Раскрыты подробности трагедии на сверхсекретной российской подлодке

1 2562 2 мин
Руководство приказало гидронавтам остаться тушить пожар. Спасение их жизней было бы нарушением российского закона.

Источники, близкие к расследованию, рассказали "Коммерсанту" подробности развития трагедии на атомном глубоководном аппарате АС-31. Погибшие российские офицеры могли эвакуироваться с глубоководной станции, но  остались на судне. 

Перед грядующим боевым заданием, экипаж АС-31 завершал контрольный выход судна. Глубоководный аппарат тремя днями ранее в Баренцево море доставила субмарина-носитель "Подмосковье". Гидронавты тестировали устройства и механизмы станции после планового ремонта. Затем судно с гидронавтами должно было вернуться на базу. Однако при стыковке к атомной подлодке в аккумуляторном отсеке АС-31 появился дым.

Пожар на подлодках обычно проявляется дымом, а не огнем. По этой причине экипажу приходится бороться с возгоранием почти вслепую. Точное развитие пожара на АС-31 передать уже никто не сможет, поскольку все находившиеся на борту погибли.
 

Случившася авария, по крайней мере на начальной стадии, была не так опасна для гидронавтов. Источники утверждают, что экипаж мог успеть эвакуироваться через шлюз на "Подмосковье". Все моряки имели индивидуальные портативные дыхательные устройства ПДУ-3. С ними даже при очень сильном задымлении можно продержаться без кислорода не меньше 20 минут. 

Почему же гидронавты остались на борту? По действующему руководству экипаж был обязан бороться с аварией на своем месте. За оставленный горящий отсек без приказа грозит уголовная ответственность. По приказу командира, субмарины-носителя гидронавты проверили дыхательные аппараты и со станции поднялись лишь те, кто не задействован в тушении пожара. Первым, как ранее сообщали, эвакуировали гражданского специалиста. По данным источника, шесть человек были спасены. Десять офицеров остались на борту бороться за живучесть аппарата. Все они погибли, поэтому точные действия по тушению воссоздать не удастся. 

После осмотра судна на базе стало понятно, что подводники использовали все средства пожаротушения. Имеющиеся на борту огнетушители, баллоны и четыре столитровые емкости системы ЛОХ были пустыми. За 40 минут работы моряки израсходовали и свои дыхательные устройства. Тогда экипаж включился  в шланговые аппараты. И когда некоторые подводники стали терять сознание, командир запросил разрешения подняться на "Подмосковье".

Четверо гидронавтов из второго, сменного, экипажа встречали пострадавших (скорее всего, они успели надышаться продуктами горения). Они их ждали у шлюзового устройства. При очередной разгерметизации люка, рассказали собеседники, произошел очень мощный взрыв. Установили, что взорвалась аккумуляторная батарея. Спасти никого не удалось.
 

Сейчас проводятся десятки экспертиз. По традиции, рассматривают три причины происшествия: отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.

Раньше такие подводные суда оборудовали украинскими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Но после осложнения отношений Москвы и Киева аккумуляторы заменили на отечественные. АС-31 оснастили литий-ионными батареями петербургской "Аккумуляторной компании "Ригель"". Старейший профильный завод имеет сертификаты о том, что батареи прошли испытания на взрывобезопасность. Сейчас проверяется, как проверялась техника и почему на ней не присутствовали представители Минобороны.

Рассматривается много версий, среди которых называют короткие замыкания, которые могли привести, к примеру, к перезаряду батареи. Случаев с возгоранием литий-ионных батарей в истории флота еще не было, как и с серебряно-цинковыми аккумуляторами. Некоторые специалисты сомневаются, что такой большой взрыв был вызван химическими реакциями в литий-ионных элементах. 

Также эксперты рассматривают проблемы в электросистеме станции, которая использует ток до 1000 Ампер или даже небольшой дефект кабелей. Проверяется и вариант террористической атаки на глубоководный аппарат. 

В Баренцевом море 1 июля погибли 14 гидронавтов. Благодаря их профессиональным действиям ядерная энергетическая установка была защищена и сейчас находится полностью в работоспособном состоянии. Закрепленные за петербургской воинской частью, все моряки были похоронены на Серафимовском кладбище. Подводников наградили посмертно.
 

АПЛ "Подмосковье" / "Звездочка", ЦС ОАО
"Аккумуляторная компания "Ригель", АО Санкт-Петербург
+7(812)234-01-00, +7(812)234-08-20



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Пфайф Максим Валерьевич
24.07.2019, 20:17
Версия не выдерживает критики. Система ЛОХ очень эффективна. При использовании нескольких станций можно потушить все. Что там случилось широкая публика не узнает никогда. Зная какие там люди служат,думаю ситуация была ........ХЗ. человеческий фактор тоже может быть.
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение