Наибольшие преимущества для судовладельцев предоставляются при регистрации в Российском международном реестре (РМРС) судов, как изначально созданным именно для привлечения судов под Российский флаг. Первым и главным среди множества фискальных и иных преференций РМРС является освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины ("ввозной НДС") при ввозе судна в Россию. Более подробную информацию об РМРС можно найти в
презентации. Упомянутая преференция действительно действует, применяется и уже находит свое подтверждение в судебной практике, но каковы шансы воспользоваться ею для владельца яхты.
Напомним, что в целом регистрация в РМРС доступна для судов осуществляющих деятельность в области торгового мореплавания, то есть коммерческую деятельность – перевозки, буксировки, морские работы, обучение, спорт и т.д. Наиболее вероятно, создавая РМРС законодатель преследовал цель привлечения под Российский флаг судов ведущих деятельность непосредственно приносящую экономический эффект.
Соответственно, для того чтобы яхта отвечала требованиям регистрации в РМРС она должна превратится из судна для личного, семейного и иного некоммерческого использования в судно, реально осуществляющее деятельность в области торгового мореплавания, получив присвоение соответствующего типа ФАУ "Российский морской регистр судоходства" (РС) или ФАУ "Российский речной регистр судоходства" (РРР) или RINA. Это может быть в первую очередь пассажирское судно, разъездное судно, обслуживающее или вспомогательное судно, а также спортивно-парусное судно и иные типы судов, используемые в коммерческой деятельности. Указанные учреждения являются классификационными обществами - органами технического надзора за судами и проверяют соответствие судов требованиям безопасности судоходства путем их осмотра, идентификации и освидетельствования в порту дислокации. На практике это означает, что приводить судно в порт регистрации нет необходимости. Достаточно предъявить судно инспектору классификационного общества в порту местонахождения, заказав выезд специалиста из ближайшего филиала. Филиалы классификационных обществ, за исключением РРР, как органа осуществляющего надзор за судами внутреннего плавания, расположены по всему миру.
Таким образом, важно учитывать, что в документах, представляемых для государственной регистрации, включая договор, акт приема-передачи, купчу не ни при каких обстоятельствах должно фигурировать, что судно является яхтой или прогулочным судном, так как регистрация такого тип судна в РМРС не предусматривается. В отдельных случаях владельцам рекомендуется также получать дополнительные документы, подтверждающие осуществление коммерческой деятельности – лицензии на перевозку пассажиров, договоры, билеты, туристические продукты и т.д.
В случае невозможности или не актуальности выполнения судовладельцем требований органов по классификации, альтернативно может быть рассмотрена регистрация судна в Российском открытом реестре судов (РОРС), Государственном судовом реестре (ГСР) или Реестре маломерных судов, в зависимости от типа владения и эксплуатации. Дополнительно, можно рассматривать получение для судна права плавания в каботаже при осуществлении коммерческой деятельности по договору и разовое разрешение на проход по внутренним водным путям РФ, как парусно-спортивному судну.
Если все же классификация под торговый тип судна успешно произведена и судовладельцем получены свидетельства классификационного общества (РС, РР, RINA), для регистрации в РМРС потребуется также подготовить правообразующие документы на судно (например, договор, акт приема-передачи, купча), доказательства исключения судна из иностранного реестра, а также учредительные документы компании-владельца (ведь осуществлять коммерческую деятельность может только юридическое лицо или ИП) и нотариальную доверенность на представление интересов по регистрации судна у капитана порта на представителя в оригинале и копиях. Документы, выданные на иностранном языке, должны сопровождаться нотариальным переводом, а документы, выданные иностранными государственными органами, апостилем или отметкой о легализации в установленном порядке.
В целом следует отметить, что государственная регистрация судна является юридическим актом признания права собственности на судно и присвоения ему права плавания под флагом, который сопровождается детальной юридической экспертизой и проверкой всех документов, представляемых для государственной регистрации, регистрирующим органом в лице капитана морского порта, отдела регистрации судов.
Любая ошибка или неточность может стать причиной отказа или задержки в регистрации, поэтому для минимизации рисков, судовладельцам, безусловно, рекомендуется консультироваться с адвокатами уже на стадии строительства или покупки судна с тем, чтобы обеспечить соответствие правообразующих документов правилами и условиям регистрации судна в Российской юрисдикции, а главное завести судно под Российский флаг, используя предоставленные законом льготы и преференции.
Регистрация яхты или прогулочного судно является абсолютно реальной при получении таким судном класса торгового судна, используемого в коммерческой деятельности, в том числе спортивной или культурной, а также соответствии правообразующих документов, заявляемому типу судна. Примеры успешной регистрации таких судов имеются в материалах дел адвокатов.