помимо конкурса на лучшую лодку, есть довольно представительная Устьянская регата. И с каждым годом праздник собирает все больше участников и зрителей.
Несколько слов о реке. Река Кубена вытекает из Верхне-Кубенского озера, длина ее около 365 километров. У реки много притоков, самые крупные из которых — это Сямжена длиной 108 километров и река Сить длиной 85 километров.
Прогулочное судно / Корабел.ру
Традиционно с давних времен Кубена использовалась для сплава леса, особенно интенсивно в 1930 — 1940-е годы. Грузовое и пассажирское судоходство было только в нижней части течения реки: в половодье — на 30 километров, в межень — на 4—5 километров от устья.
Помимо самой Кубены, для нужд лесосплава были задействованы и притоки реки с общей длиной сплавных путей около 350 километров.
Река Кубена / Корабел.ру
Сплавом занимались преимущественно весной. Первые 10—15 дней половодья лес сплавляли плотами, а потом — молем, то есть россыпью. Но в некоторые годы сплав осуществлялся и осенью. При этом конечными пунктами сплава были железнодорожная станция Явеньга, Харовск и Кубенское озеро.
Площадь Кубенского озера летом около 370 кв. км, длина – около 58 км, ширина — от 2,5 до 13 км. Глубина средней части — 4,5—5 м, максимальная — 13 м.
Озеро имеет до 30 притоков, а истоком является только для одной реки Сухоны.
В 1834 году в 8 км от истока Сухоны в районе Шеры была построена бетонная плотина "Знаменитая" со шлюзом. Она помогает запасать весеннюю воду в озере. С окончанием навигации плотина открывается, а с началом весеннего половодья закрывается.
Лодки на берегу Кубены / Корабел.ру
Кубенское озеро входит сразу в две водные системы — Северо-Двинскую и Волго-Балтийскую.
Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке стоит Спасо-Каменный монастырь, основанный в 1260 году. Сооружения XIII века до наших дней не дошли, не сохранилась и первая каменная постройка русского Севера – двуглавый собор 1481 года. На острове осталась только колокольня XVI века.
В 90-е годы XX века монастырь стал популярным туристическим местом. На Каменный остров потянулись не только религиозные паломники, но и простые туристы.
Прогулочные суда / Корабел.ру
Возят группы вот на таких небольших катерах типа "Ярославец" и самодельных плавсредствах.
Прогулочное судно "Бриз" / Корабел.ру
"Бриз" считается самым комфортабельным судном на побережье. Во всяком случае, так его позиционирует тур-фирма.
Недалеко от Устья-Кубенского в поселке Лесозавод работал деревообрабатьывающий завод, основанный еще задолго до Октябрьской Революции, – затем завод №42 "Красный экспортер", который после начала Финской войны и вплоть до 90-х годов XX века занимался изготовлением барж, катеров, дебаркадеров, деревянных лодок.
Строительство баржи в Устье
Строительство баржи в Устье
Пристань в Устье / Корабел.ру
Отдельные фото сохранились в местном музее.
Добыча песка на Кубене.
Добыча песка на Кубене / Корабел.ру
Земснаряд "Кубенский-2", построен на ССРЗ им. Ульянова-Ленина в Чкаловске (ныне Чкаловская судоверфь) , сдан 29 сентября 1980 года.
И приставка к земснаряду. Изначально сухогруз проекта 2760 типа СТ-700 постройки верфи VEB Schiffswerft "Edgar Andre" г. Магдебург.
Мастер Николай и его деревянные лодки.
Мастер-лодочник Николай
Мастер-лодочник Николай
Лодки производства местных мастеров-лодочников
Как рассказывает Николай, раньше лодки делали целиком деревянными, раз в месяц-два их необходимо было смолить. Вплоть до 80-х годов на берегу Кубены стояли общие бочки с битумом, можно было в любой момент развести костер и просмолить свое плавредство.
Поэтому днище из оцинкованного листа все-таки практичнее.
Лодки на берегу Кубены / Корабел.ру
Строительство деревянных лодок для Николая – это скорее хобби и дополнительный заработок. В основное время он водитель скорой помощи. За сезон удается построить не более двух лодок, в основном, конечно, под установку 10-сильного мотора. Причем за его изделиями приезжают покупатели в том числе из Владимира, Ярославля, Санкт-Петербурга.
Якорь
Лодки в селе есть практически у всей мужской части населения. В основном, конечно, советские "Казанки", "Днепры", "Крымы". Но встречаются и самодельные конструкции и более дорогие импортные
Лодки на берегу Кубены / Корабел.ру
И обладатели "Казанок" с недоверием смотрят на приверженцев деревянных лодок. "Раньше строительство "деревяшек" было оправдано тем, что "Казанки" были в жутком дефиците. Сейчас купить серийную лодку проблем нет. А серийная — она всегда лучше самоделки", — такое мнение у противников "народного судостроения".
Заброшенные суда на берегу реки
Катер проекта КС-104-02
Лодки на берегу Кубены
Но даже если противники правы, то это не отменяет значения "Праздника лодки" в Устье. Это как раз то "развитие внутреннего туризма", о котором не устоят говорить на всех уровнях власти. Только "развитие", которое идет от низов, живое, настоящее, с русской "жаждой жизни".
Автор и редакция выражает благодарность Усть-Кубенскому районному краеведческому музею за предоставленные архивные фото и фото "Праздника лодки", мастеру-лодочнику Николаю за информацию по технологии строительства лодок, местным жителям за рассказы о жизни села.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+