Отечественное судостроение в удручающем состоянии. Похоже, отрасли требуется не "перезагрузка", не оздоровление, а - реанимация. В кадровой политике в первую голову.
Смотрим официальные документы - по существу, добротно и основательно. Вполне оптимистично, даже бодрит. Но на деле - положение плачевное. Впечатление полного провала? Или не так все плохо?.. Мы продолжаем непростой разговор о реализации Государственных программ, который начат в первой части статьи (Корабел.ру).
Определившись с целями и сформулировав задачи, разумно задаться вопросом, какими силами будут реализованы проекты? Поговорим о состоянии рынка труда в отрасли, не забывая всякий раз оглянуться на Государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" и ее подпрограмму "Развитие кадрового потенциала судостроения" (Минпромторг)
"Сытый голодного..."
В канве этой статьи рассматривать динамично развивающийся оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не станем. Он активно и мощно выходит на передовые рубежи. Ожидается, что ОПК станет определять ключевые драйверы развития отечественной судостроительной отрасли. Пугает одно: не заигрались бы на местах исполнители. Как бы "увлечение ОПК" не оставило за бортом развитие гражданского судостроения, ведь многие в отрасли сетуют на то, что предприятия ОПК превращаются в "пылесосы" средств, преференций, дотаций и, конечно же, кадров. У потенциального соискателя уже выработалась мотивация - ОПК наиболее привлекателен с точки зрения зарплат, расположения места работы (город, инфраструктура и т.п.), развитие "социалки". Престижность, наконец. Недаром иногда приходится слышать о предприятиях оборонно-промышленного комплекса - "сытые". На фоне ощутимых успехов "оборонки" иные направления в лучшем случае буксуют, а в худшем...
О конкурентоспособности нашей судостроительной отрасли говорить не приходится. Ключевые показатели ее развития остались на уровне первой половины прошлого века, а то и ранее. Продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза превышает такой же показатель у наших иностранных конкурентов. Трудозатраты отечественных судостроителей - в зависимости от направления - в 3-4, а то в 5 раз выше, нежели за рубежом! Достаточно поднять характеристику состояния отрасли, представленную в "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (от 06.09.2007 года). Неудивительно, что заказы на строительство гражданских судов размещаются за рубежом. Многие крупные корпорации, завязанные на морские и речные перевозки, открывают собственные судостроительные направления, хотя ранее об этом даже не думали.
Вспомним, как в конце августа 2013 года президент в ходе рабочей поездки в Приморский край указал на болевые точки судостроительной отрасли: низкая производительность труда, неконкурентоспособность, устаревшая материально-техническая база, неэффективное расходование средств на реализацию стратегически важных программ (Kremlin.ru). Пенял на то, что суда заказывают у корейцев. Времена были спокойные - о возможности каких-то там "западных санкций" никто не помышлял.
Президент и правительство неоднократно поднимали вопрос о состоянии судостроения - принимались решения. Постановлением правительства РФ от 21.05.2015 №154 "Приоритетные сектора российской экономики" машиностроительный комплекс (в том числе - судостроение) отмечен первой строкой. Однако, как годы назад, так и сегодня, первостепенными требованиями для реанимации судостроения в России были и остаются: добротная научно-техническая база, управляемый и понятный бизнес и выстроенные отношения с заказчиком без административных излишеств и проволочек. Но опять-таки без внятной социальной и кадровой политики в отрасли решить застарелые задачи невозможно. По классике, нерешенная вовремя задача, отложенный "на потом" вопрос — проблема. Ворох проблем растет и растет.
Кадры решают... Что?
В кулуарах XIX Международного форума "Российский промышленник", проходившего в начале октября в Санкт-Петербурге, руководитель одного из весомых российских бизнес-сообществ в беседе об этапах развития отечественного судостроения, оговорился: "Все просто. Как в фильме "Щит и меч", по названию серий - "Без права быть собой". Это мы, надеюсь, видели. Теперь смотрим "Приказано выжить…", далее - "Обжалованию не подлежит". Любопытно, что ожидает нас на "Последнем рубеже"?
