Несколько месяцев подряд мы собирали информацию о редких и необычных судах (проектах), строящихся по всему миру (или построенных), и готовы вас удивить оригинальными техническими решениями и научными достижениями современности. Но самое интересное, конечно, оставим под конец – достижения российского судостроения.
Для начала обратимся к водороду, успевшему наделать шуму по всему миру. Качественное и экологически чистое топливо привлекает производителей, а также и взлетевшие цены на нефть (на момент публикации – $ 105,5), а потому шаг за шагом появляются перспективные суда, которые, возможно, со временем прочно войдут в судоходство.
1. Шведская конструкторская компания FKAB и судно, самостоятельно вырабатывающее водород
Как только проект был представлен, сразу получил одобрение от экспертов международного классификационного общества RINA. И есть за что: технологически водород на этом судне не будет содержаться в специальных тарах, что и сложно (водород хранится при температуре, близкой к абсолютному нулю) и опасно (утечка, так как газ очень легкий). А будет производиться на борту танкера непосредственно во время движения из сжиженного природного газа (СПГ). А вот двуокись углерода, как побочный продукт переработки СПГ, как раз будет храниться в жидком виде в специальных ёмкостях, а после передаваться на утилизацию предприятиям химической промышленности.
Перспективный танкер на водородном топливе / Фото: RINA
На взгляд проектантов судна такая технология более чем отвечает требованиям Международной морской организации (IMO), а также поспособствует в будущем создавать суда, которые помогут уменьшению парникового эффекта на земном шаре.
2. Балкер на водороде от Norwegian Ship Design
Это как раз пример судна, где водород будет храниться в сжатом виде. Балкер с необычным названием With Orca к тому же оснастят двумя роторными мачтами-ветрогенераторами, расположенными в носу и в корме. Это решение проектанты использовали ввиду того, что With Orca будет ходить по Северному морю, где ветра в достаточном количестве, а именно, между портами западного и восточного побережья Норвегии.
Балкер With Orca / Фото: Egil Ulvan Rederi
Также стоит отметить, что проект появился на свет благодаря конкурсу ещё в 2020 г., а в свет в построенном виде выйдет в 2024 г. Проект одобрен Ллойдом (LR). Заказчик – Felleskjøpet Agri and Heidelberg Cement, будущий эксплуатант – Rederi AS; все из Норвегии. У этого судна, однако, есть недостаток (по сравнению с предыдущим): ввиду необходимости хранить на борту сжиженный водород, балкер требует организации под себя инфраструктуры, что до сих пор остается довольно сложной частью выхода судостроения из классической топливной концепции. Правильный вопрос: надо ли?
Некоторые характеристики With Orca:
Длина корпуса – 88 м (289 фт);
Дедвейт – 5 500 тонн;
Хранение водорода – в жидком виде в специальных баках.
3. Японский водородовоз Suiso Frontier вышел в первый рейс
Уникальность этого судна в том, что оно первое и единственное в своем роде, способное перевозить жидкий водород. Построено японской компанией Kawasaki Heavy Industries (KHI). Танкер появился благодаря австралийско-японскому проекту по производству водорода из бурого угля (добывают в Австралии, а сжижают в Японии). Общая стоимость проекта – $353 млн.
Газ на борту будет сохраняться в жидком виде при помощи специальной системы, которая пока что не раскрывается. Однако уже прозвучали заявления о том, что "потери" легкоиспоряемого топлива составят не более 15-20%. А что же по поводу рейса?
Танкер Suiso Frontier под загрузкой у причала п. Гастингс (Австралия) / Фото: HESC
Загрузка танкера в первом коммерческом рейсе составила 70 % от проектной (75 тонн). Газ, конечно же, предварительно был охлажден до температуры -253°C в австралийском порту Гастингс, а после закачен на судно. Но, самое главное, выйдя из порта 28 января, судно, как и планировалось, прибыло к месту назначения в феврале в Японию, где успешно выгрузило водород в специальное хранилище. Демонстрационный рейс подтвердил возможность реализации подобной схемы транспортировки водорода, а также показал, что выстроить международную цепочку поставок водорода – реально.
Характеристики танкера Suiso Frontier:
Длина – 116 м;
Ширина – 19 м;
Осадка – 4,5 м;
Валовая вместимость – около 8 000 тонн;
Вместимость грузового танка – 1 250 м³;
Грузоподъемность – 75 тонн сжиженного водорода при -253°C;
Силовая установка – три дизельных двигателя Daihatsu DE-23 мощностью по 1,320 кВт;
Вспомогательная силовая установка – два электродвигателя мощностью по 2 x 1,360 kW;
Cкорость – 13 узлов;
Экипаж 25 чел
Одновременно с этим обратим внимание на спорную часть вопроса: водород в Австралии будет вырабатываться всё-таки из бурого угля, соответственно, вредные выбросы на производстве будут. Но идейные лидеры проекта уверяют: вопрос шаг за шагом решится в сторону 100% экологичности.
