Правительство вновь, как и прежде, собирается снижать финансирование государственных программ развития судостроения и транспорта
7 октября премьер-министр провел заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. В своем докладе Дмитрий Медведев, в частности, отметил: "Бюджетный процесс действительно в этом году был очень сложным. Мы столкнулись и с неблагоприятными условиями, которые, строго говоря, продолжаются уже несколько лет - как внешние, так и внутренние" (Правительство России).
Безусловно, отмечено в докладе, власти продолжат работу по импортозамещению, поддержке агропромышленного комплекса и инфраструктурных проектов, а также при любом сценарии исполнят социальные обязательства. При этом финансирование сельского хозяйства в будущем году даже увеличится. Бюджетная политика, по словам председателя правительства, не может быть в настоящий момент никакой иной, кроме как максимально жесткой. И происходить это должно за счет снижения неэффективных трат. "Возможности для оптимизации государственных расходов весьма значительны", - резюмировал Дмитрий Медведев. Далее обсуждение основного финансового документа страны происходило в закрытом режиме.
Нож секвестра
Похоже, нас ожидает дальнейшее урезание бюджетных статей. Под "нож секвестра" вновь, как и в текущем году, попадают государственные программы. Мне возразят, как же так! Ведь у Минфина есть финансовый задел из неиспользованных средств в 12,68 трлн рублей - остаток по состоянию на начало 2015 года. Конечно, в ходе стагфляции в первом квартале эта сумма сократилась до 9,86 трлн рублей, то есть уменьшилась на 23% (бюджетные резервы). Но если перевести эту "цифирь" в долю от ВВП, получатся весьма внушительные около 13,5%. И общий объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился почти вдвое, составив в денежном выражении почти 11 трлн рублей. Так-то оно так...
Назначение средств названных Фондов понятно, никто не предлагает их тут же пускать в дело - модернизацию и т.п. - за что ратуют ретивые оппоненты действующей власти. Не в этом суть нашего разговора. А в том, что реализация государственных программ - в частности по судостроению и транспорту - на грани провала. Только в текущем году финансирование ряда целевых государственных программ уже снижено почти на 65%. Возьмем официальные документы и калькулятор, чтоб не прослыть голословными.
Целый ряд стратегически приоритетных с точки зрения национальной безопасности и экономического суверенитета нашей страны направлений развития недофинансировано! В "лидирующих" преобладают госпрограммы, связанные с развитием отечественной обрабатывающей промышленности и наукоемких производств.
На этой волне перейдем к цифрам. Рассмотрим исполнение расходов федерального бюджета по финансированию государственных программ - на основании открытых данных Министерства финансов (Минфин РФ, раздел "Финансовый бюджет") за первый квартал (январь-март) этого года. Иных данных нет, но и имеющихся вполне достаточно (в % кассового исполнения от утвержденной росписи):
Реальный сектор экономики, который в первую голову должен обеспечить импортозамещение, - обрабатывающие производства и АПК - получил в 1,5-2 раза меньше средств, чем предполагалось в "расходной ведомости" Минфина. Расходы бюджета на реализацию "майских указов" 2012 года, подписанные Владимиром Путиным в день вступления в должность президента страны, теперь урезаны его же поправками, "исходя из непростой экономической ситуации", на 152,9 млрд рублей.
"Разворачивайтесь в марше!"
Помнится, в мае этого года Минпромторг обозначил задачу коренным образом изменить ситуацию в российском судостроении и перейти к локализации и созданию производств всех типов судов на территории России. Так и заявлено в заголовке: "Развитие судостроения станет одним из приоритетов промышленной политики" (Минпромторг РФ).
Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли, отмечая важность решаемой задачи, говорил, что в советские годы наша судостроительная отрасль была одной из ведущих в мире и производила до трети всех судов. К примеру, доля среди рыбопромысловых судов составляла 60%. Сегодня же мы импортируем 90% рыбопромысловых судов. Чтобы кардинально переломить ситуацию, "необходима выработка долгосрочной политики, направленной на системное воссоздание утраченных производственных мощностей на новом технологическом уровне".
План министерства по импортозамещению в сфере судостроения предусматривает снижение к 2020 г. доли импорта крупнотоннажных транспортных судов с нынешних 100% до 20%, стационарных буровых платформ – с 95% до 25%, трубоукладчиков – со 100% до 30%, рыбопромысловых судов – с 90% до 60%, судоремонтных плавучих мастерских – с 90% до 60%. Долю ремонта морских судов на зарубежных предприятиях (сегодня это 75%) планируется сократить до 45%. Для выполнения этих планов на территории России необходимо организовать производство современного судового и палубного оборудования.