На сегодняшний день в отрасли, как и прежде, крайне востребованы токари-универсалы и электрогазосварщики - входят в топ-5 наиболее ожидаемых специалистов рабочих профессий. В этой связи в России возрастает число, так называемых "дефицитных" в кадровом отношении регионов. К ним можно отнести, помимо крупных промышленных центров, Московскую, Ленинградскую, Калужскую, Мурманскую, Липецкую, Магаданскую, Рязанскую, Саратовскую, Нижегородскую, Архангельскую, Челябинскую области и Красноярский край. На грани катастрофы состояние кадрового рынка в Приморье, нарастает кадровый голод на Дальнем Востоке, Сахалине и в Ставропольском крае. Рабочие профессии востребованы практически везде и на крупных, и на средних и малых предприятиях и компаниях этих регионов - в основном в части рабочих и специалистов среднего звена. Требуются толковые - не по диплому - управленцы. Ситуацию обостряет старение населения. Пополнения трудовых ресурсов не наблюдается. Демографическая ситуация только-только начала выправляться. А работать надо сегодня.
Отмечу, что к "дефицитным" относятся регионы с развитой инфраструктурой, где реализуются инвестиционные проекты, создаются инновационные кластеры и экономические зоны. В них чрезмерен кадровый голод, и они, по понятным причинам, оттягивают всеми правдами и неправдами на себя трудовые ресурсы. Именно "дефицитные регионы" провоцируют шквал внутренней миграции. В "приоритете" мигрантов, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. Здесь растет число вакансий при низкой трудовой активности и мобильности местного населения, здесь более высокие зарплаты. Срабатывает известный с былых времен миф о "лучшей жизни" в крупных городах. Остановимся на Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые по многим показателям в числе благополучных.
По мнению директора рекрутингового портала "HeadHunter Северо-Запад" Юлии Сахаровой, положение на рынке труда в отрасли на северо-западе страны близко к катастрофическому, что уж говорить о других, депрессивных регионах. Наблюдается существенное кадровое отставание по подбору ключевых специалистов. Некоторых фактически не найти - "штучные позиции". Так, на "Балтийском заводе - Судостроение" несколько месяцев не могли закрыть вакансию "инженера-нормировщика". Примеры частные? Однако показательные - так по всей отрасли.
В регионе в настоящий момент количество стареющего населения перекрывает показатель прироста молодого трудоспособного. Об этом нам еще предстоит говорить. Полностью отсутствует интерес к рабочим профессиям - не престижно. Нынешние выпускники школ "заточены" на получение любой ценой диплома о высшем образовании. В технические вузы идут, но, как показывает практика, далее трудоустраиваться по профессии не хотят. Сегодня до 80% молодых людей в Санкт-Петербурге и Ленобласти имеют высшее образование. Выкладки исследования "HeadHunter Северо-Запад" основываются на достаточно свежих - иных пока нет - данных по судостроению (см. галерею-вкладку ниже).
"Приказано выжить..."
Тимофей Котов, начальник сектора профессионального обучения и профориентации комитета по труду и занятости населения администрации Ленинградской области, отмечает, что правительством области принят ряд документов по выправлению положения на рынке труда в промышленном секторе (в т.ч. в судостроении): Постановление правительства ЛО от 16.12.2013 года №431 "О концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы", Соглашение №21-12 от 22.03.2012 года "О взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений" и ряд комплексных планов профориентационной работы муниципальных районов (городском округе) Ленобласти.
Программы приняты, но до их реализации, ох как далеко... Казалось бы, в профориентации заинтересованы все стороны. А на "тормоза" давят не столько чиновники, сколько те, кому это жизненно необходимо, - предприятия. Всего 9% из общего числа по Ленинградской области участвуют в целевых программах. Такой же сложностью почему-то оказалась организация производственной практики для учащихся ссузов - до руководства некоторых промышленных предприятий не достучаться! К слову весьма любопытным является раздел областного профильного Комитета, связанный непосредственно с обсуждаемой темой.
Но программы подготовки кадров часто не стыкуются с программами Комитета по образованию, спущенными Минобрнауки, которые ориентированы на "инновацию и модернизацию". Например, что прикажете делать с выпускниками средних и средне-специальных учебных заведений, которых учили работе на автоматизированной технике, станках с ПУ? Например, на одном из ведущих предприятий Санкт-Петербурга, весомо представленном на внутреннем и внешнем рынке, средний возраст высококвалифицированных станочников составляет... 58 лет. Это не шутка. Нет специалистов, знакомых с "устаревшим" оборудованием и техникой. И другой не предвидится.