4. Роклер-контейнеровоз Energy Observer 2 и французы
На этот раз целая группа французских компаний решили создать нечто экологичное. Energy Observer 2 можно было бы отнести к необычным судам хотя бы потому, что в виде топлива тут опять будет использоваться водород. На этот раз общественности предлагается судно, которое сможет вырабатывать топливо чуть ли не из воздуха (технология не раскрывается), одновременно с этим разработчики делают ставку на солнечные панели и жесткие крыловидные мачты, каждая площадью по 1 450 м². Тот газ, что судно будет получать на берегу, обещают вырабатывать исключительно экологическим методом, для него подготовлен 70-тонный топливный бак. Разработчики также предполагают, что комбинированная пропульсивная установка обязательно улучшит дальность плавания.
Energy Observer 2 - комбинированный ролкер-контейнеровоз / Фото: Energy Observer
Самое время посмотреть на технические характеристики:
Длина – 120 м (394 фт);
Ширина – 22 м (72 фт);
Осадка при максимальной нагрузке – 5,5 м;
Дедвейт – 5000 тонн;
Загрузка контейнеров – 240 TEU;
Общая загрузка – плюс 480 погонных метров;
Крыловидные мачты – 1 450 м² каждая;
ГД – 2,5 МВт (около 3400 л.с.);
Судно может использоваться на реках и в прибрежной зоне.
5. Как забить сваю на глубину 120 м? Китай, Yihan Jin Zhuang
Теперь посмотрим на другие необычные суда – так называемые "рабочие лошадки". Тут, конечно, не решается великий вопрос экологии, однако эти инженерные творения не менее технологичны и интересны для любого корабела. Итак.
Самое крупное в мире судно для забивки свай Yihan Jin Zhuang / Фото: Zhenhua Heavy Industries
Судно Yihan Jin Zhuang разработано китайской компанией Harbor Engineering при сотрудничестве с China Communications Construction и построено практически полностью из отечественных компонентов. Уникальность его – в размерах и возможностях. Yihan Jin Zhuang – 140 м в длину, а также может забивать сваи на глубину до 118 м, обладает самым большим в мире копром 142 м. Также это судно оснащено мощным краном, способным поднять груз до 700 тонн. Таким образом, при помощи Yihan Jin Zhuang легко и удобно выполнять сложнейшие портовые работы по установке свайных полей, монтажа стационарных ветроэлектростанций в прибрежной зоне, а также сооружения мостов, других объектов инфраструктуры в морских проливах.
Отдельного внимания заслуживает пропульсивная система. Наряду с двигателем на дизельном топливе установлен электродвигатель, отдающий свою энергию для мелких маневров в районе проведения работ и динамического позиционирования.
Это судно, могущее потягаться по мощности с предыдущим, принадлежит бельгийской компании Jan De Nul. Его предназначение – обслуживание и установка крупных конструкций в прибрежной зоне и на определенном удалении от берега.
Les Alizés / Фото: Jan De Nul
Характеристики Les Alizés:
Длина – 236,8 м;
Ширина – 52 м;
Осадка – 10,5 м;
Грузоподъемность крана – 5000 тонн.
Последний раз судно было замечено при заключении контракта для датской энергогенерирующей компании Ørsted, Les Alizés. Задача – обеспечить монтаж 106 мачт-оснований для генераторов ветроэлектростанций в Северном море и другого оборудования, а также защитных строений. Начало работ – 2023 г. Сроки – год.
7. Лайнер-вездеход от США
Перейдем к более простым, но не менее интересным проектам. Это – лайнеры-вездеходы для American Cruise Lines (ACL). Внутренние водные пути, о которых мы достаточно часто рассуждаем, интересны и важны не только России. И тут тоже стоит вопрос глубин. Соответственно, была предпринята успешная попытка в строительстве мелкосидящих лайнеров. И она удалась.
Круизный лайнер-"вездеход" типа Project Blue / Фото: ACL
Cуда Project Blue будут строиться на верфи компании Chesapeake Shipbuilding в Солсбери. А два из них уже взяты в работу: American Eagle и American Glory. Дата передачи заказчику – 2023 г. Место эксплуатации – Атлантические внутренние водные пути и ВВП Аляскинского внутреннего прохода, а также для судоходства между портами Новой Англии.
Характеристики лайнера-вездехода:
Длина – 74,5 м (241 фт);
Ширина – 17 м (56 фт);
Пассажировместимость – 109 чел.;
Экипаж (в том числе обслуживающий персонал) – 50 чел;
Судно катамаранного типа.
