Создание в Приморье современного центра гражданского судостроения на базе завода "Звезда" в Большом Камне - очень серьезный инвестиционный проект, открывающий новые перспективы для экономики края. Об этом корреспонденту РИА PrimaMedia сказал в эксклюзивном интервью депутат Думы Владивостока Евгений Рылов.
- Евгений Александрович, по решению руководства страны в Приморье будет создан современный центр гражданского судостроения. Как это отразиться на экономике края?
- Создание в Приморье современного центра гражданского судостроения - очень серьезный инвестиционный проект, открывающий новые перспективы для экономики края. Благодаря мощным финансовым вливаниям в Приморском крае появятся новые рабочие места, вырастет налоговая база, будет развиваться инфраструктура железнодорожного и морского транспорта, в полную меру заработает Транссиб. Предприятия судостроения привлекут молодых специалистов, в отраслевой науке появятся новые научные разработки, в учреждениях среднего специального и высшего образования будут готовить специалистов, востребованных в нашем регионе, причем им не придется искать работу за пределами края. Их работа наверняка будет хорошо оплачена, и молодые люди смогут достойно жить в Приморье, не мечтая о переезде в другие регионы.
- Как вы оцениваете современное состояние гражданского флота?
- Как профессиональный моряк, в прошлом судоводитель, я тесно сопряжен с морем на протяжении всей своей жизни и очень хорошо понимаю, насколько важно развитие гражданского судостроения для подъема экономики Дальнего Востока и России в целом. Потребность в гражданских судах в нашей стране очень большая. Как заявил президент РФ Владимир Путин на совещании во Владивостоке, к 2030 году она составит 500 гражданских судов. Пока что государственные и частные компании вынуждены либо эксплуатировать устаревший флот, либо строить новые суда на иностранных судоверфях, оставляя финансовые средства за рубежом, а не в нашей стране. Завод "Звезда" в Приморье обеспечен гособоронзаказом до 2020 года, и на его мощностях целесообразно развивать гражданское судостроение. Строить суда гражданского флота на оборонном предприятии с большим портфелем оборонзаказа - это правильное решение.
- Насколько будет выполним этот проект?
- Принято решение запустить на плановую мощность первую и вторую очереди крупнейшей судостроительной верфи завода "Звезда", которые будут строиться параллельно, к 2018 году. Это не такая уж далекая перспектива, пройдет каких-то пять лет, и мы сможем убедиться в правильности этого решения. Создание консорциума, в который кроме ресурсов объединенной судостроительной корпорации (ОСК) будут привлечены частные инвестиции Роснефти, Газпрома, Совкомфлота говорит о том, что контроль будет достаточно серьезный, потому что эти же компании будут и заказчиками строительства судов. При таком коммерческом подходе здесь, как в любом бизнесе, будут жесткие правила игры, будет обязательным соблюдение сроков, своевременная оплата, ритмичная поставка материалов для судостроения. Это государственный проект, а когда государство начинает такие серьезные, мощные проекты оно их реализует до конца, все доводится до ума и результат превосходит все ожидания. Мы этот видим на примере объектов саммита АТЭС во Владивостоке.
- Сегодня город Большой Камень в Приморье, где расположен завод "Звезда", является закрытой территорией. Это не помешает строительству?
- Строительство новых верфей - это большой плюс не только для экономики Приморья, но и для Большого Камня. Получив новые рабочие места, завод приобретет второе дыхание, будет пополняться бюджет поселения. Закрытый режим города, ЗАТО, в свое время помог сохранить предприятие, но сейчас этот режим будет ослаблен и это повлияет положительно на развитие города. Хотя полностью особый режим нельзя ликвидировать, потому что оборонные заказы требуют определенной секретности.
- Где будут востребованы новые гражданские суда, сошедшие со стапелей обновленного завода "Звезда"?
- Насколько я понимаю, основным локомотивом проекта выступает Роснефть, а это значит, что будут строиться суда для освоения шельфовых и морских нефтяных месторождений. Параллельно будут строиться контейнеровозы, газовозы, нефтеналивные суда, суда ледокольного типа для работы в Арктике, и суда типа река-море, то есть, то, что очень востребовано в нашем регионе.