Молодой специалист, приходя на завод, попросту не знает с какой стороны подойти к токарному или фрезерному станку. Иногда не в состоянии самостоятельно заправить резец. Если такой остается работать, то вынужден переучиваться. О какой мотивации может идти речь! Потому-то отдел кадров вынужден делать ставку на пожилых станочников или мигрантов - внутренних и внешних. Это по рабочим позициям. Не лучшая картина и с кадрами ИТР. Оценивая ситуацию на кадровом рынке, директор по персоналу ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК) - предприятия благополучного, - Наталья Жданова указывает на основные проблемы в области управления персоналом - они общие для всей отечественного судостроения:
Существенно осложнила ситуацию "прежняя история" ВСЗ с частой сменой владельцев предприятия. В планах "Выборгского судостроительного" программы по омоложению кадров, мотивационные мероприятия, полноценная жилищная программа для иногородних и молодых специалистов, многое делается в плане привязки реального производства к системе обучения и развития. Основные показатели ниже в галерее-вкладке. Опыт предприятия показателен.
Судостроение - штука серьезная. На раз-два корабля не слепишь. Это сложный многоуровневый механизм, который не приемлет дилетантизма. Компанейский подход чреват срывами, бюрократическими проволочками, межведомственной неразберихой. Изобретать некие новые подходы к реализации поставленных - пусть, на первый взгляд, неподъемных - программ опасно. Чередой идут заседания, конференции, совещания, а результаты? Этой публикацией "Корабел.ру" приглашает всех заинтересованных к продолжению серьезного разговора. Главное, чтобы тема не утонула в болтовне.
"Корабел.ру" выражает благодарность за помощь в подготовке публикации Ирине Панченко,
старшему вице-президенту Ленинградской областной торгово-промышленной палаты - исполнительному директору
Определившись с целями и сформулировав задачи, разумно задаться вопросом, какими силами будут реализованы проекты? Поговорим о состоянии рынка труда в отрасли, не забывая всякий раз оглянуться на Государственную программу Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 годы" и ее подпрограмму "Развитие кадрового потенциала судостроения" (Минпромторг)
"Сытый голодного..."
В канве этой статьи рассматривать динамично развивающийся оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не станем. Он активно и мощно выходит на передовые рубежи. Ожидается, что ОПК станет определять ключевые драйверы развития отечественной судостроительной отрасли. Пугает одно: не заигрались бы на местах исполнители. Как бы "увлечение ОПК" не оставило за бортом развитие гражданского судостроения, ведь многие в отрасли сетуют на то, что предприятия ОПК превращаются в "пылесосы" средств, преференций, дотаций и, конечно же, кадров. У потенциального соискателя уже выработалась мотивация - ОПК наиболее привлекателен с точки зрения зарплат, расположения места работы (город, инфраструктура и т.п.), развитие "социалки". Престижность, наконец. Недаром иногда приходится слышать о предприятиях оборонно-промышленного комплекса - "сытые". На фоне ощутимых успехов "оборонки" иные направления в лучшем случае буксуют, а в худшем...
О конкурентоспособности нашей судостроительной отрасли говорить не приходится. Ключевые показатели ее развития остались на уровне первой половины прошлого века, а то и ранее. Продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза превышает такой же показатель у наших иностранных конкурентов. Трудозатраты отечественных судостроителей - в зависимости от направления - в 3-4, а то в 5 раз выше, нежели за рубежом! Достаточно поднять характеристику состояния отрасли, представленную в "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (от 06.09.2007 года). Неудивительно, что заказы на строительство гражданских судов размещаются за рубежом. Многие крупные корпорации, завязанные на морские и речные перевозки, открывают собственные судостроительные направления, хотя ранее об этом даже не думали.