8. Судно с сахарком от American Sugar Refining (ASR)
На разработку необычного проекта ушло два года. На свет появилось, пожалуй, одно из самых необычных судов с точки зрения его эксплуатации – супербаржа, направленная на обеспечении городов сахаром. Построили её на верфи судостроительной компании Senesco Marine в Северном Кингстоне и нарекли Knot Refined (дословно – утонченный узел). Курсировать ей предстоит теперь между Палм-Бич, Йонкерс и Балтимором.
Супербаржа для перевозки сахара "Knot Refined" / Фото: American Sugar Refining
Что же в этой барже такого необычного?
Дело в её размерах и грузоподъемности, что делает судно самым большим подобного типа, построенного в США.
Характеристики Knot Refined:
Длина – 137 м (450 фт);
Грузоподъемность – 18 000 тонн;
Повышенные мореходные качества.
Сахар при этом будет храниться на специальном складе в точке отправления – порт Палм-Бич. Загрузка склада – 21 000 тонн сырья, возможности по загрузке баржи – 700 тонн/час.
9. Самоходная рыбная ферма от Ocean Ark Tech of Chile. Чили
При всей увлеченности обновлением рыболовецких судов в России, наши конструктора ещё не предлагали такого варианта плавучей рыбной фермы. Но Ocean Ark Tech of Chile (OATECH, Чили) совместно с британской Ocean Sovereign рискнули, и получился тримаран. Основная его конструкторская польза – уменьшение смертности рыбы на ферме как минимум на 5% по сравнению с естественным биологическим уровнем. А особенность расположения садков побортно в специальных местах дает гарантию рыбе естественной среды обитания, а также устраняет сложности при перевозки живого продукта на дальние расстояния.
Оборудование для рыбы – 8 самоочищающихся садка для содержания 450 тонн рыбы;
Разведение рыбы – тунец, лосось, форель, и др.
10. Российские технологии судостроения и необычные суда
Вообще, откровенно говоря, практически каждое новое российское судно могло бы быть удостоено такого звания. Чего только стоят неоднократно нами упомянутые траулеры и краболовы, которые строят всей Россией. Всей – потому что и задача, и проблема общая. А на выходе получаются не просто дежурные суда, а настоящие творения инженерной мысли, достойные всяческого внимания и поддержки. Не будем про них ещё раз говорить, а просто оставим ссылку на наш обзор по рыбопромысловым судам.
Отдельного внимания заслуживают и катамараны, и даже СПК, которые сейчас активно строятся на российских судостроительных заводах. Эти проекты действительно инновационные не только для России, но в техническом понимании – для всего мира, ведь реализуются они под конкретные нужды наших вод, а, значит, с уникальным набором технологий.
Проводка "на усах" – стыковка судна с кринолином ледокола / Фото: Фото: М. Шилкина
Конечно же, во главе представленного нами списка должны оказаться российские атомоходы. Хочешь – не хочешь, а обойти их нельзя. Ледоколы проекта 22220 уже показали, насколько желание, умение, мастерство может покорить даже вечную мерзлоту. А уж чего стоит ледокол проекта "Лидер", который сможет сделать Северный Морской путь экономически выгодным (но тут не будет говорить пустых слов, а понаблюдаем).
Ледокол "Лидер" / Фото: Корабел.ру
Наконец, вишенкой на торте должна стать уникальная ситуация, в которой оказалось сегодня наше отечество – мы говорим об экономической и технической блокаде, несмотря на которую, наши верфи не сложили, понурив голову, рабочие руки, а продолжают трудиться и находят новые контакты, возможности. Это ли не технологическое чудо – суметь найти выход из настолько неожиданной и неудобной инженерной задачи, в которую, возможно, привыкшие к определенного рода комфорту, западные судостроители уже давно не попадали. Разве что китайский ремонт может поспорить тут по поиску неординарных решений.
Отдельные слова благодарности ОСК за поддержу корабелов.
Вместо вывода
Ну, а закончим обзор на том, что не ради красивых судов мы его затеяли, а ради того, чтобы показать, что с технологической точки зрения – мир не стоит на месте. И не сегодня – завтра нас ждет новый виток эволюции, который попросту неизбежен, как бы не пытались искусственно разъединить порой мир на белых и черных те, кто привык это делать на самом высоком уровне. Инженер всегда остается инженером, и у него есть чему поучиться. А если эту силу ещё и пустить в продуктивное русло, то возможно практически все.
На этом желаем нашему читателю хорошего настроения и продуктивной инженерной мысли. Обязательно переходите по вложенным ссылкам, за ними скрываются различные интересные материалы, опубликованные на Корабел.ру
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+