Время действия - май 2015 года. Драматургия действа: на авансцене "вещающий и благостный" Минпромторг, на заднем плане - "коварный" Минфин с "усекновением бюджетного финансирования". Основная интрига "пьесы": Минпромторг говорит, что "рассматривается комплекс мер государственной поддержки судостроительной отрасли, который включает налоговые льготы, направленные на осуществление судоремонта в морских портах, введение таможенных пошлин на иностранные компоненты, аналоги которых производятся в России, и программы стимулирования закупок отечественных судов" (Минпромторг РФ). А где-то в глубине - рифы "секвестра бюджета".
Не стоит персонифицировать виноватого. Все не так просто. Как-то мне пришлось смотреть удивительного шекспировского "Макбета" в фантасмагорической постановке китайского драматического театра. Многие персонажи исполнялись несколькими актерами. Например, неоднозначного шотландского короля Макбета играли сразу четверо. Один исполнял "темную" сторону души, другой - "светлую", третий..., четвертый... Бывает, однако.
Помнится, еще в мае появились сообщения, что такие направления, как судостроение, космос, развитие Дальнего Востока, стали абсолютными лидерами по сокращению финансирования в предстоящем году (Barents Observer, Banki.ru, и др.). Можно считать их "происками врагов". Но вот министр финансов РФ Антон Силуанов озвучивает необходимость корректировки финансирования госпрограмм на 2016 год, мотивируя тем, что у ведомства нет иного выбора, как сократить государственные расходы на ближайшие несколько лет. Любопытно сравнить ранее сказанное с прогнозами, с которыми тот же Минфин выступал в 2013 году (РИА Новости). Они и тогда были далеки от оптимизма.
Прошлогодний обвал цен на энергоносители спровоцировал усугубление экономического кризиса и резкое падение курса национальной валюты. Приоритетными направлениями финансирования госпрограмм на 2016 год теперь заявлены внешняя политика, финансовые рынки и социальная помощь, которые, по мнению министерства, должны избежать серьезных корректировок.
Многострадальная государственная программа "Развитие судостроения на период 2013-2030 гг." подвергнется сокращению финансирования на 7,2 млрд рублей, или на 61,6%. Парадоксальная ситуация: секвестр бюджета происходит за счет сокращения региональных бюджетов и урезания финансирования стратегически важных государственных программ. Кто-то говорит о смене приоритетов, а некоторые даже о смене государственной парадигмы в меняющемся мире. Звучит умно и пафосно, но от этого легче не становится. Даже обычная смена приоритетов - процесс, а не одномоментное действо. Понятно, что пока наше государство как было, так и останется социально ориентированным.
Безусловно, отмечено в докладе, власти продолжат работу по импортозамещению, поддержке агропромышленного комплекса и инфраструктурных проектов, а также при любом сценарии исполнят социальные обязательства. При этом финансирование сельского хозяйства в будущем году даже увеличится. Бюджетная политика, по словам председателя правительства, не может быть в настоящий момент никакой иной, кроме как максимально жесткой. И происходить это должно за счет снижения неэффективных трат. "Возможности для оптимизации государственных расходов весьма значительны", - резюмировал Дмитрий Медведев. Далее обсуждение основного финансового документа страны происходило в закрытом режиме.
Нож секвестра
Похоже, нас ожидает дальнейшее урезание бюджетных статей. Под "нож секвестра" вновь, как и в текущем году, попадают государственные программы. Мне возразят, как же так! Ведь у Минфина есть финансовый задел из неиспользованных средств в 12,68 трлн рублей - остаток по состоянию на начало 2015 года. Конечно, в ходе стагфляции в первом квартале эта сумма сократилась до 9,86 трлн рублей, то есть уменьшилась на 23% (бюджетные резервы). Но если перевести эту "цифирь" в долю от ВВП, получатся весьма внушительные около 13,5%. И общий объем средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния увеличился почти вдвое, составив в денежном выражении почти 11 трлн рублей. Так-то оно так...
Преображенская база тралового флота / "Преображенская база тралового флота", ОАО |
Назначение средств названных Фондов понятно, никто не предлагает их тут же пускать в дело - модернизацию и т.п. - за что ратуют ретивые оппоненты действующей власти. Не в этом суть нашего разговора. А в том, что реализация государственных программ - в частности по судостроению и транспорту - на грани провала. Только в текущем году финансирование ряда целевых государственных программ уже снижено почти на 65%. Возьмем официальные документы и калькулятор, чтоб не прослыть голословными.
Целый ряд стратегически приоритетных с точки зрения национальной безопасности и экономического суверенитета нашей страны направлений развития недофинансировано! В "лидирующих" преобладают госпрограммы, связанные с развитием отечественной обрабатывающей промышленности и наукоемких производств.