Вспомним, как в конце августа 2013 года президент в ходе рабочей поездки в Приморский край указал на болевые точки судостроительной отрасли: низкая производительность труда, неконкурентоспособность, устаревшая материально-техническая база, неэффективное расходование средств на реализацию стратегически важных программ (Kremlin.ru). Пенял на то, что суда заказывают у корейцев. Времена были спокойные - о возможности каких-то там "западных санкций" никто не помышлял.
Президент и правительство неоднократно поднимали вопрос о состоянии судостроения - принимались решения. Постановлением правительства РФ от 21.05.2015 №154 "Приоритетные сектора российской экономики" машиностроительный комплекс (в том числе - судостроение) отмечен первой строкой. Однако, как годы назад, так и сегодня, первостепенными требованиями для реанимации судостроения в России были и остаются: добротная научно-техническая база, управляемый и понятный бизнес и выстроенные отношения с заказчиком без административных излишеств и проволочек. Но опять-таки без внятной социальной и кадровой политики в отрасли решить застарелые задачи невозможно. По классике, нерешенная вовремя задача, отложенный "на потом" вопрос — проблема. Ворох проблем растет и растет.
Кадры решают... Что?
В кулуарах XIX Международного форума "Российский промышленник", проходившего в начале октября в Санкт-Петербурге, руководитель одного из весомых российских бизнес-сообществ в беседе об этапах развития отечественного судостроения, оговорился: "Все просто. Как в фильме "Щит и меч", по названию серий - "Без права быть собой". Это мы, надеюсь, видели. Теперь смотрим "Приказано выжить…", далее - "Обжалованию не подлежит". Любопытно, что ожидает нас на "Последнем рубеже"?
На сегодняшний день в отрасли, как и прежде, крайне востребованы токари-универсалы и электрогазосварщики - входят в топ-5 наиболее ожидаемых специалистов рабочих профессий. В этой связи в России возрастает число, так называемых "дефицитных" в кадровом отношении регионов. К ним можно отнести, помимо крупных промышленных центров, Московскую, Ленинградскую, Калужскую, Мурманскую, Липецкую, Магаданскую, Рязанскую, Саратовскую, Нижегородскую, Архангельскую, Челябинскую области и Красноярский край. На грани катастрофы состояние кадрового рынка в Приморье, нарастает кадровый голод на Дальнем Востоке, Сахалине и в Ставропольском крае. Рабочие профессии востребованы практически везде и на крупных, и на средних и малых предприятиях и компаниях этих регионов - в основном в части рабочих и специалистов среднего звена. Требуются толковые - не по диплому - управленцы. Ситуацию обостряет старение населения. Пополнения трудовых ресурсов не наблюдается. Демографическая ситуация только-только начала выправляться. А работать надо сегодня.
Отмечу, что к "дефицитным" относятся регионы с развитой инфраструктурой, где реализуются инвестиционные проекты, создаются инновационные кластеры и экономические зоны. В них чрезмерен кадровый голод, и они, по понятным причинам, оттягивают всеми правдами и неправдами на себя трудовые ресурсы. Именно "дефицитные регионы" провоцируют шквал внутренней миграции. В "приоритете" мигрантов, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. Здесь растет число вакансий при низкой трудовой активности и мобильности местного населения, здесь более высокие зарплаты. Срабатывает известный с былых времен миф о "лучшей жизни" в крупных городах. Остановимся на Санкт-Петербурге и Ленинградской области, которые по многим показателям в числе благополучных.
По мнению директора рекрутингового портала "HeadHunter Северо-Запад" Юлии Сахаровой, положение на рынке труда в отрасли на северо-западе страны близко к катастрофическому, что уж говорить о других, депрессивных регионах. Наблюдается существенное кадровое отставание по подбору ключевых специалистов. Некоторых фактически не найти - "штучные позиции". Так, на "Балтийском заводе - Судостроение" несколько месяцев не могли закрыть вакансию "инженера-нормировщика". Примеры частные? Однако показательные - так по всей отрасли.
В регионе в настоящий момент количество стареющего населения перекрывает показатель прироста молодого трудоспособного. Об этом нам еще предстоит говорить. Полностью отсутствует интерес к рабочим профессиям - не престижно. Нынешние выпускники школ "заточены" на получение любой ценой диплома о высшем образовании. В технические вузы идут, но, как показывает практика, далее трудоустраиваться по профессии не хотят. Сегодня до 80% молодых людей в Санкт-Петербурге и Ленобласти имеют высшее образование. Выкладки исследования "HeadHunter Северо-Запад" основываются на достаточно свежих - иных пока нет - данных по судостроению (см. галерею-вкладку ниже).
|
|
|
|
"Приказано выжить..."
