По данным американской компании GMS, одного из крупнейших игроков на рынке скупки возрастных судов для последующей разборки на металл, больше всего подорожали услуги специалистов утилизационных работ на предприятиях Индии, которая по итогам 2021 года стала лидером по общему количеству разобранных судов, опередив Республику Бангладеш.
Динамика цен на утилизацию судов, начало марта 2022 к декабрю 2021г, долл./тонна чистого металла ($/LDT)
Страна | Балкеры | Танкеры | Контейнеровозы |
Бангладеш | 630(+40) | 640 (+40) | 650 (+40) |
Пакистан | 610(+30) | 620 (+30) | 630 (+30) |
Индия | 620(+70) | 630 (+70) | 640 (+70) |
Турция | 360(+30) | 380 (+40) | 390 (+40) |
Источник: GMS
Примечательно так же, что при рекордном (более 300 единиц!) числе направленных на разделку танкеров, средняя стоимость их разделки уступает аналогичному показателю для контейнеровозов, которые были выведены из эксплуатации в минимальном количестве.
Отраслевые специалисты не исключают, что дальнейшее обострение и (особенно!) затягивание украинского кризиса на фоне постоянно растущих цен на нефть и непредсказуемых (для бизнеса всего мира) последствий многочисленных санкций, могут привести к кратковременному перерыву в предложении судов на утилизацию.
В настоящее время в данном сегменте рынка сохраняются явно выраженные "бычьи" настроения, которые в ближнесрочной перспективе будут лишь укрепляться. Особенно это касается Турции, которая в случае долговременного нарушения поставок железной руды и металлолома из портов Украины рискует испытать острую нехватку стали.
В то же время специализирующиеся на разборке судов предприятия опасаются потери российской части своих заказов – из-за того, что суда находящихся под санкциями операторов будет просто физически невозможно доставить на разделочные площадки.
При этом достаточно высоко оцениваются риски сокращения предложения судов к продаже на слом из-за активного роста фрахтовых ставок, который к настоящему времени наблюдается практически для всех основных типов судов.