На этой волне перейдем к цифрам. Рассмотрим исполнение расходов федерального бюджета по финансированию государственных программ - на основании открытых данных Министерства финансов (Минфин РФ, раздел "Финансовый бюджет") за первый квартал (январь-март) этого года. Иных данных нет, но и имеющихся вполне достаточно (в % кассового исполнения от утвержденной росписи):
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" - 30,55;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013-2030 гг." - 13,15;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" - 11,23;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 гг." - 25,34;
- Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" - 8,79;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг." - 23,89.
Реальный сектор экономики, который в первую голову должен обеспечить импортозамещение, - обрабатывающие производства и АПК - получил в 1,5-2 раза меньше средств, чем предполагалось в "расходной ведомости" Минфина. Расходы бюджета на реализацию "майских указов" 2012 года, подписанные Владимиром Путиным в день вступления в должность президента страны, теперь урезаны его же поправками, "исходя из непростой экономической ситуации", на 152,9 млрд рублей.
"Разворачивайтесь в марше!"
Помнится, в мае этого года Минпромторг обозначил задачу коренным образом изменить ситуацию в российском судостроении и перейти к локализации и созданию производств всех типов судов на территории России. Так и заявлено в заголовке: "Развитие судостроения станет одним из приоритетов промышленной политики" (Минпромторг РФ).
Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли, отмечая важность решаемой задачи, говорил, что в советские годы наша судостроительная отрасль была одной из ведущих в мире и производила до трети всех судов. К примеру, доля среди рыбопромысловых судов составляла 60%. Сегодня же мы импортируем 90% рыбопромысловых судов. Чтобы кардинально переломить ситуацию, "необходима выработка долгосрочной политики, направленной на системное воссоздание утраченных производственных мощностей на новом технологическом уровне".
План министерства по импортозамещению в сфере судостроения предусматривает снижение к 2020 г. доли импорта крупнотоннажных транспортных судов с нынешних 100% до 20%, стационарных буровых платформ – с 95% до 25%, трубоукладчиков – со 100% до 30%, рыбопромысловых судов – с 90% до 60%, судоремонтных плавучих мастерских – с 90% до 60%. Долю ремонта морских судов на зарубежных предприятиях (сегодня это 75%) планируется сократить до 45%. Для выполнения этих планов на территории России необходимо организовать производство современного судового и палубного оборудования.
Время действия - май 2015 года. Драматургия действа: на авансцене "вещающий и благостный" Минпромторг, на заднем плане - "коварный" Минфин с "усекновением бюджетного финансирования". Основная интрига "пьесы": Минпромторг говорит, что "рассматривается комплекс мер государственной поддержки судостроительной отрасли, который включает налоговые льготы, направленные на осуществление судоремонта в морских портах, введение таможенных пошлин на иностранные компоненты, аналоги которых производятся в России, и программы стимулирования закупок отечественных судов" (Минпромторг РФ). А где-то в глубине - рифы "секвестра бюджета".
Не стоит персонифицировать виноватого. Все не так просто. Как-то мне пришлось смотреть удивительного шекспировского "Макбета" в фантасмагорической постановке китайского драматического театра. Многие персонажи исполнялись несколькими актерами. Например, неоднозначного шотландского короля Макбета играли сразу четверо. Один исполнял "темную" сторону души, другой - "светлую", третий..., четвертый... Бывает, однако.
Помнится, еще в мае появились сообщения, что такие направления, как судостроение, космос, развитие Дальнего Востока, стали абсолютными лидерами по сокращению финансирования в предстоящем году (Barents Observer, Banki.ru, и др.). Можно считать их "происками врагов". Но вот министр финансов РФ Антон Силуанов озвучивает необходимость корректировки финансирования госпрограмм на 2016 год, мотивируя тем, что у ведомства нет иного выбора, как сократить государственные расходы на ближайшие несколько лет. Любопытно сравнить ранее сказанное с прогнозами, с которыми тот же Минфин выступал в 2013 году (РИА Новости). Они и тогда были далеки от оптимизма.
Прошлогодний обвал цен на энергоносители спровоцировал усугубление экономического кризиса и резкое падение курса национальной валюты. Приоритетными направлениями финансирования госпрограмм на 2016 год теперь заявлены внешняя политика, финансовые рынки и социальная помощь, которые, по мнению министерства, должны избежать серьезных корректировок.
Многострадальная государственная программа "Развитие судостроения на период 2013-2030 гг." подвергнется сокращению финансирования на 7,2 млрд рублей, или на 61,6%. Парадоксальная ситуация: секвестр бюджета происходит за счет сокращения региональных бюджетов и урезания финансирования стратегически важных государственных программ. Кто-то говорит о смене приоритетов, а некоторые даже о смене государственной парадигмы в меняющемся мире. Звучит умно и пафосно, но от этого легче не становится. Даже обычная смена приоритетов - процесс, а не одномоментное действо. Понятно, что пока наше государство как было, так и останется социально ориентированным.