Кажется, я совершенно перестал понимать наших "флотоводцев". В частности, историю с "Мистралем". Не буду распространяться по поводу необходимости такого корабля в составе нашего ВМФ – не моя вахта, пусть решают "стратеги", но о сопутствующих моментах все же выскажусь.
Честно говоря, с самого начала эпопеи я не верил в реализуемость этого проекта. Думал, что поговорят, попугают наших судостроителей и тихо спустят дело "на тормозах". Однако ситуация развивается и, как сообщил в интервью РИА «Новости» главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий: "Россия планирует закупить четыре корабля этого типа. Сейчас идут переговоры о схеме поставок - обсуждается вариант покупки двух готовых кораблей у французских корабелов и строительства двух по лицензии на верфях в России". "Я надеюсь, что к моменту проведения "Евронаваля" российские и французские специалисты подготовят контракт по "Мистралю", - сказал главком.
Значит, дело закрутилось всерьез - корабли, похоже, купят. И тут возникают дополнительные вопросы – а как готовится и готовится ли инфраструктура, места базирования, тренажеры для обучения личного состава и многое другое, без чего не возможно использование такой техники? Как будет использоваться машина для приготовления мороженого, ведь ни в каких нормах снабжения ингредиенты для его приготовления не значатся? Куда будут загружать полугнилую картошку, которая как раз в этих нормах имеется, а места на французском корабле для нее не предусмотрено? Не перегреется ли система кондиционирования при базировании в Североморске? Как будет обслуживаться современная техника нашими матросиками, образовательный уровень которых, в лучшем случае, 11 классов сельской школы? Ведь не из одних только офицеров будет состоять экипаж этого корабля. А также многие другие, куда как более серьезные, вопросы, о которых главком умалчивает.
Ну да ладно, на эти темы можно было бы "побурчать" и забыть, но то, что в том же интервью адмирал Владимир Высоцкий заявил, "что России нужно получить на основе "Мистраля" технологии современного боевого кораблестроения" назвать иначе, чем пощечиной всему отечественному судостроению никак не могу. Какое право имеет этот "отец-командир" судить о технологиях современного боевого кораблестроения и их состоянии в России, если в другом его интервью, тому же РИА "Новости" заявляет – "Тема строительства перспективного авианосца для ВМФ России никуда не ушла, поручение руководства страны осталось. Технический проект корабля будет готов к концу этого года". А далее продолжает – что "пока рано говорить об облике авианосца. Даже по поводу водоизмещения. Перед конструкторами поставлен ряд требований. Если они смогут засунуть все в спичечный коробок, то пожалуйста. Если получится такой же, как у американцев (более 100 тысяч тонн - ред.), то пусть обоснуют", - сказал Высоцкий. И этот человек, который не понимает разницы между техническим проектом и техническими предложениями, руководит развитием (или развалом?) нашего флота? Адмиралы Кузнецов и Горшков в гробах ворочаются!
Напомню, что эти корабли, как неоднократно заявлялось, будут поставлены нам без вооружения, в том числе и радиолокационного. То есть это будет корпус, пропульсивная установка и системы жизнеобеспечения. И чему нам здесь учиться? Какие тут высокотехнологичные секреты? К тому, что комплектация корабля по большей части не отечественного производства, все давно уже привыкли, и никаких проблем с монтажом и пуско-наладкой не возникает. А корпуса и вовсе с удовольствием покупают у нас и голландцы, и норвежцы, и турки.
Наверняка, у французов сроки строительства будут покороче, и это единственный плюс. Так как качество, думаю, будет такое же, как и у нас, если подчиненные главкому военпреды справятся со своими задачами.
Допускаю, что в этой истории есть какие-то другие рычаги, другие интересы, другие цели. Не имеющие прямого отношения к судостроению. Ну так, господа руководители, решайте эти задачи по-тихому, не будоражьте судостроительную общественность. И уж тем более не оскорбляйте и без того униженных корабелов.