Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Регулирование тарифов по предоставлению причалов для стоянки судов

3 3362 2 мин
Тарифы на услуги по предоставлению причалов, а так же погрузке, разгрузке и хранению грузов устанавливаются ФСТ России применительно к каждой организации, оказывающей такие услуги (работы) и не могут быть установлены произвольно.
Вопрос: "Если находящийся в федеральной собственности причал передается в аренду частной компании, то каким образом регулируются тарифы, по которым арендатор может предоставлять данный причал для стоянки судов? Могут ли эти тарифы устанавливаться арендатором на собственное усмотрение?

Ответ: Применительно к деятельности по предоставлению стоянок и причалов для судов тарифы регулируются исключительно Федеральной службой по тарифам применительно к каждому конкретному субъекту естественной монополии. Утверждение тарифов осуществляется Федеральной службой по тарифам Российской Федерации  по заявлению организации.  

Обоснование: Статьей 18 федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – "Закон о морских портах")  установлено, что тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 (ред. от 27.06.2013) "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", деятельность по предоставлению причалов входит в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены на которые регулируются государством.  

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 N 293  "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" установлено, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

В соответствии со статьей 10 федерального закона от 26.07.2006 N 135- "О защите конкуренции" (далее – "Закон о защите конкуренции"), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а так же нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. В соответствии с частью 5 статьи 5 Закон о защите конкуренции, "доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно части 2  статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение субъектом естественной монополии действий,  признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,  влечет наложение  административного штрафа на юридических лиц -  "…от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы,  услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение,  но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ,  услуг)  и не менее ста тысяч рублей…". 

Постановлением  федерального  арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.05.2013 N Ф03-1853/2013 по делу N А37-2788/2012  в удовлетворении требования о признании частично незаконными решения и предписания антимонопольного органа, которым заявитель признан виновным в нарушении антимонопольного законодательства по причине применения не утвержденных в установленном порядке тарифов при оказании услуг по предоставлению морского причала отказано, поскольку заявитель - субъект естественных монополий на транспорте - не обращался в ФСТ России за установлением цены на услугу по предоставлению причалов.

Управляющий партнер, Кирилл Маслов

Материал предоставлен Адвокатским бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
14.08.2015, 14:01
Последнее время Инмарин специализируется на публикации Постановлений арбитражных судов, связанных с конкретными делами, в качестве новостей отражающих положения/изменения нормативной базы в целом.
В данном случае в заголовке/преамбуле: "Тарифы на услуги по предоставлению причалов, а так же погрузке, разгрузке и хранению грузов устанавливаются ФСТ России применительно к КАЖДОЙ организации, оказывающей такие услуги (работы) и не могут быть установлены произвольно".
А на самом деле - это относится к организации - субъекту естественных монополий на транспорте.
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич
05.11.2015, 15:19
Дело в том, что в силу закона о естественных монополий сам факт осуществления деятельности в сфере его регулирования делает организацию субъектом естественной монополии.  
 
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги, оказываемые в транспортных терминалах и портах,  относятся к деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 к услугам, оказываемым в морских портах, относятся: обеспечение мореплавания, предоставление причалов и стоянок, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов, услуги буксиров и т.д. Факт предоставления организацией вышеуказанных услуг является достаточным для отнесения организации к субъекту естественной монополии (см., Постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2011 N А55-15711/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 N 07АП-10633/09, ФАС Северо-Западного округа от 31.05 далее...
-0+
#Тищенко Андрей Владимирович
31.08.2015, 23:21
"Данный юридически значимый факт" никакой не значимый. Передаче функций ФСТ Федеральной антимонопольной службе естественна. Мотивы передачи, правда,  дубовые: "В целях совершенствования государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования"...Тем не менее  передача полномочий по установлению тарифов соответствует и  Регламенту Европейской комиссии  (EEB) Nr.  2658/87 от 16 октября 2014 года.
Свежие новости
рекламаПодписка 2025