Вот и свершилось. «В пятницу «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания военного кораблестроения DCNS в присутствии Президента РФ Дмитрия Медведева подписали контракт о покупке Россией двух вертолетоносцев класса «Мистраль». «Первый корабль для России будет поставлен в 2014 году, три года спустя после вступления контракта в силу. Второй будет поставлен в 2015 году», – говорится в коммюнике компании», – сообщил 17 июня сайт РИА «Новости». В сообщении нет информации о том, планируется ли, в рамках этого контракта, строительство еще двух кораблей в России и о передаче какихто мифических технологий, якобы недоступных отечественным судостроителям. Ведь об этом трубили все два года, пока шли переговоры и подготовка контракта.
Не моя вахта оценивать, насколько необходимы такие корабли родному ВМФ, хотя, по моим данным, за последние десятилетия ни в одной программе военного кораблестроения ни НИРы, ни ОКРы по объектам такого типа не предусматривались, а вот о судостроительных технологиях пару слов скажу.
Вопервых, если мы уж так сильно отстали от всего мира в этих самых технологиях, то чем занимается ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»? И почему Центр есть, а технологий нет? Между прочим, это ОАО «ЦТСС» существует в основном на бюджетные средства. И если 20 лет отставание только нарастает, то не пора ли поинтересоваться – кто и за какие заслуги финансировал этот институт?
Вовторых. Я слежу за развитием судостроения в мире. И какихлибо откровений, процессов или решений, не известных мне еще со студенческой скамьи, не замечал. Разве мы не знаем, что крупноблочное строительство производительнее сборки корпуса из секций, да еще на открытом стапеле? Что автоматическая сварка лучше, чем ручная? Что трубы, фундаменты и насыщение можно изготавливать по эскизам на основе модели? А будет эта модель материальная или в формате 3D, по существу не имеет значения, это лишь метод моделирования. Разве есть в зарубежном судостроении материалы, недоступные нам? Нет. Причем большую часть материалов производят и в России, а уж чего нет, купить – нет проблем.
Единственное, что меня всегда удивляет и восхищает, это умение организовать процесс строительства судна и постоянное стремление к обновлению основных фондов, станочного и инструментального парка, обучению персонала новейшим приемам работы. Вот с этим у нас действительно беда!
Как отмечается в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», «…износ оборудования механических цехов судостроительных заводов составляет около 75 %, литейных – 73–75 %, комплексных доковых – 65 %». Большая часть зданий и сооружений не приспособлены для крупноблочного строительства. Не стала анахронизмом и сварка штучными электродами. А уж об организации производства и говорить не хочется! Может быть, вместо (или вместе) «Мистраля» обратить внимание
и выделить средства на техническое перевооружение производства и обучение руководителей правильно планировать и организовывать строительство судов и кораблей? Ведь без этого никакие технологии работать не будут.
Отрадно, что заговорили о создании новых современных верфей, но все это пока слова и бумаги. Да и нужны эти верфи, по большому счету, для строительства крупных судов. А между тем, для десятков существующих предприятий уже сейчас работы «выше крыши». Как отмечается в упомянутой пояснительной записке, «анализ состояния речного флота России показывает, что если в 1990 году в российских речных пароходствах насчитывалось 14 100 единиц грузовых транспортных судов и 1 700 пассажирских, то в 2008 году самоходных грузовых судов насчитывалось 3 189 единиц и пассажирских – 619 единиц».
То есть флот убывает. Но «свято место пусто не бывает», и если не будет наших судов – появятся иностранные, особенно актуально это в свете планируемого открытия ВВП. И совершенно очевидно, что без серьезного технического перевооружения всех верфей, обучения персонала современным методам организации производства, нашим верфям не
выстоять в конкурентной борьбе с коллегами из Азии. Хозяева, задумайтесь!
Вопервых, если мы уж так сильно отстали от всего мира в этих самых технологиях, то чем занимается ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта»? И почему Центр есть, а технологий нет? Между прочим, это ОАО «ЦТСС» существует в основном на бюджетные средства. И если 20 лет отставание только нарастает, то не пора ли поинтересоваться – кто и за какие заслуги финансировал этот институт?
Вовторых. Я слежу за развитием судостроения в мире. И какихлибо откровений, процессов или решений, не известных мне еще со студенческой скамьи, не замечал. Разве мы не знаем, что крупноблочное строительство производительнее сборки корпуса из секций, да еще на открытом стапеле? Что автоматическая сварка лучше, чем ручная? Что трубы, фундаменты и насыщение можно изготавливать по эскизам на основе модели? А будет эта модель материальная или в формате 3D, по существу не имеет значения, это лишь метод моделирования. Разве есть в зарубежном судостроении материалы, недоступные нам? Нет. Причем большую часть материалов производят и в России, а уж чего нет, купить – нет проблем.
Единственное, что меня всегда удивляет и восхищает, это умение организовать процесс строительства судна и постоянное стремление к обновлению основных фондов, станочного и инструментального парка, обучению персонала новейшим приемам работы. Вот с этим у нас действительно беда!
Как отмечается в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства», «…износ оборудования механических цехов судостроительных заводов составляет около 75 %, литейных – 73–75 %, комплексных доковых – 65 %». Большая часть зданий и сооружений не приспособлены для крупноблочного строительства. Не стала анахронизмом и сварка штучными электродами. А уж об организации производства и говорить не хочется! Может быть, вместо (или вместе) «Мистраля» обратить внимание
и выделить средства на техническое перевооружение производства и обучение руководителей правильно планировать и организовывать строительство судов и кораблей? Ведь без этого никакие технологии работать не будут.
Отрадно, что заговорили о создании новых современных верфей, но все это пока слова и бумаги. Да и нужны эти верфи, по большому счету, для строительства крупных судов. А между тем, для десятков существующих предприятий уже сейчас работы «выше крыши». Как отмечается в упомянутой пояснительной записке, «анализ состояния речного флота России показывает, что если в 1990 году в российских речных пароходствах насчитывалось 14 100 единиц грузовых транспортных судов и 1 700 пассажирских, то в 2008 году самоходных грузовых судов насчитывалось 3 189 единиц и пассажирских – 619 единиц».
То есть флот убывает. Но «свято место пусто не бывает», и если не будет наших судов – появятся иностранные, особенно актуально это в свете планируемого открытия ВВП. И совершенно очевидно, что без серьезного технического перевооружения всех верфей, обучения персонала современным методам организации производства, нашим верфям не
выстоять в конкурентной борьбе с коллегами из Азии. Хозяева, задумайтесь!