- А каково будет их качество?
- Я ходил на одном из таких судов, правда, это было судно импортной постройки. Если это будет наше, отечественное судно, построенное с учетом российских потребностей, вряд ли качество будет ниже, а, может быть, оно будет даже выше зарубежного, потому что опыт судостроения у нас богатый. Такие заводы-гиганты, как Дальзавод, Звезда, Славянский судоремонтный завод, завод в Комсомольске-на-Амуре смогут полностью обеспечить и судоремонт и судостроение.
- Новый флот потребует притока специалистов, откуда их взять?
- У нас на Дальнем Востоке очень серьезная база подготовки специалистов в области морского дела. Есть высшие учебные заведения, где готовят специалистов, которые смогут работать на этих судах. Появляются в ВУЗах новые специальности, где готовят кадры для работы в нефтяной промышленности, в газовой промышленности. Увязав все это воедино, мы сделаем очень большой шаг вперед в области подготовки кадров. Кстати, наши специалисты в области мореплавания до сих пор востребованы во всем мире. Все мои однокурсники, которые когда-то начинали работать на наших линиях, сейчас работают за границей, у них высокий профессиональный уровень и иностранные судовладельцы охотно нанимают их в свои компании. Учитывая, что мы до 2030 года выйдем на плановую мощность новой судоверфи, на которой планируется построить 500 судов, я думаю, что все специалисты будут работать у нас, под российским флагом, вкладывая свою лепту в развитие экономики и Приморья и Дальнего Востока.
- Почему для строительства новой верфи выбрали именно Приморье?
- Приморье выгодно географически из-за своей близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, это дает нам серьезные преимущества перед другими регионами Дальневосточного федерального округа. Все прекрасно понимают, что именно Приморский край сейчас является флагманом экономики Дальнего Востока, эта территория находится "под присмотром" президента и правительства России. Кроме того, важным фактором является железная дорога, по которой поставка технологических узлов, агрегатов, материалов для строительства судов будет намного выгоднее, чем морским транспортом. Строительство морского нефтепорта в Козьмино, планируемое строительство завода по сжижению газа в Хасанском районе - все это дает преимущества нашему краю и делает его выгодным для реализации таких макроэкономических проектов, как возрождение гражданского судостроения.
- Создание в Приморье современного центра гражданского судостроения - очень серьезный инвестиционный проект, открывающий новые перспективы для экономики края. Благодаря мощным финансовым вливаниям в Приморском крае появятся новые рабочие места, вырастет налоговая база, будет развиваться инфраструктура железнодорожного и морского транспорта, в полную меру заработает Транссиб. Предприятия судостроения привлекут молодых специалистов, в отраслевой науке появятся новые научные разработки, в учреждениях среднего специального и высшего образования будут готовить специалистов, востребованных в нашем регионе, причем им не придется искать работу за пределами края. Их работа наверняка будет хорошо оплачена, и молодые люди смогут достойно жить в Приморье, не мечтая о переезде в другие регионы.
- Как вы оцениваете современное состояние гражданского флота?
- Как профессиональный моряк, в прошлом судоводитель, я тесно сопряжен с морем на протяжении всей своей жизни и очень хорошо понимаю, насколько важно развитие гражданского судостроения для подъема экономики Дальнего Востока и России в целом. Потребность в гражданских судах в нашей стране очень большая. Как заявил президент РФ Владимир Путин на совещании во Владивостоке, к 2030 году она составит 500 гражданских судов. Пока что государственные и частные компании вынуждены либо эксплуатировать устаревший флот, либо строить новые суда на иностранных судоверфях, оставляя финансовые средства за рубежом, а не в нашей стране. Завод "Звезда" в Приморье обеспечен гособоронзаказом до 2020 года, и на его мощностях целесообразно развивать гражданское судостроение. Строить суда гражданского флота на оборонном предприятии с большим портфелем оборонзаказа - это правильное решение.
- Насколько будет выполним этот проект?