Тимофей Котов, начальник сектора профессионального обучения и профориентации комитета по труду и занятости населения администрации Ленинградской области, отмечает, что правительством области принят ряд документов по выправлению положения на рынке труда в промышленном секторе (в т.ч. в судостроении): Постановление правительства ЛО от 16.12.2013 года №431 "О концепции совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013-2020 годы", Соглашение №21-12 от 22.03.2012 года "О взаимодействии по вопросам организации работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений" и ряд комплексных планов профориентационной работы муниципальных районов (городском округе) Ленобласти.
Программы приняты, но до их реализации, ох как далеко... Казалось бы, в профориентации заинтересованы все стороны. А на "тормоза" давят не столько чиновники, сколько те, кому это жизненно необходимо, - предприятия. Всего 9% из общего числа по Ленинградской области участвуют в целевых программах. Такой же сложностью почему-то оказалась организация производственной практики для учащихся ссузов - до руководства некоторых промышленных предприятий не достучаться! К слову весьма любопытным является раздел областного профильного Комитета, связанный непосредственно с обсуждаемой темой.
|
|
|
Но программы подготовки кадров часто не стыкуются с программами Комитета по образованию, спущенными Минобрнауки, которые ориентированы на "инновацию и модернизацию". Например, что прикажете делать с выпускниками средних и средне-специальных учебных заведений, которых учили работе на автоматизированной технике, станках с ПУ? Например, на одном из ведущих предприятий Санкт-Петербурга, весомо представленном на внутреннем и внешнем рынке, средний возраст высококвалифицированных станочников составляет... 58 лет. Это не шутка. Нет специалистов, знакомых с "устаревшим" оборудованием и техникой. И другой не предвидится.
Молодой специалист, приходя на завод, попросту не знает с какой стороны подойти к токарному или фрезерному станку. Иногда не в состоянии самостоятельно заправить резец. Если такой остается работать, то вынужден переучиваться. О какой мотивации может идти речь! Потому-то отдел кадров вынужден делать ставку на пожилых станочников или мигрантов - внутренних и внешних. Это по рабочим позициям. Не лучшая картина и с кадрами ИТР. Оценивая ситуацию на кадровом рынке, директор по персоналу ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ОСК) - предприятия благополучного, - Наталья Жданова указывает на основные проблемы в области управления персоналом - они общие для всей отечественного судостроения:
- отсутствие сформированного долгосрочного портфеля заказов;
- низкий уровень престижности рабочих профессий;
- слабый уровень профессионального образования;
- отсутствие полноценной жилищной программы для сотрудников;
- ограниченный рынок труда в г. Выборг;
- неконкурентоспособный уровень оплаты труда по сравнению с Санкт-Петербургом.
Существенно осложнила ситуацию "прежняя история" ВСЗ с частой сменой владельцев предприятия. В планах "Выборгского судостроительного" программы по омоложению кадров, мотивационные мероприятия, полноценная жилищная программа для иногородних и молодых специалистов, многое делается в плане привязки реального производства к системе обучения и развития. Основные показатели ниже в галерее-вкладке. Опыт предприятия показателен.
|
|
|
Судостроение - штука серьезная. На раз-два корабля не слепишь. Это сложный многоуровневый механизм, который не приемлет дилетантизма. Компанейский подход чреват срывами, бюрократическими проволочками, межведомственной неразберихой. Изобретать некие новые подходы к реализации поставленных - пусть, на первый взгляд, неподъемных - программ опасно. Чередой идут заседания, конференции, совещания, а результаты? Этой публикацией "Корабел.ру" приглашает всех заинтересованных к продолжению серьезного разговора. Главное, чтобы тема не утонула в болтовне.
"Корабел.ру" выражает благодарность за помощь в подготовке публикации Ирине Панченко,
старшему вице-президенту Ленинградской областной торгово-промышленной палаты - исполнительному директору