- Принято решение запустить на плановую мощность первую и вторую очереди крупнейшей судостроительной верфи завода "Звезда", которые будут строиться параллельно, к 2018 году. Это не такая уж далекая перспектива, пройдет каких-то пять лет, и мы сможем убедиться в правильности этого решения. Создание консорциума, в который кроме ресурсов объединенной судостроительной корпорации (ОСК) будут привлечены частные инвестиции Роснефти, Газпрома, Совкомфлота говорит о том, что контроль будет достаточно серьезный, потому что эти же компании будут и заказчиками строительства судов. При таком коммерческом подходе здесь, как в любом бизнесе, будут жесткие правила игры, будет обязательным соблюдение сроков, своевременная оплата, ритмичная поставка материалов для судостроения. Это государственный проект, а когда государство начинает такие серьезные, мощные проекты оно их реализует до конца, все доводится до ума и результат превосходит все ожидания. Мы этот видим на примере объектов саммита АТЭС во Владивостоке.
- Сегодня город Большой Камень в Приморье, где расположен завод "Звезда", является закрытой территорией. Это не помешает строительству?
- Строительство новых верфей - это большой плюс не только для экономики Приморья, но и для Большого Камня. Получив новые рабочие места, завод приобретет второе дыхание, будет пополняться бюджет поселения. Закрытый режим города, ЗАТО, в свое время помог сохранить предприятие, но сейчас этот режим будет ослаблен и это повлияет положительно на развитие города. Хотя полностью особый режим нельзя ликвидировать, потому что оборонные заказы требуют определенной секретности.
- Где будут востребованы новые гражданские суда, сошедшие со стапелей обновленного завода "Звезда"?
- Насколько я понимаю, основным локомотивом проекта выступает Роснефть, а это значит, что будут строиться суда для освоения шельфовых и морских нефтяных месторождений. Параллельно будут строиться контейнеровозы, газовозы, нефтеналивные суда, суда ледокольного типа для работы в Арктике, и суда типа река-море, то есть, то, что очень востребовано в нашем регионе.
- А каково будет их качество?
- Я ходил на одном из таких судов, правда, это было судно импортной постройки. Если это будет наше, отечественное судно, построенное с учетом российских потребностей, вряд ли качество будет ниже, а, может быть, оно будет даже выше зарубежного, потому что опыт судостроения у нас богатый. Такие заводы-гиганты, как Дальзавод, Звезда, Славянский судоремонтный завод, завод в Комсомольске-на-Амуре смогут полностью обеспечить и судоремонт и судостроение.
- Новый флот потребует притока специалистов, откуда их взять?
- У нас на Дальнем Востоке очень серьезная база подготовки специалистов в области морского дела. Есть высшие учебные заведения, где готовят специалистов, которые смогут работать на этих судах. Появляются в ВУЗах новые специальности, где готовят кадры для работы в нефтяной промышленности, в газовой промышленности. Увязав все это воедино, мы сделаем очень большой шаг вперед в области подготовки кадров. Кстати, наши специалисты в области мореплавания до сих пор востребованы во всем мире. Все мои однокурсники, которые когда-то начинали работать на наших линиях, сейчас работают за границей, у них высокий профессиональный уровень и иностранные судовладельцы охотно нанимают их в свои компании. Учитывая, что мы до 2030 года выйдем на плановую мощность новой судоверфи, на которой планируется построить 500 судов, я думаю, что все специалисты будут работать у нас, под российским флагом, вкладывая свою лепту в развитие экономики и Приморья и Дальнего Востока.
- Почему для строительства новой верфи выбрали именно Приморье?
- Приморье выгодно географически из-за своей близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, это дает нам серьезные преимущества перед другими регионами Дальневосточного федерального округа. Все прекрасно понимают, что именно Приморский край сейчас является флагманом экономики Дальнего Востока, эта территория находится "под присмотром" президента и правительства России. Кроме того, важным фактором является железная дорога, по которой поставка технологических узлов, агрегатов, материалов для строительства судов будет намного выгоднее, чем морским транспортом. Строительство морского нефтепорта в Козьмино, планируемое строительство завода по сжижению газа в Хасанском районе - все это дает преимущества нашему краю и делает его выгодным для реализации таких макроэкономических проектов, как возрождение гражданского судостроения.